Передовые отечественные клиницисты середины и конца XIX и начала XX в., исходя из принципа нервизма, рассматривали и изучали больного не только как объект, но и как субъект, неповторимую в своих свойствах личность, в единстве с внешней и прежде всего социальной средой, во всей сложности их взаимосвязи и взаимообусловленности.
С точки зрения материалистического учения личность определяется не столько биологическими, наследственными свойствами, сколько социальными. Основой, определяющей всю личность, является та ее социально обусловленная сторона, которая включает в себя направленность личности, ее моральные качества. Направленность личности - это совокупность взглядов и убеждений человека, ставших руководящими и в его активной деятельности, направленной на достижение относительно далеких и сложных жизненно важных для него целей. В направленности надо различать ее качества и формы.
Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств.
|
|
Поскольку личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В это понятие обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки.
По определению отечественного психолога Р.С. Немова, личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой. Анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием «личность» позволит более полно раскрыть последнее.
|
|
Рэймонд Б. Кеттелл, выдающийся психолог, родившийся и получивший образование в Англии, с помощью факторного анализа разработал 16-фактор-ный опросник, известный как Опросник 16 личностных факторов, или 16PF. Это суть теории черт Кеттелла.
Кеттелл использовал сложный статистический метод, названный факторным анализом, чтобы прийти к категориям, или шкалам, 16PF.
Факторный анализ — это статистическая процедура, при которой черты — или что-либо другое — со схожими характеристиками помещается в одну категорию. Например, такие характеристики, как быть застенчивым и быть тихим, настолько похожи, что их обе можно поместить в одну категорию под названием застенчивость. Вы продолжаете соединять элементы, с которыми работаете, — в данном случае, черты — во все меньшее число больших категорий. В модели Кеттелла 16 черт. Эти 16 черт называются чертами первого порядка. 16 первичных шкал, используемые как основа для 16PF и для описания личности, следующие.
Замкнутость (отстраненность) — Сердечность (заинтересованность в других).
1. Высокий интеллект — Низкий интеллект.
2. Эмоциональная неустойчивость (легко расстраивается) — Эмоциональная устойчивость (спокойствие и терпеливость).
3. Мягкость (услужливость) — Конфликтность (соревновательность).
4. Озабоченность (серьезность) — Беспечность (импульсивность).
5. Недобросовестность (не обращает внимания на правила) — Высокая совестливость (стойкий, упорный).
6. Застенчивость (робость) — Смелость (социальная смелость).
7. Суровость (независимость. реалистичность) — Нежность (нереалистичность. чувствительность).
8. Доверчивость (легко приспосабливается) — Подозрительность (скептичность).
9. Практичность (конвенциональность) — Мечтательность (неконвенциональность).
10. Прямолинейность (простота) — Хитрость (расчетливость).
11. Невозмутимость (уверенность) — Опасливость (тревожность).
12. Консервативность (терпимость к традициям) — Экспериментирование (либеральность).
13. Зависимость от группы (соглашательство) — Самостоятельность (принятие собственных решений).
14. Низкий самоконтроль поведения (безразличие к правилам) — Высокий самоконтроль поведения (обязательность).
15. Расслабленность (спокойствие) — Напряженность (возбудимость).
Человек живет в обществе, поэтому возникает необходимость в совместной деятельности, которая в свою очередь порождает потребность в общении, в удовлетворении потребности в эмоциональной, информационной и пр. неудовлетворенности.
5.3. Самостоятельная работа по теме:
1. Прохождение многоуровневого личностного опросника (МЛО) (приложение 1).
5.4. Итоговый контроль знаний:
1. Что такое направленность личности?
2. В чем схожи, а чем различны понятия «личность», «индивид», «индивидуальность»?
3. Какие 16 шкал присутствуют в факторном анализе, разработанным Кэттелом?
4. Почему нет единого определения понятия «личность»? Какие определения Вы знаете?