Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М.Русалова.
В основе опросника лежит концепция биологической обусловленности формально-динамических свойств индивидуального поведения человека В.М.Русалова как частный вариант теории функционально-системной организации работы мозга П.К.Анохина (функционально-системный подход в психофизиологии). Опросник используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» (психомоторной и интеллектуальной сфер) и «коммуникативного» аспектов темперамента.
В.М.Русалов выделяет четыре базальных свойства нервной системы:
Эргичность – выносливость человека, как в умственном, так и в физическом плане;
Пластичность – способность психики легко приспосабливаться к изменяющимся, новым условиям (в поведении, в познавательных процессах). Противоположность – ригидность.
Скорость – темп реакций и поведения, в котором протекают психические процессы;
Эмоциональность – впечатлительность, импульсивность, чуткость к эмоциональным воздействиям и возможному несовпадению осуществляемого действия с запланированным образцом.
|
|
ОФДСИ содержит 150 вопросов, распределенных по 13 шкалам:
1) Эргичность психомоторная;
2) Эргичность интеллектуальная;
3) Эргичность коммуникативная;
4) Пластичность психомоторная;
5) Пластичность интеллектуальная;
6) Пластичность коммуникативная;
7) Скорость психомоторная;
8) Скорость интеллектуальная;
9) Скорость коммуникативная;
10) Эмоциональность психомоторная;
11) Эмоциональность интеллектуальная;
12) Эмоциональность коммуникативная;
13) Контрольная шкала.
4.3. Самостоятельная работа по теме:
1. В приложении 1 представлены карикатурные зарисовки четырех видов темперамента. Соотнести вид темперамента и сюжет, представленный на картинке. Обосновать свой ответ.
2. прохождение опросника формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова (приложение 2)
3. Приведите примеры холериков, флегматиков, сангвиников и меланхоликов (2-3 примера на каждый тип темперамента) из литературных произведений.
4.4. Итоговый контроль знаний:
Не предусмотрено.
Домашнее задание для уяснения темы занятия.
Не предусмотрено.