Анализ формирования и выполнения производственной программы включает в себя: 1) анализ объема продукции;
2) анализ ассортимента продукции;
3) анализ структуры продукции.
При анализе динамики объема производства продукции могут применяться натуральные, условно-натуральные, стоимостные показатели объемов производства продукции. Стоимостные показатели объема производства должны быть приведены в сопоставимый вид.
Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.
Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство и внутрихозяйственный оборот. Она
выражается в сопоставимых действующих ценах.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки
незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
|
|
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям (метод начисления: РП1=ОГПн + ТП -ОГПк(остатки готовой продукции), или по оплате – выручке (кассовый метод: РП2=ОТотгружн + ОП -ОТотгружк). Объем реализации определяется отпускной ценой, включая НДС. Он может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах.
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют натуральные показатели объемов производства и реализации. Условно-натуральные показатели применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции.
Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо выполнение плана не только по общему объему выпуска, но и по номенклатуре и в ассортименте.
Номенклатура – перечень наименований изделий с указанием кодов, установленных для соответствующих видов продукции в действующем Общероссийском классификаторе продукции (ОКП).
Ассортимент – перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.
Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска.
Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.