Основные методики, направленные на исследование восприятия

Восприятие – процесс приема и переработки человеком различной

информации, поступающей в мозг через органы чувств.

Тест Мюнстерберга на восприятие

Цель исследования: определение избирательности внимания.

Оборудование: бланк с заданием.

Инструкция: Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача просматривая строку за строкой, как можно быстрее найти эти слова. Найденные слова подчеркивайте. Время выполнения задания - 2 мин.

Измерение объема восприятия

Цель упражнения – определить объем зрительного восприятия в

зависимости от степени осмысленности предъявляемого материала.

Объектами служат наборы бессмысленных сочетаний букв (по 8 букв в

наборе) и осмысленные фразы (по три слова в каждой фразе). Всего в опыте

40 предъявлений, по 20 для каждого типа объектов, сначала предъявляются

буквы, затем фразы. Задача испытуемого – письменно воспроизвести все, что

ему было предъявлено.

Иллюзии установки

Существует определенный вид иллюзий восприятия, классическими

примерами которых являются иллюзии веса, объема, величины.

Можно выделить следующие черты ситуаций и свойств возникающих

иллюзий.

1. Перед испытуемым ставится задача сравнительной оценки пары

объектов по какому-либо параметру: весу, объему, размеру.

2. Опыт состоит из двух серий: предварительной, или установочной, и

основной – контрольной. Цель предварительной серии – создать у

испытуемого предпосылки для возникновения иллюзий, цель основной серии

– обнаружить иллюзию.

3. В предварительной серии предъявляется пара заведомо разных

объектов, в контрольной – пара одинаковых.

4. В контрольной серии испытуемый обычно допускает ошибку в

направлении контраста: меньшим (более легким) кажется тот объект,

которому в установочной серии соответствовал больший (более тяжелый). В

некоторых случаях (обычно при небольших различиях между объектами в

предварительной серии) имеет место ассимилятивная иллюзия: в

контрольной паре большим (более тяжелым) кажется тот объект, которому в

установочных опытах соответствовал также больший (более тяжелый)

объект.

Цель упражнения – демонстрация иллюзии размера.

Упражнение состоит из предварительной и контрольной серий.

Предварительная серия. Испытуемому предъявляются в течении 1

секунды 2 окружности существенно различного диаметра. Задача

испытуемого – сравнить окружности по размеру и указать большую. Кроме

того, он оценивает степень уверенности в правильности своих ответов по 3-х

балльной шкале:

3 – твердо уверен;

2 – не совсем уверен;

1 – не уверен.

В предварительной серии предъявляется 8 одинаковых проб.

Контрольная серия. Испытуемому без предупреждения предъявляются

две одинаковые окружности, равные по диаметру меньшей окружности в

предварительной серии. Задача испытуемого не изменяется. Если он

принимает решение о равенстве окружностей, то дает соответствующий

ответ. В контрольной серии также дается 8 проб.

Иллюзии восприятия

1. Константность восприятия

Константность восприятия – это способность воспринимать

предметы относительно постоянными по форме, величине, цвету и т. п., при

изменяющихся условиях восприятия.

Размеры кошки, изображенной на верхнем рисунке в отдалении, а на

нижнем – на первом плане, одинаковы. Так ли воспринимает это ваш мозг?

Организация восприятия

Феномены восприятия были описаны и проанализированы школой

гештальт-психологии (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка).

Самый важный из этих принципов состоит в том, что любой образ или

предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на каком-то фоне.

Одна из врожденных особенностей мозга структурировать сигналы

таким образом, что все, что меньше или имеет более правильную

конфигурацию, а главное то, что имеет для нас какой-то смысл,

воспринимается как фигура; она выступает на некотором фоне, а сам фон

воспринимается гораздо менее структурированным (рис.2).

Однако вся картина восприятия перестраивается, как только другой

элемент фона становится в свою очередь значимым. Тогда то, что за секунду

до этого виделось как фигура теряет свою ясность и смешивается с общим

фоном.

Ваза Рубина. На этом рисунке фон может быть либо, черным либо

белым. Это зависит от того, что человек воспринимает – вазу или 2 профиля.

Фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратится в фон, а фон в

фигуру.

Иллюзии восприятия сложных объектов

При восприятии человеком сложных, осмысленных изображений

срабатывает механизм влияния прошлого опыта и мышления, выделяющий в

воспринимаемом изображении наиболее информативные места, на основе

которых, соотнеся полученную информацию с памятью, можно о нем

составить целостное представление.

Кого вы видите на рисунке – старуху или молодую модницу? Одни

видят профиль молодой женщины, а другие – профиль старой. У каждого из

смотрящих появляется какая-то гипотеза, и мозг пытается подтвердить эту

гипотезу, организуя разные элементы рисунка по разному.

Узнавание фигур

Цель упражнения: исследование процессов восприятия и узнавания.

Экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу с изображением 9

фигур и предлагает внимательно рассмотреть и запомнить эти фигуры в

течение 10 секунд. После чего испытуемому показывают вторую таблицу, с

большим количеством фигур. Испытуемый должен обнаружить среди них

фигуры первой таблицы.

Первая инструкция: «Сейчас я покажу вам изображения фигур. У вас

есть 10 секунд, чтобы постараться запомнить как можно большее количество

фигур» (рис. 5).

Вторая инструкция: «На следующем рисунке (рис. 6) среди

нарисованных фигур вы должны выбрать те, которые видели в первом

случае».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: