Тест MMPI. Его особенности и строение

Использование методики MMPI (Минессотский многопрофильный личностный опросник, ММИЛ в модификации Березина Ф.Б. и др., СМИЛ в модификации Собчик Л.Н.) в моделях построения эффективной производственной деятельности имеет ряд весомых преимуществ:

1. Вопросы, представленные в методике отражают картину самочувствия обследуемого (реципиента), его привычки, особенности поведения, отношение его к различным жизненным явлениям и ценностям, нравственную сторону этого отношения, специфику межличностных отношений, направленность интересов, уровень активности и настроения и т.п.

Большая часть утверждений носит проективный характер и исподволь выявляет реакции реципиента в разных ситуациях, моделируемых утверждениями методики.

2. Хотя методика MMPI и построена по принципу опросника, оценка полученных в результате исследования данных базируется не на прямом анализе ответов реципиента, а на данных статистически подтвержденной дискретной значимости каждого ответа в сравнении со средненормативными данными.

4. Личностные черты и качества, определяемые данной методикой действенно помогают различить поведенческие тенденции, сформировавшиеся на базе темпераментных особенностей и проявившиеся как особенности поведения, свойственные характеристикам полюсной принадлежности факторов 16 PF.

4. Методика MMPI основана на изучении личностных черт и качеств, личностных состояний, имеющих природу стабильно проявляющихся поведенческих особенностей. Оказалось, что эти особенности, будучи первоначально выявленными в поведенческих комплексах лиц с клиническими отклонениями, имеют ту, или иную степень выраженности и в стабильном поведении здоровых людей.

В психоаналитической практике такая выраженность поведенческих особенностей объясняется как использование в жизнедеятельности определенных наборов первичных и вторичных бессознательных защит, сформированных в результате некоторых сбоев в процессе раннего развития психических структур личности.

При серьезных сбоях на определенной стадии развития происходит своеобразное «застревание» и «генерализация» психического состояния, что в дальнейшем приводит к невротическим, или более тяжелым психотическим клиническим отклонениям. Следствием такого «застревания» будет являться поведенческий комплекс, называемый в клинической практике как «психопатический», «истерический», «маниакально-депрессивный», «шизофренический» и т.п.

Считается, что личность в процессе развития не смогла на определенной стадии сформировать оптимальные системы взаимодействия и дальнейшее ее развитие происходило и через эту недоразвитость и под ее искажающим другие стадии влиянием.

Причинами возникновения невроза З. Фрейд называл особенности строения психики и судьбу, как систему своеобразного комплексного искажающего внешне го воздействия на психику на определенной стадии развития.

В зависимости от особенностей психического строения, стадии развития и природы воздействия уже и формируются клинические поведенческие особенности.

Оказалось, что и при здоровом психическом функционировании остаются своеобразные следы, похожие на природу образования неврозов. Естественно, что они отличаются по силе воздействия и, главное, по последствиям для формы жизнедеятельности.

Характерологические особенности могут объясняться как особенности, сформированные на основании структурных компонентов психики, переживших в процессе онтогенеза определенные внешние воздействия (окружающей среды, систем родительского и воспитательного воздействия, формирующихся механизмов объектного взаимодействия и т.п.) и принявших приемлемый для личности вид стойких поведенческих систем взаимодействия.

Приемлемость может выражаться как некая развитость невротизации реакций, свойственных стадиям и формам развития, нарушение которых в клинических формах приводит к стойким и выраженным поведенческим особенностям.

В клинических проявлениях психопатического поведения нарушается механизм личностного взаимодействия в системе «ребенок — родители» на стадии формирования ведущих механизмов социализации и уровень этого нарушения вызывает значительную социальную дезадаптацию и отсутствие адекватности в процессах объектных взаимодействий.

При сохранении адекватности и нормальном функционировании, особенности формирования систем социализации могут выражаться лишь как похожие проявления психопатического типа характера со склонностями доминирования, манипулирования в системах социальных ролей, агрессивной демонстративностью поведения и иных особенностей, свойственных клиническим проявлениям психопатии.

В таком случае, общий психопатический тип характера и сами характерологические склонности и особенности будут весьма стабильно проявляться в поведении, хотя и могут маскироваться в системах поведенческой «мимикрии», свойственной такому характерологическому поведению.

Естественно, что уровень и формы характерологических склонностей и особенностей весьма вариабельны и на их определение и направлена методика MMPI.

Академические психологические школы склонны объяснять характерологические типологические различия сложным сочетанием конституционных, индивидных и личностных особенностей или черт, сформированных и развитых под воздействием внешнего для личности окружения или влияния, принявших определенный вид и стабильно проявляющихся в разнообразных системах жизнедеятельности.

В нашем случае не столько важна природа характерологических различий, сколько ее поведенческая выраженность как категория стабильности, развитости, формы отношений и взаимодействий, переживаемых состояний и иных особенностей, влияющих на эффективность производственной деятельности, измеряемых и имеющих количественное выражение в данной методике.

Оценочные шкалы MMPI

Оценочные шкалы или шкалы достоверности, помимо определения надежности данных, полученных в результате тестирования, определяют установки реципиентов на процесс тестирования, их отношение к методике, к диагносту, к результатам самого процесса.

Шкала «?»:

Выбирается реципиентом при отсутствии определенности в ответе.

Нормальным считается присутствие в методике 30 сырых баллов, отражающих ответы такого рода.

От 40 до 60 сырых баллов по данной шкале свидетельствует о проявлении настороженности, выше 70 сырых баллов свидетельствует о недостоверности данных тестирования.

Недостоверность по шкале «?» отражает нежелание или неспособность вникать в существо вопросов методики. Может являться следствием недостаточной заинтересованности в результатах тестирования или проявляться как снисхо дительное отношение к диагносту.

Такие результаты могут фиксироваться и при попытке формального участия в процедуре, когда, по тем или иным причинам недопустимы прямые отказы от участия, а фиксация достоверных результатов не входит в планы реципиента.

В таких случая ретестирование и анализ ответов совместно с реципиентом скорее всего не изменят отношения к методике.

Неоднократно применялись попытки исключения шкалы «?» из методики MMPI, особенно при процедурах судебных психологических экспертиз, когда для ответов на поставленные перед экспертом вопросы требовалось обязательное определение характерологических особенностей реципиента.

И в таком варианте методики, в большинстве случаев наблюдался отказ от тестирования, но уже посредством произвольного выбора ответов, а отсутствие шкалы «?» существенно искажало результаты тестирования.

При диагностических процедурах в производственной деятельности недостоверность данных по шкале «?» является самостоятельным диагностическим фактором для анализа причин, побудивших к такому отношению к методике.

Выявление формального участия в процедуре и нежелание реципиента вникать в существо вопросов, является знаковым в системе построения отношений между работниками службы персонала и организацией и является веской причиной для анализа и пересмотра этих отношений.

Шкала L:

Включает в себя утверждения, которые выявляют тенденцию реципиента представить себя в возможно более выгодном свете, продемонстрировав очень строгое соблюдение социальных норм.

Шкала F:

Высокие показатели по этой шкале (Т70 баллов и выше) могут поставить под сомнение достоверность результатов тестирования.

Шкала состоит из утверждений, касающихся необычных мыслей, желаний и ощущений, явных психотических симптомов.

Шкала К:

Шкала состоит из утверждений, которые позволяют дифференцировать лиц, стремящихся смягчить или скрыть психопатологические явления, и лиц, чрезмерно открытых.

Индекс F-K. (Индекс Уэлша):

Поскольку тенденции, измеряемые шкалами F и К, в значительной степени противоположно направлены, разность первичного результата, полученного по этим шкалам (индекс Уэлша) имеет существенное значение для определения установки испытуемого в момент исследования и суждения о достоверности полученного результата.

Базисные шкалы MMPI

Общая характеристика:

1-я шкала: (ипохондрии или соматизации тревоги) сверхконтроля:

2-я шкала: (тревоги и депрессивных тенденций) пессимистичности:

Выявляет это качество наряду с неудовлетворенностью и склонностью к волнениям.

3-я шкала: (истерии или вытеснение факторов, вызывающих тревогу) эмотивности:

Шкала «эмоциональной лабильности».

4-я шкала: (психопатии или реализация эмоциональной напряженности в непосредственном поведении) импульсивности:

5-я шкала: (выраженность мужских или женских черт характера):

Отражает степень соответствия полоролевого поведения и уровень сексуальной адаптированности.

6-я шкала: (параноидности или ригидности аффекта):

В норме отражает склонность к педантизму, соперничеству и застреванию на негативных переживаниях.

Высокие показатели выявляют аффективную насыщенность переживаний, враждебность, склонность к паранойяльным реакциям.

Относится так же, как и 4-я шкала к стеническому (при значительном повышении к гиперстеническому) типу реагирования.

7-я шкала MMPI: (психастении или фиксации тревоги и ограничительного поведения) тревожности:

Выявляет повышенную боязливость, конституционально обусловленную тревожность, неуверенность, конформность, мнительность

8-я шкала: (шизоидности или аутизации) индивидуалистичности:

Бывает повышенной у лиц неконформных, с выраженной независимостью суждений и поступков, нестандартным мышлением, что при высоких показателях проявляется как своеобразие интересов, непредсказуемость поступков, иррациональный подход к решению проблем, отрыв от реальности.

9-я шкала: (гипомании или отрицания тревоги) оптимистичности:

Выявляет уровень оптимистичности и отражает стенический тип реагирования.

Показатели, расположенные ниже 50Т настораживают в плане снижения жизнелюбивых тенденций и общей активности.

№ 18. Методики, направленные на исследования памяти.

В современной психологии все отдельные опыты с памятью человека сводятся, в основном, к тому, что испытуемый тем или иным способом усваивает материал, а затем, спустя некоторое количество времени, его воспроизводит, узнаёт усвоенное. В каждом из таких опытов экспериментатор имеет дело с тремя основными переменными:

1. деятельностью усвоения или заучивания;

2. интервалом между усвоением и воспроизведением;

3. деятельностью воспроизведения.

Материал может предъявляться испытуемым зрительно или на слух. Кроме этого есть и иные способы: зрительно-слухо-моторный, зрительно-моторный, зрительно-слуховой. В своей работе мы коротко остановимся более подробно на основных методиках исследования памяти человека, которые позволяют наиболее полно и глубоко проанализировать все её стороны, виды и свойства.

2.1. Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности

Непроизвольное запоминание представляет собой процесс запоминания, протекающий на фоне деятельности, направленной на решение немнемических задач [10, с. 92]. Непроизвольное запоминание - это продукт и условие познавательных и практических действий. Это не случайный, а закономерный процесс, детерминированный особенностями деятельности субъекта.

Для изучения особенностей непроизвольного запоминания используется ряд конкретных методик. К примеру, А.А. Смирнов при исследовании роли активности в непроизвольном запоминании предлагал испытуемым пары фраз, на которых они должны были выводить определённые орфографические правила, а затем придумывать примеры на эти правила. На следующий день испытуемым предлагалось воспроизвести те фразы, которыми они оперировали накануне. Опыты показали, что собственные фразы запоминались гораздо продуктивнее предложенных экспериментатором.

Методика И.П. Зинченко [10, с. 88] направлена на изучение влияния направленности деятельности на продуктивность запоминания. Для этого он предложил методику классификации предметов и составления числового ряда. При выполнении этих обеих задач предметы числа запоминались непроизвольно. Когда предметы и числа были объектом деятельности испытуемых (классификация предметов в первом опыте и составление числового ряда во втором), они запоминались лучше, чем, когда служили фоновыми раздражителями. Однако и в этом случае (когда объекты выступали в качестве фонового раздражителя) запоминание было результатом проявления со стороны испытуемых какой-либо активности по отношению к этим объектам, хотя она и проявлялась лишь в форме случайных ориентировочных реакций.

Опишем несколько наиболее известных методик исследования непроизвольного запоминания.

Методика «Классификация изображений предметов».

Экспериментальный материал - 15 карточек, на каждой из которых изображён один предмет. 15 предметов легко классифицируются: животные, фрукты, игрушки. Кроме изображения предмета, на каждой карточке (в правом верхнем углу) написано двузначное число.

Перед началом исследования карточки располагаются на щите в случайном порядке и закрываются листом бумаги. Участвующим в исследовании выдаётся инструкция следующего типа, в которой говорится о том, что будет проводится опыт на умение классифицировать предметы по общим признакам. Задача испытуемого состоит в том, чтобы расклассифицировать предметы по группам и записать их в этом порядке, ставя в начале группы её название. После окончания опыта его участникам предлагается по памяти воспроизвести в любом порядке сначала предметы, изображённые на карточках, а затем числа.

На основании анализа данных делаются выводы об условиях продуктивности непроизвольного запоминания.

2.2. Измерение объёма кратковременной памяти

Кратковременная память представляет собой такой её вид, который характеризуется очень кратким сохранением материала после однократного непродолжительного восприятия и только немедленным воспроизведением. Для измерения объёма кратковременной памяти могут использоваться различные методики.

«Метод Джекобса». Этот метод проводится на цифровом материале и представляет собой следующую работу. Испытуемому предъявляются последовательно семь рядов цифр, которые содержат от 4 до 10 элементов. Ряды цифр составляются случайно. Экспериментатор по одному разу читает по очереди каждый ряд, начиная с самого короткого. После прочтения каждого ряда, через 2-3 секунды, испытуемые письменно воспроизводят в протоколе элементы рядов. Опыт повторяется несколько раз на различных цифровых рядах. После эксперимента испытуемый даёт отчёт о том, какими приёмами он пользовался для запоминания рядов. Анализ результатов и формулирование выводов об объёме кратковременной памяти проходит на основании полученных количественных данных, а также на основе словесного отчёта испытуемых о ходе процесса запоминания.

Ещё одна методика определения кратковременной памяти разработана Л.С. Мучником и В.М. Смирновым («Определение индекса кратковременной памяти»). В первой части предложенного ими теста задания выполняются по методу Джекобса. Во второй части опыта определяется объём оперативной памяти, для чего испытуемому предъявляют случайные однозначные числа, которые он должен попарно складывать в уме и запоминать результаты сложения. После окончания испытуемый должен воспроизвести все результаты подсчётов. По окончании двух опытов подсчитывается по специальной формуле индекс кратковременной памяти.

Методика «Измерение объёма кратковременной памяти методом определения отсутствующего элемента». Испытуемые предварительно знакомятся с рядом стимулов, которые используются в эксперименте. Затем эти стимулы предъявляются им в случайном порядке. Задача испытуемого состоит в том, чтобы определить, какой из элементов ряда отсутствует в предъявленной последовательности. В качестве стимулов для запоминания могут выступать числовые ряды, слова и др. В заключении эксперимента делаются выводы об объёме кратковременной памяти.

2.3. Исследование динамики процессов заучивания

Для исследования процесса запоминания используются следующие классические методики: метод удержания членов ряда, метод заучивания, метод удачных ответов, метод антиципации.

Так, к примеру, при проведении метода заучивания, испытуемому предлагают заучить ряд элементов (слоги, слова, числа, фигуры и т.п.) до критерия их безошибочного воспроизведения в любом порядке. Для этого ряд объектов предъявляют несколько раз. То количество повторений предъявления ряда объектов для безошибочного повторения испытуемым является показателем запоминания. Предлагая испытуемому повторно воспроизвести график объектов через определённые промежутки времени можно построить график забывания. Таким образом, метод заучивания позволяет экспериментатору прослеживать динамику процессов запоминания и забывания материала разного объёма и содержания.

Приведём пример методики «Исследование процесса заучивания». В качестве экспериментального материала здесь выступают не связанные по смыслу слова. Материал представляется слуховым способом. Испытуемому предлагается ряд из 12 слов с требованием его заучить до безошибочного воспроизведения в любом порядке. После каждого предъявления ряда испытуемый воспроизводит его. Ряд повторяется спустя 5 с после окончания воспроизведения. Удержанные элементы фиксируются в протоколе знаком «+»; если испытуемый называет слово, которого ранее не было, то оно записывается в примечаниях к протоколу. Опыт проводится до полного заучивания всего ряда.

После окончания опыта экспериментатор фиксирует в протоколе словесный отчёт испытуемого о мнемических приёмах, которые он использовал в целях запоминания. В заключении подсчитывается общее количество правильно воспроизведённых слов при каждом повторении, подсчитывается частота воспроизведения каждого слова и подводятся выводы о процессе запоминания.

2.4. Исследование факторов, влияющих на сохранение материала в памяти

Факторов, которые влияют на сохранение материала в памяти, несколько. Экспериментального исследования требуют такие факторы, как род промежуточной деятельности между заучиванием и воспроизведением, её временная локализация в интервале между заучиванием и воспроизведением, длительность интервала, степень первоначального заучивания и т.п. Результаты ряда исследования ретроактивного торможения (так называется ухудшение воспроизведения в тех случаях, когда в промежутке между заучиванием и воспроизведением совершается умственная деятельность субъекта) является особенно сильным, если промежуточная деятельность между заучиванием и воспроизведением является гомогенной, т.е. сходной с первоначальным заучиванием. В связи с этим, исследованию должны, в первую очередь, подвергнуться эффекты ретроактивного торможения. Остановимся более подробно на нескольких методиках исследования эффектов ретроактивного торможения и интерференции мнемических следов.

Первая методика включает в себя три опыта, которые строятся по одинаковой схеме и отличаются друг от друга только характером предъявляемого для запоминания материала: в первом опыте предъявляются связанные между собой слова, во втором - не связанные, в третьем - бессмысленные слоги. Испытуемому в каждом опыте последовательно на слух предъявляют три ряда из 4, 6 и 8 элементов с предложением воспроизвести в том же порядке. Испытуемый должен воспроизвести элементы 4 раза: первый раз непосредственно после предъявления, второй раз после паузы в 15 с., третий раз после перемножения в уме двух двузначных чисел (гетерогенное отвлечение), четвёртый раз - после гомогенного отвлечения - запоминания ряда других объектов (например, ряда слов, слогов и др.). Воспроизведённые элементы экспериментатор фиксирует в протоколе. После каждого опыта фиксируются данные словесного отчёта испытуемого и наблюдения экспериментатора. После проведения опыта, при помощи формулы, подсчитывается коэффициент ретроактивного торможения. По каждому опыту экспериментатор анализирует влияние пауз и отвлечений на продуктивность воспроизведения и характер его ошибок. При сравнении результатов, полученных во всех трёх опытах, оцениваются различия в воспроизведении связанных и несвязанных слов, а также бессмысленных слогов. Также сопоставляется влияние пауз и отвлечений на воспроизведение материала различной степени осмысленности.

Следующая методика принадлежит Ф.Д. Горбову [10, с. 123]. Её целью является выявление преходящих нарушений оперативной памяти по ходу и в связи с данной оперативной деятельностью. Испытуемому на экране дисплея последовательно со временем экспозиции 2 с предъявляют цифры, перед которыми стоит знак сложения или вычитания. Задача испытуемого складывать (или вычитать в зависимости от стоящего знака) предъявленное число с последним полученным результатом. Сумма (или разность) во всех случаях не превышает 9. полученный результат в каждой пробе испытуемый указывает с помощью мыши на цифровом табло из 10 цифр - от 0 до 9. В ходе эксперимента, неожиданно для испытуемого, перед предъявлением очередной цифры появляется яркая вспышка, которая должна вызвать ретроградную амнезию (разрушение мнемического следа). В опыте 50 представлений, из которых в случайном порядке выбираются 10, которым предшествует яркая вспышка. В процессе обработки результатов выявляются возможные ошибки, носящие характер ретроградной амнезии, т.е. возникающие за счёт стирания последнего результата и замены его предпоследним.

№ 19. Методики, направленные на исследования пространственных представлений.

Методика <Компасы> предназначена для изучения способности манипулирования образами, оценки степени развития плоскостных пространственных представлений.
Методика предназначена преимущественно для исследования и оценки способности к зрительному восприятию пространственных отношений и способности оперировать пространственными представлениями.
Дополнительно могут быть исследованы способность к логическому мышлению и сообразительность (Бодров В.А. и др.,1984).
Сущность методики заключается в следующем. На бланке (экране), предъявляемом обследуемым, схематически изображены компасы (по 5 компасов на каждой из 10 строчек). На всех компасах обозначено всего лишь по одной известной стороне горизонта и показано направление стрелки на какую-либо неизвестную сторону. Компасы ориентированы в самом различном направлении (север может быть вверху, внизу и т.д.).
Обследуемый должен определить, на какую сторону горизонта указывает стрелка на каждом компасе(С,Ю,В,З,СВ,СЗ,ЮВ,ЮЗ).
Время выполнения теста 10 мин. При обработке методики подсчитывается количество правильных ответов, полученное значение переводится в стандартные оценки.

Сфера применения:
1. Профессиональный психологический отбор и аттестация специалистов.
2. В процессе психофизиологической подготовки в качестве тренирующей программы (без сохранения результата) при дефиците профессионально важных качеств, обеспечивающих:
- точное и быстрое считывание показаний индикаторов;
- точную и быструю обработку инструментальной информации;
- формирование образа пространственного положения объекта управления.
3. Косвенная оценка функционального состояния организма человека.

№20 Тесты, направленные на измерение личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина, Д Тейлора. Тест Люшера. Диагностика агрессии А. Басса.

ШКАЛА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СПИЛБЕРГЕРА (АДАПТАЦИЯ Ю.Л.ХАНИНА) Область применения

Опросник предназначен для выявления уровня личностной тревожности как предрасположенности человека к тревоге.

Возрастной диапазон применимости Опросник предназначен для людей старше 16 лет.

Описание

Данный опросник был разработан Ч.Д.Спилбергером и его коллегами для диагностики тревожности как относительно устойчивой черты личности(склонности к тревоге). Он включает в себя 20 коротких описательных утверждений о различных психических состояниях. Испытуемому предлагается оценить по 4-бальной шкале частоту проявления таких состояний в его жизни.

Опросник позволяет измерить тревожность как личностное свойство, во многом обусловливающее поведение. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

Опросник Спилбергера-Ханина широко используется специалистами, работающими с диагностикой личностных черт и качеств человека, в частности, психологами-консультантами различных реабилитационных, коррекционных центров, практикующими психологами, работающими с развитием и

совершенствованием личности, решением определенных внутриличностных проблем. Опросник применяется в школьной психодиагностике, в управлении персоналом, психологической реабилитации, социальной работе, медицинской психологии.

Количество вопросов

20 пунктов – утверждения для оценки с вариантами ответа «почти никогда», «иногда», «часто», «почти всегда».Время прохождения теста 7 - 10 минут

Описание шкал

Уровень личностной тревожности. Определяет уровень предрасположенности человека к тревоге. Личности, относимые к категории высокотревожных (высокие значения по шкале), склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности.

Для низкотревожных людей (низкие значения по шкале), напротив, характерно спокойствие, безмятежность и некоторая вялость по отношению к происходящим событиям, им требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Интерпретация результатов

Итоговый показатель может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов.При интерпретации показателей можно ориентироваться на следующие оценки тревожности: до 30 баллов - низкая; 31 - 44 балла - умеренная; 45 и более - высокая.

Особенности компьютерной версии

В результатах представлены:– балльное значение по шкале и его краткая интерпретация.

ЛИЧНОСТНАЯ ШКАЛА ПРОЯВЛЕНИЙ ТРЕВОГИ (МЕТОДИКА ТЕЙЛОРА)

Область применения

Представляет собой опросник, позволяющий определить уровень тревожности как относительно устойчивого свойства личности.

Возрастной диапазон применимости Опросник предназначен для людей старше 16 лет.

Описание

Данный опросник был разработан Дж.Тейлором на основе набора утверждений Миннесотского многофакторного личностного опросника (MMPI).Выбор пунктов для теста осуществлялся на основе анализа их способности различать лиц с «хроническими реакциями тревоги». Результаты опросника позволяют судить об уровне личностной тревожности испытуемого, прогнозировать его реакции и поведение в различных ситуациях, судить о потенциале его успешности в той или иной профессиональной деятельности.

Опросник широко применяется в научно-исследовательской работе и психологической практике в сферах психологического и профессионального консультирования, управления персоналом, в психологических службах при образовательных учреждениях. У опросника существует два варианта – первый представляет собой адаптированный Т.А.Немчиным оригинал опросника, второй является адаптацией В.Г. Норакидзе (1975), который добавил к опроснику шкалу лжи. В пакете «Личность» используется второй вариант опросника.

Количество вопросов 60 пунктов – утверждения и варианты ответов для обозначения согласия /

несогласия с ними («да» и «нет»).

EFFECTON STUDIO ОПИСАНИЕ МЕТОДИК

Время прохождения теста Лимитированное – 20-25 минут

Описание шкал

Шкала тревоги. Показывает уровень личностной тревоги. Высокий балл,полученный по шкале, свидетельствует о выраженной тревожности испытуемого, его склонности к беспокойству, тревоге по отношению к происходящим событиям. Низкий балл позволяет говорить об отсутствии данных симптомов.

Шкала лжи. При высоких значениях, полученных по данной шкале, можно говорить о неискренности испытуемого при ответе на вопросы, его стремления к приукрашиванию собственных качеств и свойств.

Интерпретация результатов

Ответы испытуемого сверяются со специальным ключом, подсчитывается

балл по каждой шкале теста.

Интерпретация значений по шкале тревоги производится следующим образом:

41 – 50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги;

26 – 40 баллов - свидетельствует о высоком уровне тревоги;

16 – 25 баллов – свидетельствует о среднем (с тенденцией к высокому)уровню;

6 – 15 баллов – свидетельствует о среднем (с тенденцией к низкому) уровню;

0 – 5 баллов – свидетельствует о низком уровне тревоги.

Значения выше 6 баллов, полученные по шкале лжи, позволяют говорить о неискренности испытуемого в процессе ответа на вопросы.

Особенности компьютерной версии

В результатах представлены:

– балльное значение по шкале лжи;

– балльное значение по шкале тревоги;

– краткая интерпретация по шкале тревоги (уровень тревожности).

ТЕСТ ЛЮШЕРА

Область применения

Тест применяется в целях экспресс-диагностики психологического состояния.

Возрастной диапазон применимости

Тест предназначен для детей дошкольного (5-7 лет), младшего школьного возраста, а также для подростков и взрослых.

Описание

Набор теста состоит из восьми карточек разных цветов: серого (условный номер — 0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), красно-желтого (3), желто-красного (4), красно-синего или фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7), разложенных в случайном порядке. Испытуемому предлагается выбирать поочередно самый привлекательный, приятный на данный момент цвет (выбранная карточка убирается). Затем процедура повторяется. При повторе процедуры нет необходимости повторять прошлую последовательность выбора, т. к., оценивается также предпочтение цвета в данный момент времени.

EFFECTON STUDIO ОПИСАНИЕ МЕТОДИК

Суть методики заключается в подсознательном предпочтении испытуемым в разные периоды жизни определенных цветов, которые, в свою очередь, символизируют состояние его психики, ее резервов, оценивают способно-сти различных систем организма к противостоянию стрессам (интерпретация данных основана на культурно-исторической символике цветов, а также психоаналитическом и психосоматическом подходах). Специалисты, исследующие данный тест, пришли к выводу, что предпочтение определенных цветов говорит о профессиональных склонностях испытуемого: цвет №1 символизирует такие качества, как вдумчивость, сосредоточенность, предпочтение индивидуальной работы; цвет №2 – формально-логическое мышление, тягу к точным наукам; цвет №3 – активность, общительность, организаторские качества; цвет №4 – направленность на общение и контакты с другими людьми; цвет №5 – своеобразие мышления, оригинальность, склонность к искусству и творчеству; предпочтение смешанных цветов (6, 7, 8) говорит о плохой адаптации личности.

Тест показал себя как прекрасный инструмент психодиагностического исследования при профотборе, профконсультировании, диагностике ситуации детей в семье и школе, для выявления лиц, склонных к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.Функция цвета, отражающая субъективное отношение испытуемого к выбранным цветам, определяется и кодируется определенным образом. Сравниваются два выбора и делается группировка, ориентированная на устойчивые пары.

Далее определяется степень удаленности от аутогенной нормы (АН) – сумма абсолютных значений восьми отклонений от АН, которые переводятся в стандартные значения по 7-балльной шкале (балльная оценка). Затем рассчитывается вегетативный коэффициент (ВК) по формуле ВК=(18-красный-желтый)/(18-синий-зеленый). В числитель и знаменатель формулы подставляются места соответствующих цветов. Полученные значения переводятся в стандартные значения по 7-балльной шкале (балльная оценка).

Количество вопросов Набор из восьми карточек разного цвета, предъявляемый два раза.

Время прохождения теста 5 минут.

Описание шкал

Аутогенная норма (АН) – эталонный индикатор нервно-психического благополучия. Это ряд цветовых предпочтений - красный, желтый, зеленый,фиолетовый, синий, коричневый, серый, черный. У человека, последовательность выбора цветов которого близка к эталонному ряду, наблюдается согласованность потребностей и способностей, интересов и долга, отсутствие противоречащих друг другу равносильных мотивов поведения. У человека, выбирающего цвета в порядке, обратном аутогенной норме, можно

ожидать наличие выраженной непродуктивной нервно-психической напряженности. Показатель суммы отклонений (СО) от АН позволяет прогнозировать эффективность и успешность деятельности по уровню нервно-психического напряжения.

Вегетативный коэффициент (ВК) – числовое выражение энергетической установки, которую отражает отношение испытуемого к двум парам мобилизующих и пассивных цветов. Мобилизующие цвета ассоциированы с активностью – красный и желтый, пассивные цвета ассоциированы с бездействием – синий и зеленый.

Интерпретация результатов

Наиболее информативен выбор цвета, когда он поставлен в начало или в конец ряда. В норме основные цвета (синий, зеленый, красный, желтый) располагаются в начале или середине ряда, дополнительные цвета (фиолетовый, серый, коричневый, черный) находятся в конце ряда.

Суммарное отклонение от аутогенной нормы интерпретируется следующим образом:

1-2 балла – отсутствие непродуктивной нервно-психической напряженности.

3 балла – незначительный уровень непродуктивной нервно-психической напряженности.

4 балла – средний уровень непродуктивной нервно-психической напряженности.

5 баллов – повышенный уровень непродуктивной нервно-психической напряженности.

6-7 баллов – выраженная непродуктивная нервно-психическая напряженность.

Интерпретация значений ВК:

1-2 балла – истощенность, установка на бездействие. Хроническое переутомление.

3 балла – установка на оптимизацию расходования сил. Энергетический потенциал невысок, но вполне достаточен для успешной деятельности в привычных спокойных условиях.

4-5 баллов – оптимальная мобилизация физических и психических ресурсов, установка на активное действие.

6-7 баллов – избыточное возбуждение, суетливость.

Особенности компьютерной версии В результатах представлены:

Общие результаты:

– общая выраженность компенсаций и тревог;

– суммарное отклонение от аутогенной нормы;

– аутогенная норма (балльная оценка);

– вегетативный коэффициент;

– вегетативный коэффициент (балльная оценка).

Интерпретация:

– группировка цветов по предпочтениям;

– интерпретация цветовых выборов: существующая ситуация, источник

стресса, черты, находящиеся в резерве, желаемая цель, существующие

проблемы;

– аутогенная норма;

– вегетативный коэффициент.

ОПРОСНИК ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ АГРЕССИВНЫХ И ВРАЖДЕБНЫХ РЕАКЦИЙ БАССА-ДАРКИ

Область применения

Опросник предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций у людей подросткового, юношеского возраста и взрослых.

EFFECTON STUDIO ОПИСАНИЕ МЕТОДИК

Возрастной диапазон применимости Опросник предназначен для людей старше 12 лет.

Описание

Агрессивность в модели авторов выступает в качестве свойства личности, характеризующегося наличием деструктивных тенденций, в основном, в области межличностных отношений. Враждебность трактуется как реакция,развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. А.Бассом и А.Дарки было выделено 8 видов реакций, которыми сопровождается агрессивность и враждебность и на основании которых можно прогнозировать наличие тех или иных поведенческих реакций у человека: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида,подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины.

Результаты опросника позволяют говорить об общем уровне агрессивности и враждебности личности, а также способах проявления агрессии, наиболее характерных для нее. Опросник Басса-Дарки, в основном, применяется для изучения особенностей взаимодействия человека с другими людьми, его поведения и реакций в группе, коллективе. Он входит в стандартный инструментарий школьного психолога, HR-специалиста, рекрутера, психологов реабилитационного, пенитенциарного учреждения, а также учреждений, ведущих социальную работу с различными категориями населения.

Количество вопросов 75 пунктов – утверждения для оценки с вариантами ответа «да» и «нет».

Время прохождения теста 15 - 20 минут

Описание шкал

Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо (злобные сплетни, шутки) или не на кого не направленная (взрыв ярости, проявляющийся в крике, битье кулаками по столу и т. п.).Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Негативизм - оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымыш-

ленные действия. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

EFFECTON STUDIO ОПИСАНИЕ МЕТОДИК

В методике также предусмотрено определение индексов агрессивности и враждебности. Они показывают общий уровень агрессивности и враждебности личности, позволяют прогнозировать конфликтность и напряженность в отношениях с окружающими.Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Для более полной и обоснованной оценки этих проявлений следует пользоваться этим опросником в совокупности с другими личностными

опросниками (например, опросниками Кеттелла и Спилбергера-Ханина),проективными методиками (методика Люшера).

Интерпретация результатов

Ответы испытуемого с помощью ключа распределяются по 8 шкалам, соответствующим агрессивным и враждебным реакциям. Определяется доминирующие типы реакции (один или несколько типов, получившие наибольшее значение).

Индекс враждебности рассчитывается как сумма баллов по шкалам 5 и 6, а

индекс агрессивности – как сумма баллов по шкалам 1, 3 и 7. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21±4, а враждебности –6,5 - 7±3.

Особенности компьютерной версии

В результатах представлены:

– балльное значение по каждой шкале с указанием максимально возможного значения).

– значение индексов агрессивности и враждебности (с указанием границнормы).

№ 21 Исследования психических состояний. Опросник САН. Оценка нервно-психического напряжения. Тест Т.А.Немчина.

ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ ПО НЕМЧИНУ

Область применения

Методика предназначена для измерения степени выраженности нервно-психического напряжения.

Возрастной диапазон применимости Опросник предназначен для людей старше 16 лет.

Описание

Опросник нервно-психического напряжения (НПН) Т. А. Немчина представляет собой перечень 30 характеристик нервно-психического напряжения,разделенных на три степени выраженности. Испытуемому предлагается отметить те строки, содержание которых соответствует особенностям его состояния в настоящее время. Исследование проводится индивидуально в хорошо освещенном помещении, изолированном от посторонних звуков и шумов.

Подсчет производится путем суммирования набранных баллов. При этом за отметку, поставленную против первого пункта, начисляется 1 балл, против второго пункта – 2 балла, против третьего – 3 балла. Минимальное количество баллов, которое можно набрать, равно 30, а максимальное – 90.

Опросник предназначен для измерения степени выраженности определенного состояния, проявляющегося у человека в сложных нестандартных ситуациях. Данное состояние является системным показателем уровня соматической (телесной), нервной и психической организации человека и сопровождается эмоциями (и положительными, и отрицательным). Методика позволяет выявить начинающееся перенапряжение регуляторных системорганизма.

Количество вопросов 30 характеристик нервно-психического напряжения, разделенных на три степени выраженности.

Время прохождения теста 6-10 минут.

EFFECTON STUDIO ОПИСАНИЕ МЕТОДИК

Описание шкал

Шкала нервно-психического напряжения. Есть три степени выраженности нервно-психического напряжения. При слабом нервно-психическом напряжении состояние спокойное и уравновешенное. При умеренном – наблюдается повышение качества продуктивности психологической деятельности.При чрезмерном нервно-психическом напряжении возможно снижение концентрации внимания, а также мотивации к работе. Выявляется перенапряжение регуляторных систем организма.

Интерпретация результатов

Диапазон слабого нервно-психического напряжения располагается в промежутке от 30 до 50 баллов; умеренного - от 51 до 70 баллов; чрезмерного– от 71 до 90 баллов.

Особенности компьютерной версии

В результатах представлены:

– нервно-психическое напряжение в баллах (от 30 до 90) и номинативной шкале (слабое – чрезмерное);

– текстовая интерпретация результатов.

(САН) САМОЧУВСТВИЕ, АКТИВНОСТЬ, НАСТРОЕНИЕ

Область применения

Методика предназначена для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения.

Возрастной диапазон применимости Опросник предназначен для людей старше 16 лет.

Описание

Опросник дифференцированной самооценки функционального состояния состоит из 30 пар полярных характеристик самочувствия, настроения и степени активности. По каждому признаку необходимо отмечать на 7-балльной шкале то место, которое в наибольшей мере отражает соотношение между указанными качествами в данный момент. Так же есть вариант методики с 9-балльной шкалой. Именно этот вариант используется в пакете «Состояние».

При подсчете баллов крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а позитивного – в девять баллов. Полученные результаты по каждой шкале усредняются.

Опросник САН позволяет быстро диагностировать общее функциональное состояние, прогнозировать его влияние на какой-либо вид деятельности испытуемого, например, прохождение комплексного тестирования. Методика может использоваться при профотборе, профдиагностике, психологическом консультировании. Удобство опросника заключается в высокой чувствительности к изменению какого-либо параметра – самочувствия, активности, настроения. Так, при утомлении снижаются показатели самочувствия и активности, а настроение может существенно не измениться.

Количество вопросов 30 пар противоположных по смыслу характеристик, соотношение которых определяется по 7-балльной шкале.

Время прохождения теста 5минут.

Описание шкал

Самочувствие. При хорошем самочувствии не ожидается негативного влияния на прохождение тестирования или другую деятельность, при плохом самочувствии – негативное влияние может сказаться на деятельности испытуемого. Активность. Низкая активность может указывать на усталость, высокая активность - располагает к деятельности разного рода. Настроение. При хорошем настроении не ожидается негативного влияния на прохождение тестирования или другую деятельность, при плохом настроении – негативное влияние может сказаться на деятельности испытуемого.

Интерпретация результатов

Средний балл шкалы равен 5. Оценки, превышающие 5 баллов, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого. Нормальные оценки состояния находятся в диапазоне от 6.0 до 6.5 баллов. При анализе функционального состояния важны не только отдельные показатели, но и их соотношение.

Особенности компьютерной версии В результатах представлены:

– самочувствие в баллах;– активность в баллах;– настроение в баллах;– самочувствие в номинативной шкале (плохое – отличное);– активность в номинативной шкале (низкая – высокая);– настроение в номинативной шкале (плохое – отличное);– текстовая интерпретация полученных значений по каждой шкале.

Вопрос 22. Методики, направленные на исследование речи.

Психолингвистический метод исследования речи детей (Л.В. Яссман).

Методика рассчитана на детей 7-8 лет и состоит из тестов, направленных: 1) на исследование пониманиям активного владения грамматическим строем речи; 2) анализ процесса речепроизводства в целом. Продолжительность работы - 20-30 мин. Методика может применяться как самостоятельно, так и в качестве дополнительной при общем патопсихологическом обследовании ребенка. В возрасте 7-8 лет дети переходят к новому виду деятельности - учебной, требующей способности строить высказывание на основе осознанного уровня, учитывая речевые закономерности языка. Это сложная аналитико-синтетическая деятельность, доступная не всем детям дошкольного возраста: при олигофрении и ЗПР речь в этом возрасте еще не оказывает дифференцирующего воздействия и недостаточно отвечает требованиям самовыражения и регуляции. Эти отклонения в речевом развитии являются факторами, положенными в основу психолингвистического метода исследования детей с отклонениями в развитии. Метод заключается в составлении предложений из опорных слов. Набор, предлагаемый испытуемому, состоит из слов в начальной форме. Слова предъявляются в порядке, отличном от того, в котором они должны стоять в предложении: называются сначала глагол, затем существительные. Предлоги и союзы опускаются. Задание направлено на исследование способности ребенка строить высказывание без опоры на речевые стереотипы. Процессы построения высказывания протекают на этапах внутреннего смыслового программирования и грамматического структурирования. Соответственно, в высказывании может страдать как смысловая сторона, так и нормы грамматического оформления.

1. Составление предложений из набора слов

Инструкция. Составь предложения из слов, которые я тебе прочитаю. Свои слова употреблять нельзя. Процедура. Предлагаются последовательно 5 наборов слов. Ответы ребенка фиксируются в протоколе.

(Данный набор является условно-нормативным. В зависимости от содержания картинок могут быть предъявлены другие наборы слов, организованные по описанным выше правилам.)

2. Составление предложений из опорных слов с одновременным предъявлением сюжетной картинки

Инструкция. Посмотри на картинку и составь предложение из слов, которые я тебе прочитаю. Свои слова употреблять нельзя. Процедура. На стол перед ребенком выкладывается соответствующая картинка, дается возможность ее рассмотреть, затем зачитывается набор слов. Если ребенок составляет свое предложение, ему напоминается условие: «Неверно, свои слова употреблять нельзя, послушай еще раз набор и составь предложение только из тех слов, которые я тебе прочитаю». При предъявлении сюжетной картинки мы снимаем затруднение в составлении смысловой схемы предложения, так как ситуация воспроизведена на картинке. Ребенку остается только передать представленный на картинке смысл при помощи развернутого высказывания. Характер ошибок позволяет судить о том, как протекает речевая деятельность на этапе грамматического структурирования, и тем самым получить представление об уровне языковой компетентности испытуемого, способности на осознанном уровне грамматически верно оформить высказывание без опоры на стереотипы.

3. Составление предложения по сюжетной картинке

Инструкция. Посмотри на картинку и составь предложение. Процедура. В каждом варианте задания предлагается до пяти предложений. В тех случаях, когда с заданием составить предложение из слов ребенок не справляется, ему предлагается тот же набор, но с опорой на картинку. Если обследуемый снова не справляется с заданием, предлагается составить предложение просто по сюжетной картинке. Необходимо учитывать отдельно дозу и роль помощи, которая заключается в совместном составлении предложений в первом варианте задания.

Оценка результатов

Анализ показывает, что в зависимости от степени и качества дефекта имеет место и различный тип нарушений в построении предложений. При оценке результатов выделяются следующие типы ответов.

Предложение составлено верно, все этапы речевой деятельности протекают нормально, что указывает на сформированную речевую компетентность ребенка и коррелирует с общим интеллектуальным развитием, соответствующим норме.

Предложение верно передает смысл, заключенный в наборе слов, но содержит аграмматизмы, что свидетельствует о нарушении этапа реализации программы. Чаще всего в данном случае исследуемые находятся в зоне ближайшего развития их речевых возможностей, что свидетельствует о легкой ЗПР, вполне поддаются коррекции.

Предложение неверно передает смысл, заложенный в наборе, что обусловлено нарушениями в установлении парадигматических и синтагматических отношений. Данное нарушение, происходящее на этапе внутреннего программирования речевого высказывания, характерно для более глубокого недоразвития интеллекта и коррелирует с нарушением способности к опосредованному запоминанию и сформированности ассоциативной деятельности.

Ответ представляет собой набор слов, что свидетельствует о нарушении на этапе ориентировки в условиях коммуникации, характерном для глубоких форм олигофрении.

Отказ от составления предложений. В случае аномального развития свидетельствует о нарушении этапа речевого намерения. У нормально развитых детей может быть следствием непонимания задания, а чаще страха перед неверным ответом, что указывает на повышенную критичность к себе со стороны ребенка и высокий уровень притязаний.

Отмечено, что дети с поражением или недоразвитием лобных долей мозга оказываются не в состоянии составить соответствующий план и прямо переходят к попыткам выполнить те или иные действия, не опираясь на какую-либо схему решения. Операции, возникающие у этих детей, легко отщепляются от исходного уровня задачи, попадают под влияние посторонних факторов и быстро теряют свой избирательный характер. В этом случае дети составляют предложение с одним из предъявленных слов или дают совершенно не относящийся к теме ответ.

Для детей с недоразвитием теменно-затылочных отделов мозга составление общей схемы решения не представляет значительных затруднений, основные трудности они испытывают в последовательной реализации программы, которая невозможна из-за дефектов содержания всех элементов задачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: