Цели участников корпоративных отношений разнородны, однако они не направлены на причинение вреда иным участникам корпоративных правоотношений и не связаны с нарушением действующего законодательства.
Участники корпоративных отношений не стремятся получить контроль над управлением обществом противозаконными способами (например, как в случае с недружественными поглощениями), кроме того, они не злоупотребляют принадлежащими им правами в целях понуждения иных участников к выкупу принадлежащих им акций (долей участия) по заведомо завышенным ценам (корпоративный шантаж).
По составу участников можно выделить основные наиболее распространенные случаи корпоративных противоречий:
1) между основными акционерами (участниками);
2) между контролирующими и крупными и миноритарными акционерами (участниками);
3) между акционерами (участниками) и членами органов управления*(1251).
Причины возникновения корпоративных противоречий
Чаще всего корпоративные противоречия возникают либо между основными акционерами, либо между акционерами и менеджментом компании.
Наиболее яркий пример современной отечественной истории бизнеса - это конфликт между основными акционерами ОАО "ВымпелКом": "Альфа Групп (Altimo)", владеющей 44% голосующих акций, и компанией "Теленор", имеющей 29,9% голосующих акций*(1252). Именно в связи с разногласиями по стратегическому вопросу - выходить ли компании на перспективные рынки некоторых стран СНГ - началось корпоративное противостояние. Менеджмент компании был фактически поставлен перед выбором: кого поддержать в этом конфликте.
В качестве примеров также можно привести конфликт между владельцами группы "Интеррос" в процессе раздела принадлежащих им совместных активов, конфликт между акционерами ОАО "ТНК-ВР" и др.