Контрольные вопросы
Потенциал организаций с различным уровнем корпоративной культуры
• Корпоративная культ ура. На данном уровне организация характеризуется достаточно развитыми признаками корпоративной культуры. Среди данных признаков можно выделить четкую направленность на получение дохода, удержание положения на рынке, сплоченный коллектив. Перспективы – возможность превращения в неэффективную структуру при отсутствии учета изменений макросреды.
• Межкорпоративная культура. Характеристика организации – готовность к переменам, корпоративная культура компании занимает неагрессивную позицию по отношения к корпоративным культурам других организаций. Среди перспектив данного уровня корпоративной культуры можно выделить дополнительный потенциал для расширения сферы деятельности, возможность получения большего количества информации, развитие сотрудников.
• Культура бизнеса. Корпорация, находящаяся на данном уровне, демонстрирует готовность к социальному сотрудничеству, «симбиоз» корпоративной культуры и социальных ценностей. Перспективы – расширенные потребности создают условия для возникновения новых видов бизнеса.
Корпоративная культура, по определению, не может быть сконструирована и внедрена. Она не может быть даже заимствована. Заимствованы, могут быть лишь некоторые структуры и механизмы связей, отражаемые в организационных проектах. Пересадка же с одной почвы на другую образа корпоративного поведения, как правило, бывает безуспешной. Каждый коллектив уникален: половозрастной состав, профессионально-квалификационная структура кадров, отраслевая, географическая специфика и т. п. — все это накладывает свой отпечаток. Большое значение имеет история становления предприятия, формирования самого коллектива и сложившиеся традиции.
3. Какие уровни можно выделить в корпоративной культуре? Расскажите о различных классификациях уровней корпоративной культуры (по Э. Шейну, по Т. Дилу и А. Кеннеди, по Т. Трайсу и Дж. Бейеру).
План:
1. Роль основателей организации в формировании корпоративной культуры
2. Механизмы передачи корпоративной культуры.
3. Факторы, способствующие поддержанию корпоративной культуры
4. Культурная адаптация и ее основные стадии
5. Значение аккультурации новых сотрудников для поддержания корпоративной культуры.
6. Типы взаимодействий при овладении корпоративной культурой. «Агенты» аккультурации
7. Методы получения информации о корпоративной культуре в процессе культурной адаптации.