Этапы процесса принятия и реализации управленческих решений

1. Анализ возникающей проблемы.

2. Варианты решений проблем

3. Критерии решения проблемы

4. Принятие управленческого решения

5. Запуск управленческого решения (проведение совещания – распределение обязанностей, уточнение конкретных моментов)

6. Контроль за исполнением управленческих решений (предварительный, текущий, итоговый)

7. Реорганизация процесса исполнения решений

8. Итоговое подведение вопросов решения

При нерешенности проблемы процесс повторяется заново, переводя организацию на новый уровень управленческих решений

Любое управленческое решение проходит через три стадии:

1) Выяснение проблемы: сбор информации, выяснение актуальности, определение условий при которых эта проблема будет решена.

2) Составление плана решения: разработка альтернативных вариантов решения, сопоставление вариантов решения с имеющимися ресурсами, оценка альтернативных вариантов по социальным последствиям, оценка альтернативных вариантов по экономической эффективности, составление программ решения, разработка и составление детального плана решения

3) Выполнение решения: доведение решений до конкретных исполнителей, разработка мер поощрений и наказаний, контроль за выполнением решений.

Участники процесса принятия решений. Среди них выделяют 5 основных ролей:

Владелец проблемы - человек, который отвечает за решение возникшей проблемы. Это человек, который, по мнению окружающих или своему служебному положению, должен решать проблему и нести ответственность за принятые решения. Эти решения обычно непосредственно влияют на положение и благосостояние владельца проблемы. Например, владельцы всех проблем в организациях — это руководители организаций, которые, однако, могут поручить решение этих проблем другим людям, делегируя им часть своих полномочий.

Лицо, принимающее решение (ЛПР). Играет ключевую роль в процессе принятия решений, далеко не всегда является владельцем проблемы. ЛПР - это индивид/группа людей, которые реально осуществляют выбор и несут ответственность за принятые решения в соответствии со своими полномочиями. Если решение принимается группой, то в этом случае можно использовать термин «группа, принимающая решение» (ГПР).

На практике возможны три различных ситуации:

1. Владелец проблемы и ЛПР — один и тот же человек. В этом случае владелец проблемы никому не доверяет ее решение, кроме себя самого.

2. Владелец проблемы входит в состав группы, принимающей решение. В этой ситуации владелец проблемы является лишь одним из нескольких человек, принимающих участие в ее решении.

3. Владелец проблемы и ЛПР — разные люди. Такие ситуации возникают, если владелец проблемы, например руководитель организации, «перекладывает» принятие решений на других людей (своих подчиненных, консультантов, экспертов) и дает им для этого необходимые полномочия.

Активные группы - это группа людей, имеющих общие интересы по отношению к решаемой проблеме. Как правило, роль активной группы исполняют другие организации, которые так или иначе заинтересованы в решении возникшей проблемы. Например, активной группой можно считать общественную организацию по защите окружающей среды, протестующую против решения о строительстве нового промышленного предприятия в экологически чистом районе. Разумное ЛПР всегда принимает во внимание интересы активных групп, учитывая их позиции и критерии выбора в процессе принятия решений.

Эксперты. В процессе принятия решений важную роль играют эксперты - люди, которые профессионально лучше, чем ЛПР, знают отдельные аспекты проблемы и выступают в роли источника информации, необходимой для принятия решения. К экспертам обычно обращаются, чтобы выяснить причины возникшей проблемы, разработать варианты ее решения, оценить каждую альтернативу и сделать прогноз развития событий. (Принимая решение о вложении денег в ценные бумаги, ЛПР может обратиться за информацией к специалистам фондового рынка, которые оценят ожидаемый доход и риск инвестиций).

Аналитики. Их роль заключается в рациональной организации процесса принятия решений. Аналитики выполняют следующие основные функции:

• оказание помощи ЛПР и владельцу проблемы в правильной постановке задачи;

• выявление ролей и позиций активных групп;

• организация работы с экспертами;

• выявление предпочтений ЛПР;

• разработка и применение методов принятия решений.

Главный инструмент аналитика — методы принятия решений, которые в хорошем смысле «механизируют» мышление ЛПР и определяют порядок получения и обработки всей необходимой информации. Правильно построенные методы принятия решений позволяют выявить предпочтения ЛПР, сравнить между собой все альтернативы и служат своеобразным усилителем человеческих возможностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: