Миссия логистики

Обеспечить получение продуктов и услуг там, где они необходимы, тогда, когда они требуются.Логистика предприятия есть интегрированный процесс, при­званный содействовать созданию потребительной стоимости с наименьшими общими затратами. На стратегическом уровне менедже­ры по логистике стремятся достичь заранее согласованного качества обслуживания потребителей на базе накопленной компетентности, доведенной до уровня высокого искусства. Проблема заключается в том, чтобы уравновесить ожидания, связанные с качеством обслуживания, и требуемые затраты согласно намеченным хозяйственным целям бизнеса.

Внедрение методов интегрированного логистического менеджмента в практику бизнеса позволяет фирмам значительно сократить товарно-материальные запасы, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить логистические издержки, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сопутствующего сервиса.

Реальная потребность в интеграции становится присуща всем коммерческим предприятиям, независимо от отраслевой принадлежности, точно так же, как организация государственного сектора. Сегодняшние условия развития экономики России настоятельно требуют создания условий по объединению промышленных,торговых предприятий и компаний, обслуживающих инфраструктуру рынка, в интегрированные логистические системы. Именно они способны быстро, своевременно и с минимальными затратами осуществлять поставки продукции потребителю.

Главной тенденцией современности, включая процессы в мировой экономике, становится обретение новых факторов эффективности логистики, слияние ее традиционных сфер применения и образование качественно новой стратегической инновационной системы – интегрированной логистики.

Наиболее ярко это проявляется не только в межфункциональной координации внутри фирмы, но и преодолением межфирменных, межотраслевых границ в эффективных интегрированных логистических цепочках.

Предпосылками для интегрированного логистического подхода являются:

1. Новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в реализации и развитии конкурентных возможностей предприятия.

2. Реальные перспективы и тенденции по интеграции участников логистических цепочек между собой, развитию новых организационных форм – логистических сетей.

3. Технологические возможности в области новейших информационных технологий, открывающих принципиально новые возможности для управления всеми сферами производственно-коммерческой деятельности.

Факторы, влияющие на разработку и использование логистических моделей в Россиской Федерации:

· Революция в информационных технологиях;

· Повсеместное распространение философии TQM(тотальное управление качеством);

· Рост партнерства и стратегических союзов;

· Структурные изменения в организациях бизнеса.

Основными факторами препятствующим становлению логистических компаний в России, является острая нехватка современных складских терминалов. Специализированные компании могут разрабатывать идеальные схемы передвижения грузов, но без соответствующей логистической инфраструктуры, какой является сеть современных складских комплексов на обслуживаемой территории, при одном слабом звене выстроенная цепочка окажется ненадежной. Современный бизнес требует интенсивного оборота складских запасов и оперативного исполнения заказов. Для этого логистическая система должна быть гибкой. Специалисты прогнозируют, что в будущем в условиях конкуренции многие склады общего использования объединятся в партнерства или ассоциации, которые позволят клиентам получить полный набор услуг – от обработки заказов до их исполнения и окончательной поставки продукции. В дополнение к стандартным складским услугам подобные ассоциации смогут предоставлять и такие, как управление запасами и внедрение транспортного и финансового обслуживания.

Логистика в туризме - наука о планировании, контроле и управлении операциями, совершаемыми в процессе формирования тура, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также в процессе передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Из этого определения следует, что логистика является системой, содержащей функциональные области, каждая из которых решает определенные проблемы. В состав системы входят:

1. Информация - планирование туров, обработка заказов, прогнозирование спроса.

2. Перевозка туристов - выбор вида транспорта и компании-перевозчика.

3. Кадры, обслуживающие туристов. Важный составной элемент системы логистики.

4. Обслуживающее производство - подразделения логистики, которые обслуживают процесс формирования тура и оказания услуг потребителю. Производственные мощности и экономическая приспосабливаемость туристского предприятия имеют актуальное значение для функционирования логистической системы.

№ 29: Сущность и современные проблемы инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент — взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами.

Объектами инновационного менеджмента являются инновация и инновационный процесс.

Инновационный процесс — это процесс создания, освоения, распространения и использования инновации. Также инновационный процесс применительно к продукту (товару) может быть определен как процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта.

Новация - новшество, невведенное в производственный процесс. Инновация - нововведение, имеющее практическое внедрение в производственной деятельности. Принципы возникновения инновационного менеджмента:

· спонтанность создания новых изделий;

· потребность выработки методов, с помощью которых можно управлять нововведениями и ускорить процесс их внедрения;

· необходимость применения нововведений и ускорить процесс их внедрения;

· противоречие между старыми изделиями и нововведениями, которые порождают экономические, социальные и психологические проблемы реакции на нововведения.

Инновационный менеджмент можно представить как процесс управления создания новых знаний, изделий и технологий, а также управление социальными и психологическими аспектами внедрения инноваций. Инновационный менеджмент, как любое направление менеджмента связан с реализацией функций менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль). Предмет инновационного менеджмента - система управления инновационной деятельностью, охватывающая инновационные процессы на уровне одной организации и в масштабах государственной экономики. Целью изучения дисциплины является овладение теоретическими основами управления инновационной деятельностью и умение управлять ими практически при решении задач по вводу нововведения в эксплуатацию.

Понятие «инновации» возникло в самом начале XX в., так было положено начало изучению инновационных процессов Н. Д. Кондратьевым и Шумпетер. Именно он сформулировал понятие больших циклов («длинных волн») сроком от 40 до 60 лет, источником которых является всякое радикальное новшество, они представляют собой группу вторичных, подверженных совершенствованию новаций. Им были описаны эмпирические закономерности, которые сопровождают колебания и неравномерное распределение инноваций в пространстве и времени. Именно усиление конкуренции стало одним из факторов возникновения и становления инновационного менеджмента.

В 1985 году внедрение инновационного менеджмента в Россию, с возникновением малого бизнеса. Вплоть до последнего времени инновационная деятельность осуществлялась исключительно в крупных государственных учреждениях, управляемых посредством волевых решений бюджетного финансирования и планирования, но без учета особенностей и закономерностей самого инновационного процесса.

Многие в России признают важность инноваций, но это вовсе не означает, что они должным образом их осуществляют. Часто нововведения даже не находят необходимой экономической мотивации. Процесс обновления всех сторон деятельности фирмы нереален без инновационного менеджмента. Чтобы характеристика инновационного менеджмента не только как области исследований, но и практической деятельности стала более отчетливой, приведем характеристику наиболее актуальных проблем, которые обычно решаются в рамках менеджмента продуктовых инноваций.

- Исследование рынка для новых продуктов (потребностей, емкости рынка, эластичности ожидаемого спроса по цене продукта, предпочтений потребителей в отношении качественных параметров продукта, условий его поставки и обслуживания во взаимосвязи с ценой, взаимодополняемости и взаимозаменяемости нового продукта с другими продуктами и услугами и т.п.). Выбор целевых сегментов рынка для нового продукта и его модификаций, а также стратегии продвижения продукта к потребителям (выработка методов ознакомления их с продуктом, сертификация продукта, реклама, работа с клиентами).

- Прогнозирование деятельности, характера и стадий жизненного цикла нового продукта (на этой основе принятие решений о размере и характере создаваемых под продукт производственных мощностей, оптимальном объеме капиталовложений, методах амортизации специального технологического оборудования, о выборе между покупкой либо арендой оборудования, типах и сроках трудовых контрактов для привлекаемых работников, глубине их переквалификации и т.д.).

- продление способов продажи нового продукта (реализация продукта своими силами или через посредников).

- Исследование конъюнктуры рынков ресурсов (оборудования, программных продуктов и т.д.), необходимых для производства и продажи новой услуги (с целью выяснения доступности этих ресурсов), прогнозирование меры стабильности выявленной конъюнктуры, возможного ее ухудшения, удорожания ресурсов.

- Нахождение субподрядчиков (субконракторов) на освоение и поставку требующихся для новой услуги оборудования, программных продуктов (при необходимости - изыскание специфических способов стимулирования таких субподрядчиков: включение их в долю, создание совместных предприятий, вхождение с ними в партнерство и т.п.).

- Изучение возможных вариантов кооперации с конкурентами по поводу разработки и освоения технически сложного и рискового продукта.

- Осуществление комплексного анализа затрат, цены, объемов производства и продаж нового продукта с целью планирования оптимальных (в краткосрочном и долгосрочном плане) объемов выпуска, продажных цен и контрольных цифр по ценам закупки ресурсов и операционным расходам.

- Оценка эффективности и планирование инновации как инвестиционного проекта (с использованием критериев ценности инновации, нормы отдачи и срока окупаемости капитальных вложений).

- Анализ рисков, определение методов их минимизации и страхования.

- Выбор организационной формы создания, освоения и размещения на рынке нового продукта (планирование, бюджетирование и мониторинг инновационного проекта; внутренний или внешний венчур).

- Исследование целесообразности и планирование наиболее адекватных форм передания технологий в процессе создания, освоения, размещения на рынке и поддержания необходимого объема продаж нового продукта (лицензии, трансферты дочерним фирмам, откомандирование специалистов, выдача либо выполнение заказов на исследования и разработки, научно-техническое сотрудничество и др.).

Содержание понятия "инновационный менеджмент" можно рассматривать по крайней мере в трех аспектах:

· как науку и искусство управления инновациями;

· как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в инновациях;

· как аппарат управления инновациями.

Как наука и искусство управления инновационный менеджмент базируется на теоретических положениях общего менеджмента, по которому у нас в стране есть уже определенный практический опыт и теоретические достижения.

Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений инновационный менеджмент представляет собой совокупность процедур, составляющих общую схему управления нововведениями в компании. Эта совокупность состоит из отдельных направлений управленческой деятельности или функций менеджмента, каждое из которых распадается на отдельные этапы, выполняемые в определенной последовательности. Выполнение каждой из задач управления или осуществление отдельной функции менеджмента неизменно связано с принятием определенных управленческих решений. Этот наиболее часто повторяющийся и ответственный элемент менеджмента составляет суть деятельности менеджера в инновационной сфере. Все решения должны быть обоснованы. Как вид деятельности инновационный менеджмент предполагает распределение задач и закрепление процедур за конкретными исполнителями – руководителями разного уровня.

Цель деятельности менеджмента по инновациям - обеспечение безопасности жизнедеятельности организации в предкризисных, кризисных и пост кризисных ситуациях.

Предметом науки о нововведениях являются целенаправленные процессы создания, освоения и распространения нововведений и обусловленные ими изменения в социальных, экономических и технических системах.

В общем понимании (широкий подход) под инновацией подразумевают осуществление изменений путем внедрения чего-либо нового. В рамках данного подхода различные специалисты определяют нововведение либо как результат целесообразной творческой деятельности, практическое применение которого приводит к существенным изменениям в функционировании системы, либо как процесс внедрения нового ранее действовавшего, но устаревшего.

Различают несколько видов инноваций:

•технические появляются в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;

•технологические возникают при применении более совершенных способов изготовления продукции;

•организационно-управленческие связаны с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;

•информационные решают задачи рациональной организации информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;

•социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

Инновационная деятельность — это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами.

Также инновационная деятельность может быть определена как деятельность по созданию, освоению, распространению и использованию инноваций.

Процесс: 1проектирование;2создание;3защита интеллектуальной соб-ти;4освоение с выводом на рынок;5маркет-ые иссле-ия;6окончательный вывод на рынок.

Инновационная деятельность - это деятельность направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшение качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках, предполагающая целый комплекс научных, технических, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.

Классификация инноваций:

1. По технологическому:

· Продуктовые инновации;

· Процессные инновации.

2. Степень новизны:

· Базисные (радикальная);

· Улучшающая.

3. Параметры практической деятельности:

· Производственная (первичное производство);

· Управленческая (управленческие технологии, методы)

4. По месту в производственном цикле:

· На входе (ресурсы, их изменение);

· На выходе (результат деятельности предприятия);

· Внутри организации (производственная, технологическая, управленческая инновация)

5. По распространенности:

· Новые для фирмы;

· Новые для страны;

· Новые для мира.

В настоящее время в РФ действует следующая классификация инноваций:

· Управленческие;

· Производственные;

· Экономические;

· Торговые;

· Социальные;

· Технологические.

С помощью различных элементов инфраструктуры решаются определенные задачи содействия инновационной деятельности:

1. Информационное обеспечение;

2. Производственно-технологическая поддержка;

3. Задача сертификации инновационной деятельности;

4. Содействие продвижению эффективных разработок и реализация инновационных проектов;

5. Провидение различных выставок инновационных проектов и продуктов;

6. Оказание консультационной помощи;

7. Подготовка, переподготовка, повышение квалификации для инновационной деятельности.

Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое.

Высшая форма регулятивной деятельности - это выработка и проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью. Такая политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения инновационной деятельности для современного общественного развития. Государство создает организационные, экономические и правовые условия для инновационной деятельности.

Условия внедрения инноваций: 1.высоко квал-ый персонал2.Фин обеспе-ие 3.Жесткие сроки 4.Научный задел(для фундамен-ых исследований) 5.Экспертиза.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций:

· развитие рыночных отношений,

· проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций,

· создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами,

· обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере,

· расширение спроса на инновации,

· предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации,

· содействие модернизации техники,

· развитие лизинга наукоемкой продукции,

· активизация предпринимательства,

· пресечение недобросовестной конкуренции,

· поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке,

· развитие экспортного потенциала страны,

· развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере,

· внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования инновационной деятельности:

· государственная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы;

· содействие развитию инновационной инфраструктуры,

· кадровая поддержка инновационной деятельности,

· содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществяющих инновационную деятельность;

· моральное стимулирование инновационной деятельности (например, присвоение звания Заслуженный новатор РФ указом президента РФ);

· информационная поддержка инновационной деятельности (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п.);

· содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РФ в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области;

· защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях.

ФИНАНСОВЫЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования инновационной деятельности:

· проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности,

· направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования,

· выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов,

· создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере,

· предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности,

· снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования инновационной деятельности:

· установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности,

· гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности.

Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осущестляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности. В основе этого регулирования - правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают как объекты интеллектуальной собственности. Их правовая охрана осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским кодексом РФ, Патентным законом РФ и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности.

Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, а также между ними и другими участниками инновационного процесса осуществляется на основе договоров, а именно:

· договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ,

· договоров на выполнение проектных и изыскательских работ,

· договоров строительного подряда,

· договоров по оказанию услуг для осуществления инновационной деятельности,

· договоров страхования инновационных рисков,

· договоров (контрактов) с инвесторами,

· и иных договоров, предусмотренных законодательством РФ.

Основной правовой формой государственного регулирования являются правовые акты. Это многочисленные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок создания и внедрения инноваций, а также иные акты, нацеленные на создание рыночной инновационной инфраструктуры.

К основным направлениям государственного регулирования данного вида предпринимательской деятельности относятся следующие.

1. Создание специальных структур, проводящих политику в данной сфере. Это, например, Российское агентство по патентам и товарным знакам, Министерство науки и технологий РФ.

2. Создание специальных фондов, образуемых за счет налоговых отчислений и бюджетных ассигнований. Можно назвать Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд.

3. Разработка, реализация, финансирование целевых инновационных программ. Например, Федеральная целевая научно-техническая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения (1996-2000 годы)".

4. Финансирование на возвратной основе, инвестирование бюджетных средств в инновационные проекты, прошедшие конкурсный отбор, через Федеральный фонд производственных инноваций, Российский фонд технологического развития.

5. Установление правил учета, оценки инноваций. Так, п. 55-57 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ определены правила учета и погашения стоимости нематериальных активов организации.

6. Определение порядка ускоренной амортизации отдельных видов имущества. Ускоренная амортизация является способом быстрого накопления амортизационных начислений, повышения возможности списания устаревшего оборудования и замены его новым, что стимулирует вложение средств в инновации.

7. Проведение налоговой политики, направленной на создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности. Данное направление стимулирования инновационной деятельности касается как определения налогооблагаемой базы, так и предоставления льгот при уплате налогов. Так, в соответствии со ст. 262 НК РФ в расходы организаций, связанные с производством и реализацией, разрешено включать расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство. Указанные расходы признаются для целей налогообложения после завершения этих исследований или разработок и подписания сторонами акта сдачи-приемки. Они равномерно включаются в состав прочих расходов в течение трех лет при условии использования указанных исследований и разработок в производстве и (или) при реализации товаров (работ, услуг). Расходы на исследования, не давшие положительного результата, подлежат включению в состав расходов равномерно в течение трех лет в размере, не превышающем 70 процентов фактически осуществленных расходов.

8. Страхование финансовых рисков с постепенным расширением перечня страховых рисков, с включением в него технических и других рисков, связанных с реализацией инновационных проектов.

9. Информационное обеспечение инновационной деятельности.

10. Государственная поддержка малого инновационного предпринимательства, в частности через Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Инновационная политика государства является составной частью государственной социально-экономической политики и регулируется Федеральным законом от 23 августа 1996 г. "О науке и государственной научно-технической политике". Концепция инновационной политики РФ на 1998- 2000 годы была одобрена Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832. Данным актом определены направления инновационной политики, методы ее реализации, институциональные и законодательно-правовые условия реализации инновационной политики, экономические и финансовые основы активизации инновационной деятельности.

Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации выявил серьезное несоответствие законодательных норм новым условиям управления в сфере науки, техники, инновационной деятельности.

Отсутствие нормативно-правового регулирования является одним из сдерживающих факторов развития инновационной деятельности и, понимая это, органы власти субъектов Российской Федерации пытаются устранить этот недостаток принятием региональных документов. Сложность разработки нормативно-правовых актов по инновационной деятельности состоит прежде всего в том, что до настоящего времени основные понятия “инновация”, “инновационная деятельность”, “государственная инновационная политика” и другие трактуются неоднозначно.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Министерство экономики России в 1997 году приступило к разработке проекта федерального закона “Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации”.

В конце этого же года в качестве законодательной инициативы член Совета Федерации Кресс В.М. и депутат Государственной Думы Глубоковский М.К. разработали и внесли на рассмотрение Госдумы проект федерального закона “Об инновационной деятельности в Российской Федерации”.

Принципиальным отличием законопроекта Кресса и Глубоковского являлось то, что разработчики особое внимание уделили вопросам стимулирования осуществления и развития инновационной деятельности юридических и физических лиц, общественных организаций, занимающихся этим видом деятельности. Субъекты инновационной деятельности наделялись широким спектром прав, вплоть до возможности получения компенсации за нанесенный ущерб при невыполнении государственными органами власти своих договорных обязательств. Вместе с тем, законопроектом предусматривались меры, обеспечивающие ответственность субъектов инновационной деятельности за неисполнение своих обязательств перед заказчиком. Законопроектом уделялось внимание таким вопросам, как формирование и деятельность инновационно-инвестиционных финансовых групп, управление инновационной инфраструктурой, страхование и амортизационные отчисления, создание специального федерального фонда инновационной деятельности.

Представленный в 1999 году проект федерального закона “Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике” является консолидированным вариантом, подготовленным на базе проекта федерального закона “Об инновационной деятельности в Российской Федерации” (разработчики: Кресс В.М - член Совета Федерации, Глубоковский М.К. - депутат Государственной Думы) и проекта федерального закона “Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации” (разработан Минэкономики Российской Федерации). Он регулирует правовые и экономические отношения между субъектами инновационной деятельности, определяет основы формирования и реализации государственной инновационной политики с целью повышения инновационной активности, государственной поддержки инноваций.

№30: Исследование систем управления и его роль в современном менеджменте.

Система управления — систематизированный набор средств влияния на подконтрольный объект для достижения определённых целей данным объектом. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей.

Системы управления с участием людей как объектов управления зачастую называют системами менеджмента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: