5.1. ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЕЙНОЙ ИСТОРИИ 5.1.1. Генограмма
Одним из самых простых, но содержательных и довольно распространенных инструментов сбора информации о семье является генограмма.
Генограмма [Черников А. В., 1998] представляет собой форму графической семейной родословной, на которой особым образом — с помощью специальных знаков — записывается информация о членах семьи по крайней мере в трех поколениях.
Генограмма, в отличие от других форм консультативно-терапевтических записей, которые ведет психолог, позволяет постоянно вносить добавления и корректировку при каждой встрече с семьей. Это может делать как психолог, так и клиент. Она дает возможность терапевту и клиенту держать в голове большое количество информации о членах семьи, их взаимоотношениях и ключевые события семейной истории.
Генограмма не является тестом и не содержит клинических шкал. Но она является инструментом сбора информации о проблемной семье, т.е. выполняет ту же функцию, что и тесты. Генограмма была введена Муррэем Боуэном [Bowen, 1978] и служит для анализа семейной истории с позиции системной теории. Список используемых в генограмме стандартных символов представлен ниже (рис. 15, 16).
|
|
На генограмме рядом с теми лицами, к которым она относится, может коротко помечаться и другая важная информация: имена, образование, род занятий, серьезные заболевания, место жительства на настоящий момент и т.д.
Для клиента нарисовать с первого раза генограмму своей семьи на листе бумаги — даже если перед ним лежат условные знаки — является практически нерешаемой задачей. Поэтому, как правило, генограмму составляет психолог или психолог с активным участием членов (члена) семьи.
В любом случае на материале генограммы проводится подробное интервью.
I — Мужчина,
{_J — Женщина [П] (Q) — Идентифицированный(ая) пациент(ка)
1943-75
|/\| — Умерший мужчина с датами рождения и смерти
U5) — Женщина в возрасте 35 лет
Зарегистрированный брак (цифрами указываются длительность брака и дата заключения брака. Мужчина обозначается слева, женщина — справа)
7(1989-)
- Совместное проживание без зарегистрированного брака или любовная связь (в скобках указывается временной интервал)
(1980-85)
- Временный разрыв |
-/- |
— Разрыв с датами заключения и расторжения брака
-#-
• Аборт |
Т |
У |
— Беременность 3 мес. |
Спонтанный аборт (выкидыш)
J |
3 мес. |
— Близнецы
? |
- Смерть ребенка вскоре после родов (обозначается фигурой меньшего размера) |
и |
Приемная дочь (цифрами обозначаются дата рождения (вверху) и! """ дата приема в новую
fSl987 семью (ВНИЗУ))*
|
|
Рис. 15. Основные обозначения генограммы семьи
* Приемная дочь, с обозначенной датой рождения (вверху) и датой приема в новую семью (внизу)
[ [ ■ - - f~J — Дистантные
I I С У — Близкие
I \ --- C~J — Очень близкие, «запуганные»
I rvQ — Конфликтные
^^^ J — Одновременно запутанно-близкие
1—' ^^ и конфликтные
J [-t^Q — Разрыв отношений
-#- |
— Проживание в одной квартире (женщина, ее двое детей от первого брака, ее мать и второй муж)
— Генограмма трех поколений: супруги,
их родители и дети.
В примере показано, что супруги
имеют двух детей: мальчика 8 лет
и девочку 5 лет, родившихся
в 1988 и 1991 гг.
Жена— единственный ребенок
& |
1988- |
1991— |
в семье, муж имеет младшего брата.
Дети обозначаются по старшинству слева
направо
Рис. 16. Типы взаимоотношений
По мнению А. В.Черникова [Черников А. В., 1998], интервью по генограмме обычно включает в себя следующие вопросы.
1. Состав семьи. Кто живет вместе с вами? В каких они родственных отношениях? Были ли у супругов другие браки? Есть ли от них дети? Где живут остальные члены семьи?
2. Демографическая информация о семье: имена, пол, возраст, стаж брака, род занятий и образование членов семьи и т.д.
3. Настоящее состояние проблемы. Кто из членов семьи знает о проблеме? Как каждый из них видит ее и как реагирует на нее? Имеет ли кто-нибудь в семье подобные проблемы?
4. История развития проблемы. Когда проблема возникла? Кто ее заметил первым? Кто думает о ней как о серьезной проблеме, а кто склонен не придавать ей особого значения? Какие попытки решений были предприняты, кем и в этих ситуациях? Обращалась ли семья раньше к специалистам и были ли госпитализации? В чем изменились взаимоотношения в семье по сравнению с тем, какими они были до кризиса? Видят ли члены семьи проблему как изменяющуюся? В каком направлении: к лучшему или к худшему? Что случится в семье, если кризис будет продолжаться? Какими видятся взаимоотношения в будущем?
5. Недавние события и переходы в жизненном цикле семьи: рождения, смерти, браки, разводы, переезды, проблемы с работой, болезни членов семьи и т.д.
6. Реакции семьи на важные события семейной истории. Какова была реакция семьи, когда родился определенный ребенок? В честь кого он был назван? Когда и почему семья переехала в этот город? Кто пережил тяжелее всего смерть члена семьи? Кто перенес легче? Кто организовывал похороны?
Оценка прошлых способов адаптации, особенно реорганизаций семьи после потерь и других критических переходов, обеспечивает важные гипотезы о семейных правилах, ожиданиях и паттернах организации.
7. Родительские семьи каждого из супругов. Живы ли родители
клиента? Если умерли, то когда и от чего? Если живы, то чем
занимаются? На пенсии или работают? Разведены ли они? Были
ли у них другие браки? Когда они встретились? Когда пожени
лись? Есть ли у клиента братья или сестры? Старшие или млад
шие и на сколько? Чем занимаются, находятся ли в браке и есть
ли у них дети?
Терапевт может далее задавать такие же вопросы про родителей отца и матери. Целью является сбор информации по крайней мере о трех-четырех поколениях, включая поколение идентифицированного пациента. Важной информацией являются сведения о приемных детях, выкидышах, абортах, рано умерших детях.
8. Другие значимые для семьи люди: друзья, коллеги, учителя,
врачи и т.д.
9. Семейные взаимоотношения. Есть ли в семье какие-либо ее
члены, прервавшие взаимоотношения друг с другом? Есть ли кто-
нибудь, кто находится в серьезном конфликте? Какие члены семьи
очень близки друг к другу? Кому в семье этот человек доверяет
больше всего? Все супружеские пары имеют некоторые трудности
и иногда конфликтуют. Какие типы несогласия есть в паре клиен
та? У родителей клиента? В браках братьев и сестер клиента? Как
каждый из супругов ладит с каждым ребенком?
|
|
Терапевт может задавать специальные циркулярные вопросы (см. п. 3.4). Например, он может спросить у мужа: «Как вы
думаете, насколько близки были ваша мать и ваш старший брат?» — и затем поинтересоваться о впечатлениях на эту тему его жены.
Иногда полезно спрашивать, как присутствующие на встрече люди были бы охарактеризованы другими членами семьи: «Как ваш отец описал бы вас, когда вам было тринадцать лет, что соответствует возрасту вашего сына сейчас?» Целью таких циркулярных вопросов является обнаружение различий во взаимоотношениях с разными членами семьи. Обнаруживая при этом отличающееся восприятие у разных членов семьи, терапевт попутно вводит новую информацию в систему, обогащая семью взглядами на саму себя.
10. Семейные роли. Кто из членов семьи любит проявлять о дру
гих заботу? А кто любит, когда о нем много заботятся? Кто в
семье выглядит волевым человеком? Кто самый авторитетный?
Кто из детей более послушен родителям? Кому сопутствует ус
пех? Кто терпит постоянно неудачи? Кто кажется теплым? Хо
лодным? Дистанцированным от других? Кто больше всех болеет в
семье? И т.д.
Терапевту важно обращать внимание на ярлыки и клички, которые члены семьи дают друг другу («супермать», «железная леди», «домашний тиран» и т.д.). Они являются важными ключами к эмоциональным паттернам в семейной системе.
11. Трудные для семьи темы. Имеет ли кто-нибудь из членов ва
шей семьи серьезные медицинские или психиатрические пробле
мы? Проблемы с физическим или сексуальным насилием? Упот
ребляют ли наркотики? Много алкоголя? Когда-либо арестовыва
лись? За что? Каков их статус сейчас? И т.д.
По мнению А.В.Черникова, в сочетании с генограммой в консультативно-терапевтической работе наиболее удобно использовать список важных событий семейной истории (см. ниже методику «Семейные стрессоры») или методику «Линия времени», в которой семейные события фиксируются на временной оси, символизирующей историю семьи (также см. ниже методику «Линия жизни семьи»).
|
|