Психологическое обследование семьи как целого

5.1. ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЕЙНОЙ ИСТОРИИ 5.1.1. Генограмма

Одним из самых простых, но содержательных и довольно рас­пространенных инструментов сбора информации о семье являет­ся генограмма.

Генограмма [Черников А. В., 1998] представляет собой форму графической семейной родословной, на которой особым обра­зом — с помощью специальных знаков — записывается информа­ция о членах семьи по крайней мере в трех поколениях.

Генограмма, в отличие от других форм консультативно-тера­певтических записей, которые ведет психолог, позволяет посто­янно вносить добавления и корректировку при каждой встрече с семьей. Это может делать как психолог, так и клиент. Она дает возможность терапевту и клиенту держать в голове большое коли­чество информации о членах семьи, их взаимоотношениях и клю­чевые события семейной истории.

Генограмма не является тестом и не содержит клинических шкал. Но она является инструментом сбора информации о проблемной семье, т.е. выполняет ту же функцию, что и тесты. Генограмма была введена Муррэем Боуэном [Bowen, 1978] и служит для ана­лиза семейной истории с позиции системной теории. Список ис­пользуемых в генограмме стандартных символов представлен ниже (рис. 15, 16).

На генограмме рядом с теми лицами, к которым она относит­ся, может коротко помечаться и другая важная информация: име­на, образование, род занятий, серьезные заболевания, место жи­тельства на настоящий момент и т.д.

Для клиента нарисовать с первого раза генограмму своей семьи на листе бумаги — даже если перед ним лежат условные знаки — является практически нерешаемой задачей. Поэтому, как прави­ло, генограмму составляет психолог или психолог с активным участием членов (члена) семьи.

В любом случае на материале генограммы проводится подроб­ное интервью.


I — Мужчина,

{_J — Женщина [П] (Q) — Идентифицированный(ая) пациент(ка)

1943-75

|/\| — Умерший мужчина с датами рождения и смерти

U5) — Женщина в возрасте 35 лет

Зарегистрированный брак (цифрами указываются длительность брака и дата заключения брака. Мужчина обозначается слева, женщина — справа)

7(1989-)

- Совместное проживание без зарегистрированного брака или любовная связь (в скобках указывается временной интервал)

(1980-85)

- Временный разрыв
-/-

— Разрыв с датами заключения и расторжения брака

-#-

• Аборт
Т

У
— Беременность 3 мес.

Спонтанный аборт (выкидыш)

J
3 мес.

— Близнецы

?
 
- Смерть ребенка вскоре после родов (обозначается фигурой меньшего размера)
и

Приемная дочь (цифрами обозначаются дата рождения (вверху) и! """ дата приема в новую

fSl987 семью (ВНИЗУ))*

Рис. 15. Основные обозначения генограммы семьи

* Приемная дочь, с обозначенной датой рождения (вверху) и датой приема в но­вую семью (внизу)





[ [ ■ - - f~J — Дистантные

I I С У Близкие

I \ --- C~J — Очень близкие, «запуганные»

I rvQ Конфликтные

^^^ J — Одновременно запутанно-близкие
1—' ^^ и конфликтные

J [-t^Q — Разрыв отношений

-#-

— Проживание в одной квартире (женщина, ее двое детей от первого брака, ее мать и второй муж)

— Генограмма трех поколений: супруги,

их родители и дети.

В примере показано, что супруги

имеют двух детей: мальчика 8 лет

и девочку 5 лет, родившихся

в 1988 и 1991 гг.

Жена— единственный ребенок

&
1988-
1991—

в семье, муж имеет младшего брата.

Дети обозначаются по старшинству слева

направо

Рис. 16. Типы взаимоотношений

По мнению А. В.Черникова [Черников А. В., 1998], интервью по генограмме обычно включает в себя следующие вопросы.

1. Состав семьи. Кто живет вместе с вами? В каких они род­ственных отношениях? Были ли у супругов другие браки? Есть ли от них дети? Где живут остальные члены семьи?

2. Демографическая информация о семье: имена, пол, возраст, стаж брака, род занятий и образование членов семьи и т.д.

3. Настоящее состояние проблемы. Кто из членов семьи знает о проблеме? Как каждый из них видит ее и как реагирует на нее? Имеет ли кто-нибудь в семье подобные проблемы?


4. История развития проблемы. Когда проблема возникла? Кто ее заметил первым? Кто думает о ней как о серьезной проблеме, а кто склонен не придавать ей особого значения? Какие попытки решений были предприняты, кем и в этих ситуациях? Обраща­лась ли семья раньше к специалистам и были ли госпитализации? В чем изменились взаимоотношения в семье по сравнению с тем, какими они были до кризиса? Видят ли члены семьи проблему как изменяющуюся? В каком направлении: к лучшему или к худ­шему? Что случится в семье, если кризис будет продолжаться? Какими видятся взаимоотношения в будущем?

5. Недавние события и переходы в жизненном цикле семьи: рожде­ния, смерти, браки, разводы, переезды, проблемы с работой, бо­лезни членов семьи и т.д.

6. Реакции семьи на важные события семейной истории. Какова была реакция семьи, когда родился определенный ребенок? В честь кого он был назван? Когда и почему семья переехала в этот го­род? Кто пережил тяжелее всего смерть члена семьи? Кто перенес легче? Кто организовывал похороны?

Оценка прошлых способов адаптации, особенно реорганиза­ций семьи после потерь и других критических переходов, обеспе­чивает важные гипотезы о семейных правилах, ожиданиях и пат­тернах организации.

7. Родительские семьи каждого из супругов. Живы ли родители
клиента? Если умерли, то когда и от чего? Если живы, то чем
занимаются? На пенсии или работают? Разведены ли они? Были
ли у них другие браки? Когда они встретились? Когда пожени­
лись? Есть ли у клиента братья или сестры? Старшие или млад­
шие и на сколько? Чем занимаются, находятся ли в браке и есть
ли у них дети?

Терапевт может далее задавать такие же вопросы про родите­лей отца и матери. Целью является сбор информации по крайней мере о трех-четырех поколениях, включая поколение идентифи­цированного пациента. Важной информацией являются сведения о приемных детях, выкидышах, абортах, рано умерших детях.

8. Другие значимые для семьи люди: друзья, коллеги, учителя,
врачи и т.д.

9. Семейные взаимоотношения. Есть ли в семье какие-либо ее
члены, прервавшие взаимоотношения друг с другом? Есть ли кто-
нибудь, кто находится в серьезном конфликте? Какие члены семьи
очень близки друг к другу? Кому в семье этот человек доверяет
больше всего? Все супружеские пары имеют некоторые трудности
и иногда конфликтуют. Какие типы несогласия есть в паре клиен­
та? У родителей клиента? В браках братьев и сестер клиента? Как
каждый из супругов ладит с каждым ребенком?

Терапевт может задавать специальные циркулярные вопро­сы (см. п. 3.4). Например, он может спросить у мужа: «Как вы





думаете, насколько близки были ваша мать и ваш старший брат?» — и затем поинтересоваться о впечатлениях на эту тему его жены.

Иногда полезно спрашивать, как присутствующие на встрече люди были бы охарактеризованы другими членами семьи: «Как ваш отец описал бы вас, когда вам было тринадцать лет, что соответствует возрасту вашего сына сейчас?» Целью таких цир­кулярных вопросов является обнаружение различий во взаимо­отношениях с разными членами семьи. Обнаруживая при этом отличающееся восприятие у разных членов семьи, терапевт по­путно вводит новую информацию в систему, обогащая семью взглядами на саму себя.

10. Семейные роли. Кто из членов семьи любит проявлять о дру­
гих заботу? А кто любит, когда о нем много заботятся? Кто в
семье выглядит волевым человеком? Кто самый авторитетный?
Кто из детей более послушен родителям? Кому сопутствует ус­
пех? Кто терпит постоянно неудачи? Кто кажется теплым? Хо­
лодным? Дистанцированным от других? Кто больше всех болеет в
семье? И т.д.

Терапевту важно обращать внимание на ярлыки и клички, ко­торые члены семьи дают друг другу («супермать», «железная леди», «домашний тиран» и т.д.). Они являются важными ключами к эмо­циональным паттернам в семейной системе.

11. Трудные для семьи темы. Имеет ли кто-нибудь из членов ва­
шей семьи серьезные медицинские или психиатрические пробле­
мы? Проблемы с физическим или сексуальным насилием? Упот­
ребляют ли наркотики? Много алкоголя? Когда-либо арестовыва­
лись? За что? Каков их статус сейчас? И т.д.

По мнению А.В.Черникова, в сочетании с генограммой в кон­сультативно-терапевтической работе наиболее удобно использовать список важных событий семейной истории (см. ниже методику «Се­мейные стрессоры») или методику «Линия времени», в которой семейные события фиксируются на временной оси, символизиру­ющей историю семьи (также см. ниже методику «Линия жизни се­мьи»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: