SMART-цели и надцели

В классическом менеджменте и тайм-менеджменте рекомендуется ставить цели с помощью техники SMART. Эта аббревиатура образована от слов specific, measurable, achievable, relevant, time-bound, что, соответственно, означает «конкретные», «измеримые», «достижимые», «релевантные» (соответствующие другим целям) и «привязанные ко времени».

Формулировать цель стоит так: не просто «хочу занимать хорошую должность», а «хочу стать топ-менеджером в телекоммуникационной компании, с годовым доходом от... рублей не позднее чем в ближайшие три года».

Чем ближе цель по времени, чем она очевиднее и тем полезнее детализировать ее с помощью техники SMART, найдя подходящий измеритель и привязав достижение цели к четкому сроку.

При постановке целей можно выделить два различных типа исходной ситуации.

1. Задачной ситуацией считают вполне конкретное положение вещей, когда ясно, что нужно сделать, и ясно, как это нужно делать. Остается взять и сделать.

Задача — провести маркетинговое исследование.

2. Проблемной будем считать скорее абстрактную ситуацию, в которой не вполне ясно, что нужно сделать, и тем более неясно, как это нужно делать. Проблема — добиться существенного конкурентного преимущества в совершенно безнадежной с точки зрения здравого смысла ситуации.

Важным свойством задачи — аддитивность, то есть задачу можно разбить на части, каждая из которых вносит вклад в ее выполнение. Проблемы неаддитивны, т.е. не существует четкой последовательности шагов, которые нужно сделать для решения проблему. Цель «похудеть на 10 кг» может быть достигнута наполовину, а цель «поступить в вуз» или «перепрыгнуть через пропасть» — нет. Если удалось определить последовательность шагов, необходимых для решения проблемы, это значит, что вы смогли превратить ее в задачу (процесс депроблематизации).

SMART-цели идеально приспособлены для задачных ситуаций, в которых желаемый результат описан четко и подробно.

Однако четкая запрограммирован­ность на конкретный результат может помешать увидеть и использовать новые возможности, позволяющие достичь желаемого другим путем.

В случае с проблемной ситуацией нужно не детализировать ее, а лишь задать направление движения, в качестве ориентиров используя свои ключевые области жизни. Для этого используются надцели, задают направления движения, а конкретные измеримые проекты оцениваются с точки зрения их вклада в продвижение по этим направлениям.

Обратите внимание на то, что если для достижения SMART-цели нужно выполнить последовательность действий, то для достижения надцели следует выбрать любое из конкретных направлений деятельности. Конкретизацией надцели «достичь конкурент­ного преимущества» могут быть такие цели, как «разработать новый про­дукт такого-то типа» или «достичь соглашения с таким-то стратегическим партнером».

Приступая к определению собственных целей и «надцелей», следует помнить о своих жизненных ценностях и жизненной миссии. Важно, чтобы между ними не возникло противоречий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: