В классическом менеджменте и тайм-менеджменте рекомендуется ставить цели с помощью техники SMART. Эта аббревиатура образована от слов specific, measurable, achievable, relevant, time-bound, что, соответственно, означает «конкретные», «измеримые», «достижимые», «релевантные» (соответствующие другим целям) и «привязанные ко времени».
Формулировать цель стоит так: не просто «хочу занимать хорошую должность», а «хочу стать топ-менеджером в телекоммуникационной компании, с годовым доходом от... рублей не позднее чем в ближайшие три года».
Чем ближе цель по времени, чем она очевиднее и тем полезнее детализировать ее с помощью техники SMART, найдя подходящий измеритель и привязав достижение цели к четкому сроку.
При постановке целей можно выделить два различных типа исходной ситуации.
1. Задачной ситуацией считают вполне конкретное положение вещей, когда ясно, что нужно сделать, и ясно, как это нужно делать. Остается взять и сделать.
Задача — провести маркетинговое исследование.
2. Проблемной будем считать скорее абстрактную ситуацию, в которой не вполне ясно, что нужно сделать, и тем более неясно, как это нужно делать. Проблема — добиться существенного конкурентного преимущества в совершенно безнадежной с точки зрения здравого смысла ситуации.
|
|
Важным свойством задачи — аддитивность, то есть задачу можно разбить на части, каждая из которых вносит вклад в ее выполнение. Проблемы неаддитивны, т.е. не существует четкой последовательности шагов, которые нужно сделать для решения проблему. Цель «похудеть на 10 кг» может быть достигнута наполовину, а цель «поступить в вуз» или «перепрыгнуть через пропасть» — нет. Если удалось определить последовательность шагов, необходимых для решения проблемы, это значит, что вы смогли превратить ее в задачу (процесс депроблематизации).
SMART-цели идеально приспособлены для задачных ситуаций, в которых желаемый результат описан четко и подробно.
Однако четкая запрограммированность на конкретный результат может помешать увидеть и использовать новые возможности, позволяющие достичь желаемого другим путем.
В случае с проблемной ситуацией нужно не детализировать ее, а лишь задать направление движения, в качестве ориентиров используя свои ключевые области жизни. Для этого используются надцели, задают направления движения, а конкретные измеримые проекты оцениваются с точки зрения их вклада в продвижение по этим направлениям.
Обратите внимание на то, что если для достижения SMART-цели нужно выполнить последовательность действий, то для достижения надцели следует выбрать любое из конкретных направлений деятельности. Конкретизацией надцели «достичь конкурентного преимущества» могут быть такие цели, как «разработать новый продукт такого-то типа» или «достичь соглашения с таким-то стратегическим партнером».
Приступая к определению собственных целей и «надцелей», следует помнить о своих жизненных ценностях и жизненной миссии. Важно, чтобы между ними не возникло противоречий.