Русские космисты

Русским космизмом называют философское и научное на­следие группы русских ученых, живших на рубеже XIX и XX веков. Наиболее известные имена этих мыслителей включают К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского, Н. Ф. Федорова, П. А. Флоренского, Н. А. Умова. Свое название это философское учение получило потому, что его создатели в той или иной форме развивали идею о том, что жизнь на земле не есть обособленный процесс на одной планете, но связана с космо­сом, земля является частью космоса и все процессы на ней также зависят от того, что происходит в космосе. В 1924 г. А. Л. Чижев­ский писал, что "жизнь Земли, всей Земли, взятой в целом, с ее атмо-, гидро- и литосферою, а также со всеми растениями, жи­вотными, и со всем населяющим землю человечеством, мы долж­ны рассматривать как жизнь одного общего организма", судьба которого зависит от судеб Вселенной. Эта мысль была позднее развита В. И. Вернадским (1863-1944 гг.) в его теории биосфе­ры, т. е. области, совокупности живого на земле. Изучая функции живого на нашей планете, Вернадский отказался от традицион­ного биологического подхода к исследованию, когда выделялся и изучался один живой организм; он рассматривал жизнь как сово­купность живого вещества. Вернадский также показал участие живого и неживого вещества в круговороте элементов на плане­те и доказал, что живое, жизнь — также вечная составляющая бытия, как материя и энергия. Он подчеркивал, что живое ве­щество — космическое явление, присущее вселенной. Это новое биогеохимическое мировоззрение В. И. Вернадский развил далее; он рассмотрел роль человека в общем космическом процессе. Так же, как появление живой материи представило великий скачок планетарного и космического развития, так же и "очеловечива­ние" — гоминизация — жизни является принципиально новым этапом космического процесса. Деятельность человека создает новую "оболочку" земли, "новую сферу", которую Вернадский назвал ноосфера.

С точки зрения развития идей биоэтики, учение космистов было важно тем, что они противопоставили традиционному вос­приятию человека, как венца вселенной, концепцию непрерыв­ного развития живых форм и человека также; они видели необ­ходимость дальнейшего развития человеческого разума, считая его настоящее состояние далеким от совершенства. Как писал Вернадский: "Homo sapiens не есть завершение создания, он не является обладателем совершенного мыслительного аппарата. Он служит промежуточным звеном в длинной цепи существ, ко­торые имеют прошлое и, несомненно, будут иметь будущее". Для достижения человеком планетарного сознания философы-космисты считали необходимым "господство в самом человеке сил разума над низшими инстинктами". Сферу деятельности современного человека Вернадский называл антропосферой — новой искусственной оболочкой биосферы — и полагал, что она будет заменена ноосферой. Ноосферу Вернадский видел, как иде­альную природу, преображенную и одухотворенную.

Биоэтичной также является концепция о планете Земля как части космоса и зависимости земных процессов от космических; таким образом русские космисты воспринимали землю не как центр вселенной, а как его крошечную часть, подчиненную об­щим закономерностям развития.

Космисты отрицательно относились к разрушительной дея­тельности человека по отношению к природе, осуждали потреби­тельскую направленность деятельности человека и видели выход в совершенствовании духовной стороны человеческой природы, в богоискательстве.

Интересна мысль В. И. Вернадского о будущем автотрофном человеке. По выражению немецкого философа Гердера, че­ловек является "наивеличайшим убийцей на земле", поскольку он питается живыми существами или продуктами их жизнеде­ятельности. Таким образом, человек по типу питания являет­ся гетеротрофным существом, в противоположность растениям, которые являются автотрофами, т. е. строят свой организм, не питаясь другими существами, а за счет мертвого вещества пла­неты с помощью солнечного света. Вернадский считал, что пи­тание живыми существами не представляет собой "неизменный и необходимый для жизни" процесс. Человек, полагал он, дол­жен изменять свою природу так, как диктует его нравственное чувство. Вернадский писал о возможности овладения новыми ис­точниками энергии, которые сделают возможным новый способ обмена веществ с окружающей средой.

Русских космистов объединяло не только то, что они жили в одну эпоху, но стремление взглянуть более широко на жизнь и на человека на земле, создать оптимистическую, устремлен­ную в будущее философию, а также вера в преобразующую роль разума. Сферы деятельности космистов были не всегда близки; известнейший ученый, мечтатель К. Э. Циолковский, энтузиаст покорения космоса; основатель гелио- и космобиологии, историк, социолог, медик и поэт А. Л. Чижевский, который встретился в Калуге с Циолковским; академик В. И. Вернадский, основатель биохимии, биогеохимии, радиогелиологии и создатель учения о биосфере и ноосфере; преподаватель Московского университе­та Н. А. Умов — эти ученые создали естественнонаучное, на­турфилософское направление русского космизма. Вторая группа русских космистов образовывала религиозно-философскую ветвь этого движения: Н. Ф. Федоров, В. С. Соловьев, П. А. Флорен­ский, Н. А. Бердяев. Космисты разделяли идею восхождения к новой высшей природе человека, и через него преображения мира, они считали, что активная эволюция должна совершаться через сотрудничество Божественных и человеческих энергий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: