Православное христианство

Православное христианство основывает свои нравственные принципы на учении Христа, изложенном в Новом Завете Би­блии — Евангелии. Исходные положения христианского уче­ния — о доброте, ненасилии, самосовершенствовании — разви­вались в соответствии с общим нравственным уровнем человече­ства и в последующие эпохи получали все новое преломление, ко­торое отвечало более высокому культурному уровню общества. Идеи доброго, милостивого отношения к животным получили развитие и в русском христианстве. Один из известнейших, осо­бо чтимых русских святых Сергий Радонежский приручал диких животных, приходивших к монастырю из лесов.

Один из любимейших святых позднейшего времени (XIX век) Серафим Саровский изображается с медведем, которому он дает кусок хлеба. Появление животного на иконе многозначительно. Это изображение не символично, но автобиографично, и иконо­писец желает подчеркнуть, что святой был столь милостивым, что это чувствовали даже дикие звери и подходили к нему, не боясь и не нападая. В этой сцене изображается не только слияние святого с миром живого, его приятие всех тварей, но и доброту, выходящую за рамки долга перед человеком, доброту к живот­ным, которую они чувствовали, которая была так велика, что заставляла животных забыть свой вековечный ужас перед чело­веком. Эти святые были вегетарианцами, Серафим Саровский, например, питался крайне скудно — "снытью" (вид травы).

Хотя русская православная церковь немного говорила об эти­ке отношения к животным, тем не менее, в начале этого века в ее поучениях содержалась и тема доброго отношения к животным. В 1912 г. Московское общество любителей духовного просвеще­ния выпустило небольшую брошюру "О кротком и жалостливом обращении с животными". Автор книги называет грубое и же­стокое обращение с животными пороком, который "тем более заслуживает порицания и осуждения, что ничем не может быть извиняем". Автор продолжает, что только "неудержимое раз­дражение и жестокость сердца" заставляют людей бить живот­ных, плохо ухаживать за ними, и называет тех людей, которые вступаются за животное, "добрыми образованными христиана­ми". Автор рекомендует с раннего детства учить детей кроткому обращению с животными; как аргументы при воспитании детей предлагаются беседы о красоте всех творений, о пользе живот­ных для человека, а также рекомендуется возбудить интерес к миру живого рассказами о жизни животных, их повадках. Автор брошюры ссылается на тексты Псалмов, говорящих о том, что Господь в своем промысле не забывает животных, и это долж­но направлять людей на путь доброго отношения к ним также. Жалостливость, сострадание и любовь автор называет дарами любви Божьей и призывает беречь в себе эти чувства.

В 1915 году в Троицко-Сергиевской Лавре была опубликована небольшая проповедь "Блажен иже и скоты милует", заголов­ком которой было выбрано известное изречение. Эта проповедь явно предназначена для крестьян, державших скот, написана простым языком. В ней содержатся призывы "не бранить, и не клясть свой скот", "не бить, не изнурять его непомерными рабо­тами, голодом и холодом, но миловать его, оберегать его от всего недоброго". Более того, людей призывают молиться за скот, как это делает Церковь. Автор проповеди ссылается на священное писание и называет прямой заповедью Божией наказ быть ми­лостивым к животным; он приводит слова Писания: "не презри вола работающего", а также: "блажен, иже и скоты милует". Автор призывает не только быть добрым к своему животному, но вступаться за чужую скотину и отговаривать хозяина не бить ее.

Раздел о религиях мира хочется закончить таким размышле­нием известного борца за Права животных Тома Ригана:

"После всего, что сказано и сделано, невольно возникает во­прос, почему в нашем так называемом цивилизованном обществе сегодня жестокость человека к животным все возрастает. Поче­му так трудно изменить отношение человека к животным? Орга­низованные религиозные институты могли бы сыграть важную роль в воспитании людей. Почти 90% населения мира испове­дуют одну из главных религий. Каждая из этих религий имеет нравственную платформу, с помощью которой можно было бы влиять на массы, воспитывать их. Но никто никогда не слы­шал с амвонов проповедей, доносящих до людей слово Божие, о животных. Завет "Возлюби своего ближнего" включает всех ближних и животных тоже".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: