Цена времени. В хадисе Пророка صل الله عليه وسلَّم говорится: «В Раю нет ничего, что опечалило бы человека, кроме выдоха, сделанного без поминания Аллаха и без совершения полезного, доброго деяния». Имам аль-Газали пишет: «Каждый выдох человека – это драгоценный жемчуг, которому нет цены. Если упустишь его, то не вернёшь ни за какие богатства».
Далее он пишет: «В предсмертные мгновения человеку покажут место его конечного прибытия: хорошему, благонравному покажут Рай, плохому – Ад. Тогда он подумает: "О, если бы к моей жизни добавили миг, то я отдал бы за него все богатства этого мира"».
Время – это самое ценное, что есть у человека. Время быстротечно. Когда мы размышляем о прожитой жизни, нам кажется, что прошёл только несколько лет. Когда проходит год нам кажется, что прошёл месяц, а когда проходит месяц – кажется, что прошла только неделя, а неделя кажется днём. Также быстро пройдёт и вся жизнь и наступит час Суда. Всевышний обэтом говорит:
|
|
Смысл: «В тот День, когда Аллах их соберёт, как будто бы они не пробыли и одного часа дня, они узнают друг друга». (Сура 10, аят 45).
Подумайте над тем, как попусту мы тратим минуты, часы, дни, месяцы и даже годы бесценной жизни, как мы порою беспечны, как не хотим переносить тяготы в этой кратковременной жизни ради вечных благ и наслаждения в Раю и защиты от Ада. В т о же время мы терпеливо переносим всякие трудности ради этой, бренной жизни, продолжительность которой редко превышает 100 лет. Настоящий мусульманин очень дорожит временем, ибо время – это его жизнь. Если он будет допускать пустую трату своего времени и позволит стихиям красть его, то он эти безрассудным путём совершает самоубийство. Человек идёт к Аллаху быстрым шагом, и каждый оборот Земли, который рождает новое утро, – это всего лишь очередной этап на этом безостоновочном пути. Ислам – это религия, знающая цену времени, осознающая его исключительную важность и подтверждающая мудрое высказывание: «Время подобно мечу – если ты его не рассечёшь, то оно тебя рассечёт». Ислам делает глубокое понимание мусульманином этой истины и руководство ей одним из признаков его веры и свидетельством его богобоязненности. Всевышний напоминает нам об этом в Коране:
Смысл: «Поистине, в смене дня и ночи и в том, что сотворил Аллах в небесах и на земле, знамения для людей богобоязненных» (Сура 10, аят 6). Ислам считает тех, кто забывает о завтрашнем дне и околдован блеском этой преходящей жизни, неразумными, которые в вечной жизни останутся ни с чем.
Ислам распределил свои великие виды поклонения по определённым частям суток и сезонам года. Само по себе время – это шанс для побуждения разумных, для творения блага. Не напрасно Всевышний сделал день и ночь сменяющими друг друга, месяцы и сезоны года, а небесные тела движущимися по своим строгим нормам, но по-разному. Наша жизнь – это наш великий капитал, и мы ответственны за то, как мы его расходовали. Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал: «Не удалятся стопы раба в Судный день, пока он не будет спрошен о каждом мгновении своей жизни, в чём он его провёл; и о своём знании, в чём он применял его; и о своём имуществе, как приобрёл его и на что потратил его; и о своей плоти, ради чего он истаскал его» (Ат-Тирмизи). Сделав отказ от болтовни и безделья одним из признаков веры, Ислам тем самым повёл мудрую борьбу противмногочисленных бездельников, которые стремятся только убивать время, что является гибелью для общества в целом. Среди мудрых высказываний есть такие слова: «Обязательств больше, чем время на их выполнение. Каждый миг обращается к нам словами: О сын Адама, запасись у меня праведными деяниями, ведь я не вернусь вновь». К сожалению, некоторые люди не только напрасно тратят своё время, но покушаются на время других и отвлекают их на пустяки.
|
|
Время – это знамение, глубины которого знает лишь его создатель – Аллах. Мы же должны осознать именно то, что эта наша жизнь не напрасна и должны извлечь из него должную пользу, не прнебрегая даже мгновениями из которых спрессованы наши бесценные жизненные года, которыми одарил нас Всевышний.
Мы обязаны поклонятся Алаху всё время, а в действительности даже в течении одного часа не поклоняемся Всевышнему по настоящему искренно. Если заранее распределять время сутки на деяния которых мы должны совершать, то это поможет нам в поклонении. Также лучшие средства, применяемые Исламом для эффективного использования времени, – побуждение к постоянству в благом деле, пусть даже в незначительном, ибо это сделает из этого ничтожного горы благих деяний из-за непрерывности. Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал: «Воистину, самые любимые благие деяния для Аллаха – то, что продолжительно, коль даже мало» (Аль-Бухари). Если мы по каким-либо причинам пропустили совершение благих деяний, которых мы делаем постоянно, даже если они не являются обязательными, желательно их возмещать.
Выступая за бережное отношение к времени, Ислам побуждает мусульманина рано вставать и быть энергичным в работе и чтобы мы соблюдали распорядок дня, чтобы не упустить важные дела. Согласно хадису Пророка * в работе, которая делается рано утром. Большим упущением является то, что некоторые привыкли спать до позднего утра. Спать нужно не больше 6-8 часов в сутки, и спать лучше сразу после ночного намаза. В таком случае нам легче не спать после рассвета. Дочь Пророка صل الله عليه وسلَّم Фатимат (р.а) сказала: «Пророк* однажды проходил мимо меня утром, а я встречала утро, лёжа в постели. Он потеребил меня своей ногой, а потом сказал: «Доченька, вставай, будь свидетельницей удела от Господа твоего и не будь беспечной. Ведь Аллах распределяет уделы людей меж появлением зари до восхода солнца» (Байхаки).
Имам аль-Газали, также пишет: «Если мы не будем распределять время в течение суток, а будем действовать, беспорядочно, тогда, сами того не замечая, мы потеряем много времени». Каждый верующий должен заниматься полезными делами и не допустить, чтобы его жизнь прошла бесцельно. Согласно хадисам Аллах не любит бездельников. Светлое время суток желательно разделить на три части.
Первая часть - от рассвета до восхода солнца. В Коране и хадисах подчёркивается ценность поклонения Аллаху в этот период. Поэтому, проснувшись, следует сразу же начать день с чтения специальных молитв, которых читал Пророк *. Затем одеваемся, опять-таки читая соответствующую мольбу и с намерением прикрыть тело выполняя веление Аллаха и сохранить его от холода и жары. Затем при необходимости следует отправиться в туалет, читая соответствующие мольбы и соблюдая этические нормы посещения отхожего места.
|
|
Далее следует полноценно совершить омовение, соблюдая обязательные и желательные нормы и читая соответствующие молитвы. Затем до утреннего намаза следует совершить двухракаатный намаз-суннат (ратибат) и прочитать мольбу, после этого отправиться в мечеть, чтобы совершить обязательный утренний намаз. Входя в мечеть и выходя из неё, следует соблюсти все этические нормы и прочитать необходимые молитвы. Настоятельным требованием является коллективное совершение утреннего намаза. Это ценится больше, чем всенощное богослужение. Заходя в мечеть до обязательного утреннего намаза следует читать молитвы, Коран, салават, зикр. Затем, в состоянии трепета и страха перед Аллахом, следует благочестиво и аккуратно совершить обязательный утренний намаз и после него, прочитать азкары.
В хадисе говорится, что поминание Аллаха после утреннего намаза до восхода солнца, оставаясь на этом же месте, приравнивается совершению желательного (сунна) большого и малого паломничества.
Очень порицается в это время спать или заниматься тем, что не имеет пользу в вечной жизни. Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал, что Всевышний, говорит: «О сын Адама, поминай Меня после утреннего намаза и после предвечернего намаза по часу (имеется в виду какой-то промежуток времени), и Я сделаю так, чтобы ты был доволен между двумя этими периодами».
Абдуль-Ваххаб аш-Ша'рани пишет: «Время от рассвета до восхода солнца - это период, когда Всевышний Аллах раздает Свои тайные и явные блага. Тот, кто спит в это время, подобен человеку, добровольно отказавшемуся от благ и милости Аллаха и отвернувшемуся от Него».
|
|
Вторая часть - после восхода солнца до обеденного намаза. В это время желательно (сунна) совершить от двух до восьми ракаат намаз-зуха. Самое лучшее время для этого намаза – середина между восходом солнца и полуднем. Рекомендуется также немножко поспать до полудня, если ты встаёшь до рассвета, это является сунной. Час сна перед полуднем заменяет несколько часов сна ночью.
Затем желательно ещё до азана полуденного намаза совершив полноценное омовение, подготовится к намазу. После азана сунна совершить два или четыре ракаата ратибат. Пророк* сказал: «В это время раскрываются врата небес, и я люблю, чтобы в это время поднимались на небеса мои благие деяния» (ат-Тирмизи).
Затем необходимо полноценно выполнить полуденный обязательный намаз, прочитать азкары и молитвы. После намаза совершать два или четыре ракаата ратибат.
Третья часть дня - время между предвечерним и вечерним намазами. Этот период следует проводит в поклонении, лучше читать салават, Коран, поминать Аллаха, восхвалять Его, читать мольбы и т.п. Это самое ценное время, по мнению многих богословов.
После захода солнца мусульманину следует совершить коллективную обязательную вечернюю молитву. А время между вечерним и ночным намазами, которое свободно от ужина или разговения, желательно оживить поклонением Всевышнему Аллаху, ибо о ценности поклонения в это время говорится во многих хадисах Пророка صل الله عليه وسلَّم.
После вечерней молитвы желательно прочитать азкары (славословия и поминания Аллаха), совершить двухракаатный дополнительный намаз-ратибат и шесть или двадцать ракаатов дополнительных намазов.
В хадисе, рассказанном ат-Тирмизи, говорится: «Если после вечернего намаза совершить шесть ракаатов намаза-суннат, не ведя разговоры о мирском, то это приравнивается к поклонению в течение двенадцати лет» («Ат-Таргиб ва ттархиб», т. 1, с. 273).
Совершение намаза аввабинов одобрено имамами всех четырёх мазхабов. После вечернего намаза также желательно прочитать суры «Ас-сажда», «Аль-Вакиат». После ночного намаза следует читать азкары, совершить ратибат, прочитать суру«Аль-мульк», если нет уверенности, что проснётесь ночью, совершите и намаз-витру. После этого желательно читать определённые молитвы и ложится спать.
После ночной молитвы не одобряется вести разговоры о мирском, не рекомендуется смотреть по телевизору бесполезные, тем более вредные передачи. Разрешается изучать полезные знания и общаться с гостем.
Очень желательно вставать перед рассветом и совершать тахаджуд-намазы. Ложась спать, тоже следует соблюдать этические нормы: иметь намерение проснуться ночью для поклонения, положить завещание под подушку, положить рядом сивак, лечь на правый бок лицом к кибле. Следует сделать так, чтобы вы заснули, читая молитвы, поминая Аллаха. Проснувшись, также следует приступить к молитвам и поминанию Аллаха. Совершение благих деяний больше перечисленных зависит от возможности каждого человека, от крепости его веры и старания. По отношению к поклонению люди делятся на несколько категорий.
К первой категории относится человек, которого не беспокоит ничего, кроме служения Аллаху (ибадат). Он может находиться в разных состояниях, но большую часть времени он отводит на совершение намазов, чтение Корана, зикр и молитвы. Конечно, человеку трудно всё время заниматься одним и тем же видом поклонения, поэтому лучше их менят временами. Переход от одного вида поклонения к другому разгоняет скуку и увеличивает удовлетворённость, которую человек получает от искреннего поклонения Аллаху. Если человек временами отдыхает с целью оживления богослужения, ведёт дозволенную беседу, принимает дозволенную пищу, спит - всё это записывается как поклонение Аллаху. Высоко ценятся периодические развлечения и спортивно-оздоровительныеигры с семьей и детьми в рамках Шариата. Следует выяснить, какой вид богослужения имеет более позитивное воздействие на ваше сердце и что не нравится нафсу. Именно этим поклонением и стоит больше заниматься. Например, если человек богатый, ему ничего не стоит делать пожертвования (садака), а сидеть в мечети и изучать религиозные знания или соблюдать дополнительный пост ему трудно и не нравится, а занятие этим видом ибадата и принесёт ему больше пользы в духовном очищении. Также следует навещать больных, участвовать в похоронах, а также заниматься делами, полезными для всего общества. Все это ценится очень высоко.
Вторая категория - ученые-алимы. Это люди, которые, овладев религиозными знаниями, обучают других исламским наукам, ведут пропаганду, призывают к Исламу, пишут полезные книги, принося людям пользу. Такому человеку после совершения обязательных и желательных намазов лучше тратить большую часть времени на полезную работу, которым он занимается.
Полезными считаются деяния, призывающие людей подготовиться к вечной жизни, показывающие ничтожность бренного мира, прививающие любовь к Аллаху, напоминающие о Его милостях, призывающие размышлять над чудесными созданиями Всевышнего, позволяющие прозреть и понять недостатки своего эго и характера, призывающие к искреннему поклонению Господу.
Третая категория - люди, которые изучают исламские науки.Труд учащегося ценится так же, как и труд учёного, преподавателя. Учитель преподаёт, а студент воспринимает и изучает науку. Не только для тех, кто глубоко изучает науки, но и для обычного человека пойти к ученому или участвовать в научных маджлисах считается ценнее желательного поклонения. Среди обычных людей могут быть и такие, которые при совершении намаза упускают что-то важное, составную часть или условие намаза. Если, участвуя в научном маджлисе или находясь в обществе учёного, человек поймёт свою ошибку, то он на всю оставшуюся жизнь исправит свой намаз и будет совершать его правильно. Не зря же говорится, что лучше усердие в изучении науки в течение одного часа, чем шестидесятилетнее поклонение.
Четвертая категория - это люди работающие, ремесленники, служащие, бизнесмеы. Человек у которого нет средства для содержания семьи, не имеет права тратить время на желательное поклонение и изучение рекомендуемых наук. Для такого человека основной функцией после обязательных деяний (фарза) является поиск дозволенных средств для содержания семьи. Но во время зарабатывания не следует забывать Аллаха. Поминать Аллаха можно в любом состоянии.
Всё время, за исключением затраченного на поиски пропитания и необходимых жизненных благ, человек должен тратить на поклонение Аллаху. Но если человек может приобрести больше благ и богатства, чем необходимо для содержания семьи и детей, и расходовать их для полезных дел и для помощи бедным и сиротам или помочь в строительстве мечетей и медресе, то это ценится больше, чем желательное поклонение. Приобретение знаний и овладение профессией, без чего в современном обществе мусульманину не обойтись, также являются для мусульман коллективной обязанностью (фарз аль-кифая). Человеку, который трудится с чистым намерением принести людям пользу, запишется, соответственно, большое вознаграждение.
Пятая категория - чиновники или руководители организаций, учреждений, фирм и т. п. Если человек, занимающий какую-либо должностей, с искренним намерением в соответствии с нормами Шари'ата решает проблемы людей и наводит порядок - это ценнее, чем желательное поклонение, поминание и восхваление Всевышнего.
Сподвижник Умар ибн Хаттаб говорил: «Я не знаю, когда мне спать: если я сплю днём, то я наношу вред мусульманам, если я сплю ночью, то наношу вред себе».
Из вышесказанного следует, что два деяния ценнее желательного поклонения - это изучение наук и совершение полезных для мусульман дел. Последние считаются самостоятельным поклонением и приносят пользу другим, поэтому они ценнее обычного желательного поклонения, так как пользу от них получают и другие.
К шестому категорию относится человек, личность которого растворена в глубокой и безудержной любви к Аллаху. Во всём, что связано с сердцем или с тем, что он видит и слышит, он находит назидание и поучение, поклонение и приближение к Всевышнему Аллаху. Он никогда не забывает Аллаха. Это очень высокая степень, которая достигается только частым поминанием Его, очищая свое сердце и приучая к этому свою душу (нафс).
В хадисе говорится: «Каждому, кто лёг в постель и заснул с намерением подняться ночью для поклонения Аллаху, но не смог перебороть сон и проспал, запишется вознаграждение по намерению» (имам Малик, Абу Давуд, Насаи).Каждый раз перед сном следует покаяться в совершённых грехах, очистить свои мысли, иметь о других хорошее мнение и сделать намерение впредь воздерживаться от всего запретного и нежелательного, прочитав молитву:
أستعفر الله الذي لااله الّاهوالحيُّ القيوُّمَ وأتوب اليه
«Прошу простить мне грехи у Аллаха, помимо которого нет ничего достойного поклонения, живого, самодостаточного, и к Нему я обращаюсь с искренным покаянием во всех грехах». Тому кто ложится прочитав эту молитву Аллах простит все грехи. (ат-Тирмизи).
Постель не должна быть слишком мягкой, ибо тому, кто спит на жёсткой постели, легче просыпаться ночью. Пророк ш спал на сложенной вдвое подстилке из ткани, похожей на бархат. Однажды одна из жён Пророка صل الله عليه وسلَّم, чтобы ему было мягче спать, сложила подстилку вчетверо, и в ту ночь наш дорогой Пророк * проснулся чуть поздно, а на другой день он велел, чтобы её, как и прежде, сложили вдвое.
Не следует ложиться, когда не хочется спать. Но если это поможет проснуться ночью для поклонения Аллаху, тогда рекомендуется лечь пораньше. Не одобряется совершать намазы, когда сильно тянется ко сну. В таком случае лучше поспать. Надо постепенно приучать своё тело к поклонению Аллаху перед рассветом. Перед сном следует размышлять о том, что сон подобен смерти, а пробуждение от сна - воскресению после смерти. Лукман аль-Хаким сказал однажды своему сыну: «О сын мой, если ты сомневаешься, что умрёшь, то попробуй не спать; ты не можешь избежать смерть так же, как и сон. Если ты сомневаешься в том, что воскреснешь после смерти, то попробуй не просыпаться; как ты пробуждаешься от сна, так же ты и воскреснешь после смерти».
Ниже приведем смысл некоторых хадисов Пророка صل الله عليه وسلَّم, повествующих о ценности и важности ночного бдения для поклонения Аллаху, а также назовём некоторые наиболее значимые деяния, которые следует выполнять ночью.
«Когда вы спите, шайтан на вашем затылке завязывает три узелка; постучав по каждому узелку, он говорит: «Успокойся, спи, ночь длинна». Если, проснувшись, вы упомянете Аллаха, развяжется один узелок, совершите омовение – развяжется второй узелок, совершите намаз - развяжется третий узелок, и вы будете бодры и добродушны, а если будете спать – останетесь ленивыми и эгоистичными» (аль-Бухари и Муслим).
«Самый лучший намаз – совершенный в глубокой ночью, в тайне от людей, а его совершают очень мало людей» (Байхаки).
Проснувшись, желательно сразу приступать к чтению молитв, которых читал Пророк صل الله عليه وسلَّم. Он сказал: «Если каждый, кто проснётся, произнесёт следующие слова:
لااله الاالله وحده لا شريك له له الملكُ وله الحمدُ يحيي ويميتُ بيده الخيرُ
وهوعلى كلّ شيءٍ قديرٌ سبحان الله والحمدُ للهِ ولا حولَ ولاقوّة الابالله
и попросит Всевышнего: «О мой Аллах, прости мои грехи!» или же прочтёт хорошую мольбу (ду'а), то Аллах ответит на его мольбу, и если он поднимется, совершит омовение и намаз, Аллах примет его намаз» (аль-Бухари).