Цена времени, распорядок дня и этические нормы сна и отдыха

Цена времени. В хадисе Пророка صل الله عليه وسلَّم говорится: «В Раю нет ничего, что опечалило бы человека, кроме выдоха, сделанного без по­минания Аллаха и без совершения полезного, доброго дея­ния». Имам аль-Газали пишет: «Каждый выдох челове­ка – это драгоценный жемчуг, которому нет цены. Если упустишь его, то не вернёшь ни за какие богатства».

Далее он пишет: «В предсмертные мгновения человеку покажут место его конечного при­бытия: хорошему, благонравному покажут Рай, плохо­му – Ад. Тогда он подумает: "О, если бы к моей жизни добавили миг, то я отдал бы за него все богатства этого мира"».

Время – это самое ценное, что есть у человека. Время быстротечно. Когда мы размышляем о прожитой жизни, нам кажется, что прошёл только несколько лет. Когда проходит год нам кажется, что прошёл месяц, а когда проходит месяц – кажется, что прошла только неделя, а неделя кажется днём. Также быстро пройдёт и вся жизнь и наступит час Суда. Всевышний обэтом говорит:

Смысл: «В тот День, когда Аллах их соберёт, как будто бы они не пробыли и одного часа дня, они узнают друг друга». (Сура 10, аят 45).

Подумайте над тем, как попусту мы тра­тим минуты, часы, дни, месяцы и даже годы бесценной жизни, как мы порою беспечны, как не хотим переносить тяготы в этой кратковременной жизни ради вечных благ и наслажде­ния в Раю и защиты от Ада. В т о же время мы терпеливо пере­носим всякие трудности ради этой, бренной жизни, продолжи­тельность которой редко превышает 100 лет. Настоящий мусульманин очень дорожит временем, ибо время – это его жизнь. Если он будет допускать пустую трату своего времени и позволит стихиям красть его, то он эти безрассудным путём совершает самоубийство. Человек идёт к Аллаху быстрым шагом, и каждый оборот Земли, который рождает новое утро, – это всего лишь очередной этап на этом безостоновочном пути. Ислам – это религия, знающая цену времени, осознающая его исключительную важность и подтверждающая мудрое высказывание: «Время подобно мечу – если ты его не рассечёшь, то оно тебя рассечёт». Ислам делает глубокое понимание мусульманином этой истины и руководство ей одним из признаков его веры и свидетельством его богобоязненности. Всевышний напоминает нам об этом в Коране:

Смысл: «Поистине, в смене дня и ночи и в том, что сотворил Аллах в небесах и на земле, знамения для людей богобоязненных» (Сура 10, аят 6). Ислам считает тех, кто забывает о завтрашнем дне и околдован блеском этой преходящей жизни, неразумными, которые в вечной жизни останутся ни с чем.

Ислам распределил свои великие виды поклонения по определённым частям суток и сезонам года. Само по себе время – это шанс для побуждения разумных, для творения блага. Не напрасно Всевышний сделал день и ночь сменяющими друг друга, месяцы и сезоны года, а небесные тела движущимися по своим строгим нормам, но по-разному. Наша жизнь – это наш великий капитал, и мы ответственны за то, как мы его расходовали. Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал: «Не удалятся стопы раба в Судный день, пока он не будет спрошен о каждом мгновении своей жизни, в чём он его провёл; и о своём знании, в чём он применял его; и о своём имуществе, как приобрёл его и на что потратил его; и о своей плоти, ради чего он истаскал его» (Ат-Тирмизи). Сделав отказ от болтовни и безделья одним из признаков веры, Ислам тем самым повёл мудрую борьбу противмногочисленных бездельников, которые стремятся только убивать время, что является гибелью для общества в целом. Среди мудрых высказываний есть такие слова: «Обязательств больше, чем время на их выполнение. Каждый миг обращается к нам словами: О сын Адама, запасись у меня праведными деяниями, ведь я не вернусь вновь». К сожалению, некоторые люди не только напрасно тратят своё время, но покушаются на время других и отвлекают их на пустяки.

Время – это знамение, глубины которого знает лишь его создатель – Аллах. Мы же должны осознать именно то, что эта наша жизнь не напрасна и должны извлечь из него должную пользу, не прнебрегая даже мгновениями из которых спрессованы наши бесценные жизненные года, которыми одарил нас Всевышний.

Мы обязаны поклонятся Алаху всё время, а в действительности даже в течении одного часа не поклоняемся Всевыш­нему по настоящему искренно. Если заранее распределять время сутки на деяния которых мы должны совершать, то это поможет нам в поклонении. Также лучшие средства, применяемые Исламом для эффективного использования времени, – побуждение к постоянству в благом деле, пусть даже в незначительном, ибо это сделает из этого ничтожного горы благих деяний из-за непрерывности. Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал: «Воистину, самые любимые благие деяния для Аллаха – то, что продолжительно, коль даже мало» (Аль-Бухари). Если мы по каким-либо причинам пропустили совершение благих деяний, которых мы делаем постоянно, даже если они не являются обязательными, желательно их возмещать.

Выступая за бережное отношение к времени, Ислам побуждает мусульманина рано вставать и быть энергичным в работе и чтобы мы соблюдали распорядок дня, чтобы не упустить важные дела. Согласно хадису Пророка * в работе, которая делается рано утром. Большим упущением является то, что некоторые привыкли спать до позднего утра. Спать нужно не больше 6-8 часов в сутки, и спать лучше сразу после ночного намаза. В таком случае нам легче не спать после рассвета. Дочь Пророка صل الله عليه وسلَّم Фатимат (р.а) сказала: «Пророк* однажды проходил мимо меня утром, а я встречала утро, лёжа в постели. Он потеребил меня своей ногой, а потом сказал: «Доченька, вставай, будь свидетельницей удела от Господа твоего и не будь беспечной. Ведь Аллах распределяет уделы людей меж появлением зари до восхода солнца» (Байхаки).

Имам аль-Газали, также пишет: «Если мы не будем распределять время в течение суток, а будем дей­ствовать, беспорядоч­но, тогда, сами того не замечая, мы потеряем много времени». Каждый верующий должен заниматься полезными делами и не допустить, чтобы его жизнь прошла бесцельно. Согласно хадисам Аллах не любит бездельников. Светлое время суток желательно разделить на три части.

Первая часть - от рассвета до восхода солнца. В Ко­ране и хадисах подчёркивается ценность поклонения Аллаху в этот период. Поэтому, проснувшись, следует сразу же начать день с чтения спе­циальных молитв, которых читал Пророк *. Затем одеваемся, опять-таки читая соответствующую мольбу и с намерением прикрыть тело выполняя веление Аллаха и сохранить его от холо­да и жары. Затем при необходимости следует отправить­ся в туалет, читая соответствующие мольбы и соблюдая этические нормы посещения отхожего места.

Далее следует полноценно совершить омовение, со­блюдая обязательные и желательные нормы и читая соответствующие молитвы. Затем до утрен­него намаза следует совершить двухракаатный намаз-суннат (ратибат) и прочитать мольбу, после этого отправиться в мечеть, чтобы совершить обязательный утренний на­маз. Входя в мечеть и выходя из неё, следует соблюсти все этические нормы и прочитать необходимые молит­вы. Настоятельным требованием является коллективное совер­шение утреннего намаза. Это ценится больше, чем всенощ­ное богослужение. Заходя в мечеть до обязательного утреннего намаза следует чи­тать молитвы, Коран, салават, зикр. Затем, в состоянии трепета и страха перед Аллахом, следует благочестиво и аккуратно совершить обязательный утренний намаз и после него, прочитать азкары.

В хадисе говорится, что поминание Аллаха после утреннего намаза до восхода солнца, оставаясь на этом же месте, приравнивается совершению желательного (сунна) большого и малого паломничества.

Очень порицается в это время спать или заниматься тем, что не имеет пользу в вечной жизни. Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал, что Всевышний, гово­рит: «О сын Адама, поминай Меня после утренне­го намаза и после предвечернего намаза по часу (имеется в виду какой-то промежуток времени), и Я сделаю так, чтобы ты был доволен между дву­мя этими периодами».

Абдуль-Ваххаб аш-Ша'рани пишет: «Время от рассвета до восхода солнца - это пе­риод, когда Всевышний Аллах раздает Свои тайные и явные блага. Тот, кто спит в это время, подобен че­ловеку, добровольно отказавшемуся от благ и милости Аллаха и отвернувшемуся от Него».

Вторая часть - после восхода солнца до обе­денного намаза. В это время желательно (сунна) совершить от двух до восьми ракаат намаз-зуха. Самое лучшее время для этого намаза – середина между восходом солнца и полуднем. Рекомендуется также немножко поспать до полудня, если ты встаёшь до рассвета, это является сунной. Час сна перед полуднем заменяет несколько часов сна ночью.

Затем желательно ещё до азана полуден­ного намаза совершив полноценное омовение, подготовится к намазу. После азана сунна совершить два или четыре ракаата ратибат. Пророк* сказал: «В это время раскрываются врата небес, и я люблю, что­бы в это время поднимались на небеса мои благие деяния» (ат-Тирмизи).

Затем необходимо полноценно выполнить полуден­ный обязательный намаз, прочитать азкары и мо­литвы. После намаза совершать два или четыре ракаата ратибат.

Третья часть дня - время между предвечерним и вечер­ним намазами. Этот период следует проводит в поклонении, лучше читать салават, Коран, поминать Аллаха, восхвалять Его, читать мольбы и т.п. Это самое ценное время, по мнению многих богословов.

После захода солнца мусульманину следует совершить коллективную обязательную вечернюю молитву. А время между вечерним и ночным намазами, которое свободно от ужина или разговения, желательно оживить поклонени­ем Всевышнему Аллаху, ибо о ценности поклонения в это время говорится во многих хадисах Пророка صل الله عليه وسلَّم.

После вечерней молитвы желательно прочитать азкары (славословия и поминания Аллаха), совершить двухракаатный дополнительный намаз-ратибат и шесть или двадцать ракаатов дополнительных намазов.

В хадисе, рассказанном ат-Тирмизи, говорится: «Если по­сле вечернего намаза совершить шесть ракаатов намаза-суннат, не ведя разговоры о мирском, то это приравнивается к поклонению в течение две­надцати лет» («Ат-Таргиб ва ттархиб», т. 1, с. 273).

Совершение намаза ав­вабинов одобрено имамами всех четырёх мазхабов. После вечернего намаза также желательно прочитать суры «Ас-сажда», «Аль-Вакиат». После ночного намаза следует читать азкары, совершить ратибат, про­читать суру«Аль-мульк», если нет уверен­ности, что проснётесь ночью, совершите и намаз-витру. После этого желательно читать определённые молитвы и ложится спать.

После ночной молитвы не одобряется вести разгово­ры о мирском, не ре­комендуется смотреть по телевизору бесполезные, тем более вредные передачи. Разрешается изучать полезные знания и общаться с гостем.

Очень желательно вставать перед рассветом и совершать тахаджуд-намазы. Ложась спать, тоже следует соблюдать этические нор­мы: иметь намерение проснуться ночью для поклоне­ния, положить завещание под подушку, положить рядом сивак, лечь на правый бок лицом к кибле. Следует сделать так, чтобы вы заснули, читая молитвы, поми­ная Аллаха. Проснувшись, также следует приступить к молитвам и поминанию Аллаха. Совершение благих деяний больше перечисленных зависит от возможности каждо­го человека, от крепости его веры и старания. По отношению к поклонению люди делятся на несколько категорий.

К первой категории относится человек, которого не беспокоит ничего, кроме слу­жения Аллаху (ибадат). Он может находиться в разных состояниях, но большую часть времени он отво­дит на совершение намазов, чтение Корана, зикр и молитвы. Конечно, человеку трудно всё время заниматься одним и тем же видом поклонения, поэто­му лучше их менят временами. Переход от одного вида поклонения к другому разгоняет скуку и увеличивает удовлетворённость, которую человек получает от искреннего поклонения Аллаху. Если человек време­нами отдыхает с целью оживления богослужения, ве­дёт дозволенную беседу, принимает дозволенную пищу, спит - всё это записывается как поклонение Аллаху. Высоко ценятся периодические развлечения и спортивно-оздоровительныеигры с семьей и детьми в рамках Шариата. Сле­дует выяснить, какой вид богослужения имеет более по­зитивное воздействие на ваше сердце и что не нравится нафсу. Именно этим поклонением и стоит больше заниматься. Например, если человек богатый, ему ничего не стоит делать пожертвования (садака), а сидеть в мечети и изучать религиозные знания или соблюдать дополнительный пост ему трудно и не нравится, а занятие этим видом ибадата и принесёт ему больше пользы в духовном очищении. Также следует навещать больных, участво­вать в похоронах, а также заниматься делами, полезными для всего общества. Все это ценится очень высоко.

Вторая категория - ученые-алимы. Это люди, которые, овла­дев религиозными знаниями, обучают других исламским нау­кам, ведут пропаганду, при­зывают к Исламу, пишут полезные книги, принося людям пользу. Такому чело­веку после совершения обязательных и желательных на­мазов лучше тратить большую часть времени на полезную работу, которым он занимается.

Полезными считаются деяния, призывающие людей подготовиться к вечной жизни, показывающие ничтожность бренного мира, прививающие лю­бовь к Аллаху, напоминающие о Его милостях, призы­вающие размышлять над чудесными созданиями Все­вышнего, позволяющие прозреть и понять недостатки своего эго и характера, призывающие к искреннему поклонению Господу.

Третая категория - люди, ко­торые изучают исламские науки.Труд учащегося ценится так же, как и труд учёного, преподавателя. Учитель преподаёт, а студент воспринима­ет и изучает науку. Не только для тех, кто глубоко изучает науки, но и для обычного человека пойти к ученому или участвовать в научных маджлисах считается ценнее жела­тельного поклонения. Среди обычных людей могут быть и такие, которые при совершении намаза упускают что-то важное, составную часть или условие намаза. Если, уча­ствуя в научном маджлисе или находясь в обществе учё­ного, человек поймёт свою ошибку, то он на всю остав­шуюся жизнь исправит свой намаз и будет совершать его правильно. Не зря же говорится, что лучше усердие в изу­чении науки в течение одного часа, чем шестидесятилет­нее поклонение.

Четвертая категория - это люди работающие, ремеслен­ники, служащие, бизнесмеы. Человек у которого нет средства для содержания семьи, не имеет права тратить время на желательное поклонение и изучение рекомендуемых наук. Для такого человека основной функцией после обязательных деяний (фарза) является поиск дозволенных средств для со­держания семьи. Но во время зарабатывания не следует забывать Аллаха. Поминать Аллаха можно в любом состоянии.

Всё время, за исключени­ем затраченного на поиски пропитания и необходимых жизненных благ, человек должен тратить на поклоне­ние Аллаху. Но если человек может приобрести боль­ше благ и богатства, чем необходимо для содержания се­мьи и детей, и расходовать их для полезных дел и для помощи бедным и сиротам или помочь в строительстве ме­четей и медресе, то это ценится больше, чем желатель­ное поклонение. Приобретение знаний и овладение професси­ей, без чего в современном обществе мусульманину не обойтись, также являются для мусульман коллективной обязан­ностью (фарз аль-кифая). Человеку, который трудится с чистым намерением принести людям пользу, запишется, соответственно, большое вознаграждение.

Пятая категория - чиновники или руководители организаций, учреждений, фирм и т. п. Если человек, занимающий какую-либо должностей, с искренним намерением в соответствии с нормами Шари'ата решает проблемы людей и наводит порядок - это ценнее, чем желательное поклонение, по­минание и восхваление Всевышнего.

Сподвижник Умар ибн Хаттаб говорил: «Я не знаю, когда мне спать: если я сплю днём, то я наношу вред му­сульманам, если я сплю ночью, то наношу вред себе».

Из вышесказанного следует, что два деяния ценнее же­лательного поклонения - это изучение наук и совершение полезных для мусульман дел. Последние считаются са­мостоятельным поклонением и приносят пользу другим, поэтому они ценнее обычного желательного поклонения, так как пользу от них получают и другие.

К шестому категорию относится человек, личность которо­го растворена в глубокой и безудержной любви к Аллаху. Во всём, что связано с сердцем или с тем, что он видит и слышит, он находит назидание и поучение, поклонение и приближение к Всевышнему Аллаху. Он никогда не забывает Аллаха. Это очень высо­кая степень, которая достигается только частым поминанием Его, очищая свое сердце и приучая к этому свою душу (нафс).

В хадисе говорится: «Каждому, кто лёг в постель и заснул с намерением подняться ночью для поклонения Аллаху, но не смог перебо­роть сон и проспал, запишется вознаграждение по намерению» (имам Малик, Абу Давуд, Насаи).Каждый раз перед сном следует покаяться в совер­шённых грехах, очистить свои мысли, иметь о других хорошее мнение и сделать намерение впредь воздержи­ваться от всего запретного и нежелательного, прочитав молитву:

أستعفر الله الذي لااله الّاهوالحيُّ القيوُّمَ وأتوب اليه

«Прошу простить мне грехи у Аллаха, помимо которого нет ничего достойного поклонения, живого, самодостаточного, и к Нему я обращаюсь с искренным покаянием во всех грехах». Тому кто ложится прочитав эту молитву Аллах простит все грехи. (ат-Тирмизи).

Постель не должна быть слишком мягкой, ибо тому, кто спит на жёсткой постели, легче просыпаться но­чью. Пророк ш спал на сложенной вдвое подстилке из ткани, похожей на бархат. Однажды одна из жён Про­рока صل الله عليه وسلَّم, чтобы ему было мягче спать, сложила под­стилку вчетверо, и в ту ночь наш дорогой Пророк * проснулся чуть поздно, а на другой день он велел, чтобы её, как и прежде, сложили вдвое.

Не следует ложиться, когда не хочется спать. Но если это поможет проснуться ночью для поклонения Аллаху, тогда рекомендуется лечь пораньше. Не одобряется со­вершать намазы, когда сильно тянется ко сну. В таком случае лучше поспать. Надо постепенно приучать своё тело к поклонению Аллаху перед рассветом. Перед сном следует раз­мышлять о том, что сон подобен смерти, а пробуждение от сна - воскресению после смерти. Лукман аль-Хаким сказал однажды своему сыну: «О сын мой, если ты сомне­ваешься, что умрёшь, то попробуй не спать; ты не можешь избежать смерть так же, как и сон. Если ты сомневаешься в том, что воскреснешь после смерти, то попробуй не просыпаться; как ты пробуждаешь­ся от сна, так же ты и воскреснешь после смерти».

Ниже приведем смысл некоторых хадисов Пророка صل الله عليه وسلَّم, повествующих о ценности и важности ночного бдения для поклонения Аллаху, а также назовём некоторые наиболее значимые деяния, которые следует выполнять ночью.

«Когда вы спите, шайтан на вашем затылке завязывает три узелка; постучав по каждому узел­ку, он говорит: «Успокойся, спи, ночь длинна». Если, проснувшись, вы упомянете Аллаха, развяжет­ся один узелок, совершите омовение – развяжет­ся второй узелок, совершите намаз - развяжется третий узелок, и вы будете бодры и добродушны, а если будете спать – останетесь ленивыми и эгои­стичными» (аль-Бухари и Муслим).

«Самый лучший намаз – совершенный в глубокой ночью, в тайне от людей, а его совершают очень мало людей» (Байхаки).

Проснувшись, желательно сразу приступать к чтению молитв, которых читал Пророк صل الله عليه وسلَّم. Он сказал: «Если каждый, кто проснётся, произнесёт следующие слова:

لااله الاالله وحده لا شريك له له الملكُ وله الحمدُ يحيي ويميتُ بيده الخيرُ

وهوعلى كلّ شيءٍ قديرٌ سبحان الله والحمدُ للهِ ولا حولَ ولاقوّة الابالله

и попросит Всевышнего: «О мой Аллах, прости мои грехи!» или же прочтёт хорошую мольбу (ду'а), то Аллах ответит на его мольбу, и если он поднимется, совершит омовение и намаз, Аллах примет его намаз» (аль-Бухари).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: