Буддизм: бегство в бессмертие

К началу I тысячелетия до н. э. в Индии сло­жилась религия, получившая название ведизм (это слово происходит от названия древнейших религиоз­ных текстов — Вед; веда — знание). Уже тогда воз­никла вера в переселение душ и учение о карме (судь­бе), которое освящало деление общества на касты. Эти идеи вошли в основу основ духовной жизни Ин­дии, оказали влияние на социальную структуру циви­лизации и проявили удивительную жизнестойкость, сохраняясь на протяжении огромного периода индий­ской истории. Отчасти поэтому такой сложной оказа­лась судьба буддизма — мировой религии, авторитет которой не убывает и в наши дни в самых разных странах.

У них не дозволяется брать жену из другого рода, не дозволяется менять образ жизни или занятия. К примеру, будучи воином, заниматься земледелием или, будучи ремесленником, упражняться в фило­софии.

Из «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского, греческого историка, I в. до н. э.

Основателем индийской религии спасения считают царевича Сиддхартху Гаутаму, жившего на севере страны примерно в VI — V вв. до н. э. и именовавшего себя Буддой, т. е. просветленным высшим знанием. Выросший в роскоши и благополучии, Сиддхартха од­нажды во время прогулки встретил больного старика, похоронную процессию и аскета, погруженного в раз­думье. Так он узнал о страданиях, неизбежно сопутст­вующих жизни, и в ту же ночь бежал из дворца, из­брав жизнь отшельника. Через семь лет Гаутама полу­чил озарение, открывшее ему путь к спасению. После чего около 40 лет странствовал, творя чудеса и пропо­ведуя свое учение.

Краеугольным камнем буддизма являются четыре благородные истины: мир есть страдание; источник страдания — это человеческие страсти и желания; освобождение от страстей позволяет перейти в нирва­ну; достичь этого особого состояния, слияния с Абсо­лютом, можно, избрав путь спасения.

Согласно буддизму получалось, что всякая жизнь (и счастливая, и несчастливая) является страданием и Великой Иллюзией. Поэтому Будда говорил: «Кто смотрит на мир... как смотрят на мираж, того не видит царь смерти». Человек просветленный, понимающий суть Великой Иллюзии, неподвластен смерти, ибо смерть для него есть не что иное, как переход в высшее состояние. Буддизм в этом смысле освобождает чело­века от смерти.

Чтобы основать царство истины... я буду бить в барабан бессмертия во тьме этого мира.

Из изречений Будды Гаутамы

Новая религия призывала человека к постоянной тяжелой работе над самим собой, к пересозданию соб­ственной личности. Карма теперь зависела не от вы­полнения кастовых предписаний, а от поступков и по­мыслов человека, от его гуманности.

Поставив в центр своего учения духовность личнос­ти, Будда отрицал касты, разделяя людей по иным признакам; прежде всего в зависимости от того, на­сколько они сумели овладеть страстями, т. е. стать «владыками над самими собой». Таким образом, право на спасение есть у всех: у неприкасаемых, как и у вои­нов-кшатриев или брахманов (вспомним, что ведизм не позволял некоторым категориям людей участвовать в религиозной жизни).

Путь к спасению лежит внутри самого человека, и от него лично зависит, идти по этому пути или нет. Обратим внимание, что не внешняя, а внутренняя, духовная деятельность имеет высшую ценность. Буддизм не призывал к улучшению мира, посколь­ку мир ничтожен в сравнении с нирваной. Само по себе существование человека на земле воспринима­лось как следствие грехов, совершенных в прошлой жизни, дурных страстей, которые как бы тянут чело­века вниз, к новым и новым воплощениям. Совершен­ный человек достигает высшего блага: не рождается вовсе.

Новая религия приобрела много сторонников, сре­ди которых был и знаменитый царь Ашока (III в. до н. э.), сделавший буддизм государственной религией и ставший ревностным его пропагандистом. Ашока, оче­видно, пытался использовать буддизм как объединяю­щую идейную основу для сильного централизованного государства. Этот замысел удался лишь отчасти: Ма-урийская империя (IV—II вв. до н. э.) сплачивала ка­кое-то время раздробленную Индию, но буддизм не сыграл в ней той же роли, что конфуцианство в Китае. Его воздействие на структуры цивилизации было сла­бым; по-прежнему сохранились касты — одно из са­мых больших зол Индии.

Может ли вообще буддизм в чистом его виде стать государственной религией? Ведь в нем фактически от­рицается значимость государства и проповедуется иде­ал независимой от внешнего мира, абсолютно свобод­ной духовно личности: «Стань сам владыкой над со­бой, и не будет над тобой владык».

Кроме того, буддизм был слишком сложен, абст­рактен для широких масс, привыкших к бесчислен­ным ведическим богам, олицетворяющим силы при­роды.

Этим не замедлили воспользоваться брахманы, не желавшие расставаться с теми ключевыми позиция­ми, которые они занимали и в религиозной, и в соци­альной жизни. Брахманы несколько видоизменили старые верования: отчасти использовали демократизм новой религии, создали более пышный зрелищный культ в расчете на толпу, сохранив при этом древних богов. Так сформировался индуизм, успешно конкури­ровавший с буддизмом.

Последователи Гаутамы тоже попытались рефор­мировать свое учение, сделать его более простым и до­ступным. Родилась махаяна (большая колесница, ши­рокий путь) — вариация буддизма, в которой спасение стало возможным не только для аскетов, но и для ми­рян, нирване предшествовал рай, полный земных на­слаждений, и были сделаны уступки массам, почитав­шим ведических богов.

Тем не менее буддизм, проникший на Цейлон, в Бирму, Сиам, на острова Индонезии, в Китай и Япо­нию, в самой Индии терял приверженцев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: