Интерролевой конфликт

Интерролевые конфликты возникают в том случае, если дивергируют, а иногда и исключают друг друга две или несколько ролей. Возможна такая ситуация, что мо­лодой человек обладает двумя талантами и интересами, например к музыке и к естествознанию, занятия которы­ми взаимно исключаются. При благоприятных условиях, таких, как хорошее здоровье (3), нормальные межчело­веческие отношения (МО), благоприятные внешние ус­ловия (ВУ) и внутренняя безопасность (ВБ), акциональный голод молодого человека может быть достаточ­но велик, чтобы на протяжении длительного времени по­зволять ему добиваться хороших результатов в обеих сферах. Но если на освоение программы по музыке и по естествознанию не хватает времени суток, то возникает интерролевой конфликт, который нарушает психическое равновесие вовлеченного в него человека.

Психодрамотерапию интерролевого конфликта целе­сообразнее всего начинать с исследования амбивалентно­сти клиента с помощью психодраматической техники мно­жественного дублирования. Молодой человек располага­ется на сцене, один дубль садится справа сзади него, дру­гой слева. Протагонист начинает рассуждать вслух о сво­ем интерролевом конфликте. Когда он делает паузу, один дубль выражает его склонность к естествознанию, другой — тягу клиента к музыке. После каждого приведенного дуб­лем аргумента, прежде чем другой дубль выскажется о противоположной роли и ее следствиях, дожидаются ре­акции протагониста. Сепаратное и однозначное формули­рование дублем аргументов в пользу каждой из конфлик­тующих ролей и их последствий нередко полностью дово­дит до сознания протагониста его эмоциональную амбива­лентность. Благодаря дублированию и четкому осмысле­нию при сепаратном переживании дивергирующих тен­денций может обнаружиться, что амбивалентность была всего лишь поверхностной. В таком случае, подобно стрелке манометра, позитивные реакции протагониста все чаще отклоняются в направлении аргументов одного дуб­ля, тогда как негативные реакции — в направлении аргу­ментов второго. Выражающееся таким образом решение сразу же приносит протагонисту облегчение, тем более что это решение возникло целиком в нем самом. Путем множественного дублирования стремятся не оказать влия­ние на протагониста, а только лишь помочь ему прояснить и осознать свои собственные внутренние стремления.

Дублирование может привести, однако, и к противо­положному результату. То, что раньше казалось нереши­тельностью, при затянувшемся множественном дублиро­вании может оказаться стойкой амбивалентностью. Про­тагонист соглашается с аргументами одного дубля столь же спонтанно, как и с аргументами другого, и в конце концов обнаруживает симптомы растущей психической подавленности, например чувство растерянности, состоя­ние головокружения или склонность к коллапсу.

Следует предостеречь от прерывания занятия в этой фазе! В таком случае психодраматическая терапия амби­валентности происходит в форме непосредственного про­игрывания клиентом конфликтных ролей, ибо действие, как показывает опыт, сразу же приносит облегчение. «Действовать целебнее, чем говорить!» Поскольку прота­гонисту предоставляется право самому решать, в какой из двух ролей он будет играть в первую очередь, он вынуж­ден хотя бы на мгновение преодолеть свою амбивалент­ность и решить для себя, какую роль или ситуацию он бу­дет изображать сначала. Игра должна показать, разре­шится ли амбивалентность фактически сразу, или же, скорее, следует стремиться не к выжидательному спокой­ствию, а к как можно более быстрому решению. Если вы­жидать нельзя, то благодаря инсценировке своих проек­ций будущего — например, каким бы протагонист хотел видеть себя на следующий год, через пять лет или десять — он становится способным более четко представить себе свои сокровенные желания и как следствие разрешить ак­туальный ролевой конфликт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: