double arrow

Позитивные и негативные функции конфликта

Межличностный конфликт в управлении персоналом

Особенности межличностного конфликта: функции, структура и элементы, динамика.

Межличностный конфликт в семье: периоды развития семьи, причины конфликтов.

Межличностные конфликты в педагогическом процессе при управлении персоналом.

Особенности межличностного конфликта: функции, структура и элементы, динамика.

Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.

Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу.

Функции межличностного конфликта

К конструктивным функциям относят:

  • познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий);
  • функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);
  • инструментальную (конфликт выступает как инструмент разрешения противоречий);
  • перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие -межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).

Деструктивные функции конфликта связаны с:

  • разрушением существующей совместной деятельности;
  • ухудшением или развалом отношений;
  • негативным самочувствием участников;
  • низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.

Конфликты могут выполнять функции как позитивные, так и негативные, которые представлены в таблице 4.

Таблица 4.

Позитивные функции Негативные функции
1. Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами 2. Получение новой информации об оппоненте 3. Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом 4. Стимулирование к изменениям и развитию 5. Снятие синдрома покорности у подчиненных 6. Диагностика возможностей 7. оппонентов 8. Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. 1. Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте 2. Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе 3. Представление о побежденных группах как о врагах 4. Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе 5. После завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью коллектива 6. Сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»)

Структура и элементы межличностного конфликта

При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы. Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта — это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются.

Динамика межличностных конфликтов

Сам конфликт состоит из трех периодов:

  • предконфликт (возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация);
  • конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта);
  • послеконфликтная ситуация (частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений).

Доктор психологии Даниэль Дэна, один из пионеров в области разрешения конфликтов, в своем четырехшаговом методе улучшения взаимоотношений выделяет всего три уровня развития конфликта:

- 1-й уровень: стычки (мелкие неприятности, не представляющие угрозы для взаимоотношений);

- 2-й уровень: столкновения (перерастание стычек в столкновения — расширение круга причин, вызывающих ссоры, уменьшение желания взаимодействовать с другим и уменьшение веры в его добрые намерения к нам);

- 3-й уровень: кризис (перерастание столкновений в кризис — окончательное решение о разрыве отношений, которые носят нездоровый характер, здесь эмоциональная неустойчивость участников доходит до такой степени, что появляются опасения физического насилия).

Каждый из этих авторов по-своему определяет тактику и стратегию разрешения конфликтов и их предупреждения.

В конфликтной ситуации выявляются субъекты и объект конфликта.

К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица.

Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов.

Предметом конфликта в такой ситуации служат противоречия.

Всякий межличностный конфликт в конце концов имеет свое разрешение. Формы их разрешения зависят от стиля поведения субъектов в процессе развития конфликта. Эту часть конфликта называют эмоциональной стороной и считают ее наиболее важной.


Сейчас читают про: