Примечания. 1. Раздел включает последнюю прижизненную книгу п

1. Раздел включает последнюю прижизненную книгу П. А. Кропоткина, работу над которой он так и не успел завершить. «Этика» (Т.1) была выпущена в издательстве «Голос Труда» (Пб.; М.) в 1922 году к годовщине его смерти, однако отдельные фрагменты этой работы в виде статей выходили уже в начале 900-х годов. Насколько нам известно, материалы второго тома сохранились в архивах Петра Алексеевича, и в настоящее время над ними ведется исследовательская работа.

По замыслу П. А. Кропоткина, первый том посвящался анализу истории этики, второй - ее позитивному изложению. Однако и сама история этики, анализируемая под определенным концептуальным углом зрения, дает до­статочно полное представление о его позитивных взглядах на этику и ее про­блемы. Это касается прежде всего одного из основных вопросов этической теории - как и почему возникла нравственность? Является ли она божествен­ным откровением или априорной сущностью человеческого сознания, или же она - результат биологической и социальной эволюции человека, т.е. воз­никла вполне естественным образом как необходимость человеческого обще­жития? Для П. А. Кропоткина предпочтительнее последняя позиция. И имен­но в этом ключе он анализирует этические концепции разных эпох и народов.

Вторым содержательным компонентом его анализа истории этических уче­ний выступает идея справедливости или равенства. Интерес к различным трактовкам этой идеи неразрывно связан с вопросом о возможности появления и существования общества без государства. Упрощенная трактовка ее как все­общего уравнения индивидов для него не подходит. По Кропоткину, справед­ливость - это скорее сознательное взаимное ограничение свободы одного ин­дивида свободой другого. В этом смысле равенство выступает не в его вуль­гарной вещественной форме, а как равенство социальных возможностей для каждого индивида и гарантия этих возможностей для каждого человека, что совершенно не отрицает значительного различия людей, их индивидуальных способностей.

Третий компонент концепции П. А. Кропоткина - самопожертвование человека ради счастья и развития других людей, которое он считает нравст­венностью в собственном смысле слова. Отдача себя людям без какого-либо корыстного побуждения - в этом он видит основу нравственности людей будущего общества.

2 Журнал «The Nineteenth Century» («Девятнадцатое столетие») начал вы­ходить в Лондоне в марте 1877 г. как периодическое ежемесячное обозрение проблем науки, техники, культуры, политики и был рассчитан на высокообра­зованного читателя. Под таким названием выходил до 1900 г. С 1901 по 1950 г. издавался под названием «The N.C. and after» («Девятнадцатое столетие и после»), а с 1951 и, видимо, по 1972 г.- под названием «The Twentieth Century» («Двадцатое столетие»). Всего вышло 1049 номеров, которые сброшюро­ваны в 172 тома (примерно по полугодиям). Во времена сотрудничества П. А. Кропоткина издателем журнала был Джеймс Ноулз.

3. Лебедев Николай Константинович (1879-1934) - доктор общественных наук, душеприказчик П. А. Кропоткина, один из организаторов музея П. А. Кропот­кина в Москве; возглавлял всю редакторскую работу по изданию его произ­ведений (в том числе «Этики»), автор ряда статей о П. А. Кропоткине и об анархизме, популяризатор географических знаний.

4. «...Наибольшему счастью наибольшего числа людей» - девиз И. Бентама, взятый им из книги английского химика и теолога Дж. Пристли «Essay on Government» («Очерк о правительстве», 1779). Эта идея и у П. А. Кропоткина выполняет функцию критерия общественного прогресса.

5. Речь идет о работе Ф. Бэкона «Великое восстановление наук» (см.: Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1971. Т. 1. (Кн. 7, гл. 1).

6 Позитивизм - философское направление, сторонники которого считают, что положительное (позитивное) знание есть результат деятельности отдельных специальных наук, философия же как особая отрасль, претендующая на само­стоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. Осно­ватель направления - О. Конт.

7. Утилитаризм - направление в этике, основанное И. Бентамом. В основе кон­цепции лежит идея о том, что главный критерий оценки нравственных поступ­ков - польза.

8. Здесь и далее по тексту П. А. Кропоткин неверно дает имя Гюйо: он не Марк, а Жан Мари.

9. Вундт В. Этика. Исследование фактов и законов нравственной жизни. СПб., 1887-1888. Т. 1-3.

10. «...red in tooth and claw» - букв. «кровь в зубах и когтях».

11. См. предисловие П. А. Кропоткина к работе «Справедливость и нравствен­ность», где он подробно разбирает ситуацию, возникшую в связи с лекцией Гексли (см. прим. 4 к разделу II).

12. Последнее издание работы «Взаимопомощь...» имеет несколько иное назва­ние (см. библиографию произведений П. А. Кропоткина в наст. издании).

13. Речь идет о работе И.-В. Гете «Gesprache mit Goethe in den letzten Jahren seines Lebens (1823-1832). Von Jahann Peter Eckermann...», Leipzig, 1837-1848. На русском языке книга выходила в 1905 г. под названием «Разговоры с Гете, собранные Эккерманом», в 1934, 1981 и 1986 гг. под названием «Разговоры Гете в последние годы его жизни».

14. Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 2. С. 323. См. также: Ч. 1. С. 260- 261, 270, 283.

15. Шопенгауэр А. Полн. собр. соч. М., 1910. Т. 4. С. 131-133, 179.

16. П. А. Кропоткин имеет в виду работу: Immanuel Kant’s Sammtlich Werke. In chronologischer reihenfolge hrsg. Von G. Hartenstein. Leipzig, L. Voss,1867- 1868. 8 Bd. Schriften, 1790-1796, Bd. 6.

17. Цитируется отрывок из драмы И.-В. Гете «Эгмонт», замысел которой возник у него в 1775 г., но закончена она была только в 1787 г. Действие пьесы отно­сится к начальному периоду нидерландской революции XVI в., т.е. первой буржуазной революции в Европе. Интерес к этой теме был продиктован анти­феодальными настроениями самого Гете. Судьба графа Эгмонта Ламораля, принца Гаврского, казнь которого герцогом Альбой послужила толчком к на­чалу освободительной войны Нидерландов против испанской короны, закон­чившейся через 20 лет провозглашением республики, стала сюжетом драмы Гете (см.: Гете И.-В. Собр. соч. М., 1977. Т. 4. С. 293).

18. На русском языке работа Ж.-М. Гюйо «Esquisse d’une morale sans obligation, ni sanction» выходила в 1896 г. отдельным изданием под названием «Опыт мо­рали без обязанностей и санкций» (очевидно, это издание имеет в виду П. А. Кропоткин). Позднее вышло Собрание сочинений Ж.-М. Гюйо (СПб., 1898-1901. Т. 1-5).

19. Речь идет о работе: Wundt W. M. Ethik. Eine Untersuchung der Thatsachen und Gesetze des sittlichen Lebens. Stuttgart, 1886. На русском языке «Этика» Вундта вышла в Петербурге в 1887-1888 гг.

20. Имеется в виду, видимо, работа: Tiele C. Geschichte der Religion im Altertum bis auf Alexander den Grossen. Gotha. Perthes, 1896. Bd. 2.

21. Раздел, посвященный развитию нравственного чувства у человека, был вклю­чен Ч. Дарвином в работу «Происхождение человека и половой отбор» (гл. 4). Есть многочисленные переводы этой работы (1903, 1908, 1910, 1925 и др. годов).

22 Речь идет о работе: Hoffding H. Geschichte der neueren Philosophie. Eine Darstellung der Geschichte der Philosophie von dem Ende der Renaissans bis zu unseren Targen. Leipzig, 1895-1896. 2 Bd. Русский перевод {Гефдинг Г. Исто­рия новейшей философии) вышел в Петербурге в 1900 г.

23. На русском языке произведения Ч. Дарвина издавались многократно. Наибо­лее интересное из них: Дарвин Ч. Иллюстрированное собрание сочинений Чарл­за Дарвина: В 8 т. М., 1907-1908. Работа «Происхождение человека и половой отбор» включена в пятый том этого издания.

24. На русском языке см.: Мандевиль Б. Басня о пчелах. М., 1974.

25. Речь идет о работе: Spencer H. The Principles of Ethics. London, 1900-1904. 2 v. Она входила в издание: Сочинения Герберта Спенсера: В 7 т. СПб., 1897- 1904. Т. 5.

26. См.: Леббок Д. Как надо жить. СПб., 1895.

27. Бод(х)исатва - в буддийской мифологии человек или другое существо, при­нявший решение стать Буддой. Побуждением к такому решению считают стремление выйти из бесконечности перерождений - сансары - и спасти все живые существа от страданий.

28. См.: Lloyd-Morgan C. Animal Behaviour. London, 1900; Он же. Animal Life and Intelligence. London, 1890-1891.

29. Имеется в виду работа: Bakon F. The physical and metaphysical works, including his Dignity and Advancement of Learning and his Novum Organum. London; Bohn, 1853 (Bohn’s Scientific Library). Аналогичные издания выходили в 1856, 1858, 1872 гг. На русском языке эта работа входит в издание: Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1971. Т. 1.

30. См.: Эккерман И.-П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. М.; Л., 1934.

31. Речь идет о работе: Comte A. Systeme de politique positive; ou: Traite de sociologie, instituant la religion de l’humanite. Paris, 1851-1854. 4 v. Упоминае­мая глава содержится в первом томе.

32. См. также: Спенсер Г. Классификация наук со статьей о причинах разногласия с философией Конта. СПб., 1866.

33. Упоминаемая книга А. Эспинаса вышла в Париже в 1877 г. Есть русский пе­ревод работы А. Эспинаса «Социальная жизнь животных. Опыт сравнительной психологии с прибавлением краткой истории социологии А. Эспинаса». СПб., 1882.

34. Тарбаган - млекопитающее животное рода сурков.

38. Бабуины - одна из разновидностей обезьян-павианов. Обитают в Африке.

36. Тунгусы - устаревшее название эвенков.

37. Орочи - название народа нани на юге Хабаровского края.

38. Мойры (часть, доля) - участь, которую каждый получает при рождении. В гре­ческой мифологии - богини судьбы.

39. Парки - богини судьбы (Нона, Децима и Морта) в мифологии римлян.

40. Карма (деяние, поступок) в наиболее употребительном смысле - совокупность добрых и дурных дел, совершенных индивидуумом в предыдущих существова­ниях и определяющих его судьбу в последующих.

41. Данная работа А. Фулье вышла в Петербурге в русском переводе в 1898 г. под названием «Критика новейших систем морали».

42. Речь идет о работах: Groos K. The Play of Animals.N.Y., 1898 (выходила также в 1901, 1908, 1911 и др. годах); Huber P. The natural History of Ants. London, 1820; Forel A.H. Ameisen aus Nossi – Be,Majunga, Juan de Nova (Madagaskar) den Aldabara – Iseln und Sansibar… Frankfurt am M., 1897; Он же. Ants and some other Insects; an Inquiry into the psychic Powers of these Animals, with an Appendix on the Peculiarities of their olfactory Sense. Chicago, 1904; Buchner L. Liebe und Liebes – Lieben in der Thierwelt. Berlin, 1979 (Leipzig, 1885)

43. Работа Эли Реклю «Les Primitifs» вышла в Париже в 1898 г.

44. Полное название работы: «Descriptive Sociologie»; ou: «Groups of sociological facts, classified and arranged by Herbert Spencer, compiled and abstracted by David Duncan, Richard Schapping and James Collier (and others)». Издание было начато в 1873 г., предполагалось выпустить 50 томов.

45. Веньяминов О. Записки об округе Уналашк. СПб., 1840. Т. 1-3.

46. Речь идет о работе: Dall W. H. Alaska as it was and is. 1865-1895. Washington, 1895.

47. Уточнения к сноске: Waitz F. Th. Antropologie der Naturvolker. Leipzig, 1859-1872. Bd. I-VI; Post A. H. Afrikanische Jurisprudenz. Oldenburg und Leipzig, 1887. Bd. 1-2; Он же. Die Gerschlechtsgenossenschaft der Urzeit und die Entstehung der Ehe. Ein Beitrag zu einer allgemeinen Vergleichenden Staats – und Rechtswissenschaft. Oldenburg, 1875; Ковалевский М. М. Перво­бытное право. М., 1886; Он же. Tableau des origins et de l’evolution de la famille et de la propriete. Stockholm, 1890 (на русском языке книга выходила под названием «Очерк происхождения и развития семьи и собственности. Лекции, читанные в Стокгольмском университете». СПб., 1895); Morgan L/H/ Ancient Society. London, 1877 (на русском языке книга выходила под названием «Древнее общество» в 1900, 1934 и 1935 гг.); Rink H. J. The Eskimo Tribes; their Distribution and Characteristics, especially in Regard to Landuage. Copenhagen, 1887-1891. 2 v. (Meddelelser om Grenland. V. 11).

48 Имеются в виду работы: Bastian A. Der Mensch in der Geschichte. 3 Bd. Leipzig, 1860. Bd 3: Politische psychologie; Grey. Sir George. Journals of two Expeditions of Discovery in north – west and western Australia, during 1837, 38 and 39, under the Authority of Her Majesty’s Government. Describing many newly discovered, important and fertile Districts, with Observations on the moral and physical Condition of the aboriginal Inhabitants. London, 1841; Westermarck Ed. The History of Human Marriage. London, 1894.

49. П. А. Кропоткин имеет в виду первую мировую войну 1914-1918 гг.

50. О книге Э. Реклю см. прим. 43 к разделу 1.

51. По всей вероятности, речь идет о работах: Westermarck Ed. The History of Human Marriage. London, 1894; Он же. Marriage Ceremonies in Morocco. London, 1914.

52. «...До Р. X.»- букв. «до Рождества Христова». По современной терминологии - «до нашей эры».

53. Софисты - группа древнегреческих философов (учителей мудрости и красноречия) второй половины V - первой половины IV вв. до н. э., которые первые стали преподавать свое искусство за деньги. Наиболее крупными фигурами среди них были Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, КркгкП Они были людьми весьма различных политических и мировоззренческих ориентаций.

54. Эрос (Эрот) - любовь; в греческой мифологии бог любви; одно из космогонических первоначал наряду с Хаосом (пустым пространством), Геей (землей) и Тартаром (пространством, в котором залегают корни земли и моря, все концы и начала).

55. Платон. Диалоги. М., 1986. С. 220.

56. Платон. Сочинения: В 3 т. М,, 1970. Т. 2. С. 124, 125.

57. Там же. С. 141-143.

58. Аристотель. Этика. Пер. Э. Л. Радлова. СПб., 1908.

59. «Политика» - произведение Аристотеля (русский перевод 1911 г.) представляет собой собрание трактатов и лекций на социологические и политические темы.

60 Речь идет о работе: Guya J. M. La morale d’Epicure et ses rapports les doctrines contemporaines. Paris, 1878 (1886, 1904, 1910...).

61. См., напр.: Эпикур. Из письма к маникею (Антология мировой философии В 4 т. М., 1969. Т. 1. С. 356-358).

62. «Уже Платон, говорит Гюйо, высказал мысль (в разговоре «Горгиус»), что единственный закон природы - право сильного...» См.: Платон. Сочинении В 3 т. М., 1968. Т. 1. С. 308.

63. Лукреций Кар. О природе вещей. М.,1946.

64. Стоики - философская школа, точнее, течение в античной философии, обратившее внимание на внутренний мир человека, на его независимость в противовес господству государства. Исторические рамки этого течения - с III - II вв. до н.э. по I - II вв. н.э.

65. Йодль Ф. История этики в новой философии. М., 1896-1898. Т. 1-2

66. Полное название упоминаемой работы: Eucken R. Ch. Die Lebensanschauungen der grossen Denker; eine Entwicklungsgeschichte des Lebensproblems der Menschheit von Rlato bis zur Gegenwart. Leipzig, 1907.

67. О работе Ж.-М. Гюйо см. прим. 60 к разделу 1.

68. Гаутама, Готама - в древнеиндийской мифологии один из семи великих «риши», основавших буддизм. Для П. А. Кропоткина важно, что в буддизме, как и в христианстве, провозглашалось равенство людей.

69. Речь идет о работе Вельяминова О. Записки об округе Уналашк.

70. Готтентоты - название народа в Намибии и ЮАР. Древнейшие обитатели Южной Африки.

71. 13-я поправка к конституции США, запрещавшая рабство на всей территории страны, была принята конгрессом США в январе 1865 г.

72. Работа Е. Сю (Les mysteres du people; ou: Histoire d’une famille de proletaires a travers les ages. Brussels, 1850-1852) выходила многократно в 1857-1858, 1865, 1880, 1887 и в др. годы.

73. Работа Дж. Дрэпера была переведена на русский язык и издана в Петер­бурге в 1876 г. под названием «История отношений между католицизмом и наукой».

74. Альбигойцы (от назв. г. Альби) - участники еретического движения в Южной Франции (XII-XIII вв.).

75. Лолларды - народные проповедники, участники антикатолического, крестьянско-плебейского движения в Англии и в других странах Западной Европы (XIV в.).

76. Гуситы - сторонники Реформации в Чехии. Участники гуситского револю­ционного движения, последователи учения Яна Гуса (первая половина XV в.).

77. Анабаптисты (перекрещенцы) - секта, возникшая среди ремесленников немецкого города Цвикау. Анабаптисты требовали осуществлять обряд крещения в зрелом возрасте, так как дети не способны принимать на себя ответствен­ность, налагаемую таинством крещения. Под влиянием Томаса Мюнцера сек­та превратилась в широкое народное движение, которое выступало не столько за реформу догматов церкви, сколько за социально-экономические изменения в обществе (XVI в.).

78. П. А. Кропоткин имеет в виду работу: Bruno G. Spaccio della bestia trionfante…, 1888. В русском переводе эта работа под названием «Изгнание торже­ствующего зверя» вышла в Петербурге в 1914 г.

79 Речь идет о работе: Charron P. De la sagesse livre trios… Bourdeavs. 1601.

80. Наиболее полный перевод «Опытов» Монтеня в трех книгах вышел в Москве в 1954-1960 гг.

81 Имеется в виду работа: Grotius Hugo. De jure belli ac pacis. 1625, которая в 1703 г. вышла в Гааге на французском языке. (Grotius Hugo. Le droit de la guerre et de la paix. Tr. Du latin en francois, par M. De Covrtin) (Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1957),

82. См.: гл. 2 указанной работы.

83 Речь идет о работе: Hobbes Thomas. Elementa philosophica de cive. Paris, 1646; Он же. Leviathan; or: The Matter, Form and Power of a Commonwealth, ecclesiastical and civil. London, 1651.

84. Полное название книги Бенедикта Спинозы «Этика, изложенная геометриче­ским методом и разделенная на пять частей» (под ред. проф. В. И. Модестова. 4-е изд. СПб., 1904). Более позднее издание: Спиноза Б. Избранные произве­дения: В 2 т. М., 1957. Т. 1: Этика.

85. Здесь явная опечатка: Спиноза умер 21 февраля 1677 г., а «Этика» вышла в декабре того же года.

86. О работе Ф. Йодля см. прим. 65 к разделу 1.

87. В русском переводе указанные П. А. Кропоткиным работы см.: Локк Д. Сочи­нения: В 3 т. М., 1985-1988.

88. П. А. Кропоткин неточно воспроизводит название работы Д. Локка. Следует читать: «Two Treatises of Government».

89. См.: Локк Д. Сочинения. Т. 1. С. 115-116. Перевод П. А. Кропоткина не пол­ностью совпадает с переводом в трехтомнике, однако смысл он передал точно, поэтому в дальнейшем будут указаны страницы современного издания.

90. См.: Локк Д. Сочинения. Т. I. С. 118-119.

91. При подготовке текста к изданию в 1922 г. допущена неточность. Данная ци­тата находится в ч. 2, гл. 1, § 3. Послереволюционные издания книг довольно часто страдали подобными ошибками.

92. Аналогичные замечания следует сделать и относительно отсылки к ч. 2, гл. 18, § 1. Это место следует искать в ч. 2, гл. 7, § 2.

93. См.: ч. 2, гл. 20, § 2.

94. См.: ч. 2, гл. 20, § 3.

95. Ссылка на гл. 20, § 5- из той же категории ошибок. Следует читать: гл. 21, §5.

96. См.: Локк Д. Сочинения. Т. 1. С. 401-411.

97. См.: Локк Д. Сочинения. Т. 2. С. 43.

98. Мнение П. А. Кропоткина о том, что Д. Локк свел понятие справедливости к понятию собственности, не совсем корректно. В цитате, которую приводит П. А. Кропоткин, во-первых, допущена неточность (досл.: «где нет собственности там нет и несправедливости». У П. А. Кропоткина: «нет и справедливости»); во-вторых, Д. Локк приводит это положение просто как частный пример, а вовсе не как определение справедливости. Логика его рассуждений сводится к тому, что собственность предполагает возможность посягательства на нее, т.е. с совершением акта несправедливости, тогда как отсутствие собственности такого посягательства, естественно, не предполагает. Поэтому Д. Локк и сравнивает ясность и очевидность этого положения с математическими доказательствами. Понимание справедливости у Д. Локка значительно сложнее. В гл. 21 книги 4 «Опытов» он, анализируя разделение наук, относит этику к разряду «Прак­тика», т.е. к умению правильно прилагать наши силы и действия. Этика пред­ставляет собой попытку найти правила и мерила человеческих действий, ко­торые ведут к счастью... «Цель здесь - не чистое умозрение и не познание истины, но справедливость и соответствующее ей поведение». То есть справед­ливость трактуется в более широком плане, нежели сведение ее к собствен­ности (см.: Локк Д. Сочинения: В 3 т. М., 1986. Т. 2. С. 200).

99. Имеется в виду: Clarke S. Discourse concerning the unchangeable obligation of natural Religion… London, 1706; Shaftsbury A. Characteristics of Man, Manners, Opinions, Times. 1-3 v. 2 ed. London, 1714.

100. Книга Shaftsbury A «The Moralists, a Philosophical Rhapsody: being a Recital of certain Conversations upon Natural and Moral Subjects» вышла в Лон­доне в 1709 г.

101. См., напр.: Hutcheson F. Inquiry concerning moral Good and Evil. London, 1725; Он же. A system of moral philosophy. 3 books. London, 1755. Эти работы вошли в издание; Hutcheson F. Works. Glasgow, 1769-1774. 6 v.

102. Указанные работы Г.-В. Лейбница на русском языке см.: Лейбниц Г.-В. Сочи­нения: В 4 т. М„ 1982-1989.

103. Указанные работы на русском языке см.: Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1977- 1978; Декарт Р. Сочинения: В 2 т. М., 1989.

104. «Опыты» М. Монтеня впервые были изданы в Бордо в 1580 г. Русский перевод см.: Монтень М. Опыты. М., 1954-1960. Кн. 1-3.

105. О работе Ф. Йодля см.: прим. 65 к разделу I.

106. См.: Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. Работа Ф. А. Ланге на русском языке издавалась дважды (см.: Ланге Ф. А. История материализ­ма и критика его значения в настоящее время. В 2 т. СПб., 1881-1883 и 1899-1900).

107. На русском языке наиболее полное издание работ П. Гассенди вышло в 1966- 1968 гг. (см.: Гассенди П. Сочянения: В 2 т. М., 1966-1968).

108. «Исторический и критический словарь» П. Бейля в двух томах издан на рус­ском языке в Москве в 1968 г.

109. Издание литературного наследия Ф. Ларошфуко на русском языке см.: Ларош­фуко Ф. Мысли, изречения и поучения. СПб., 1901.

110. La Bruyere Jan de. Les caracteres de Theophraste. Paris, 1688. На русском языке см.: Лабрюйер Жан де. Характеры, или Нравы нынешнего века. М.; Л., 1964

111 См.: Ламетри Ж. О. Сочинения. М., 1976.

112. Полное название упомянутой работы: Holbach Paul Henry Thiry, baron d’. Susteme social. Ou Principes naturals de la morale et de la politique, Londres (i.e. Amsterdam), 1773. На русском языке см.: Гольбах П. А. Избранные произве­дения. М., 1863. Т. 1-2.

113. Речь идет о работе: Raynal G. Th. F. Histoire philosophique et politique, des etablissemens & du commerce des Europeens dans les deux Indes. Amsterdam, 1770. 6 v. Есть русский перевод: Рейналь Г. Т. Ф. Философская и политиче­ская история о заведениях и коммерции европейцев в обеих Индиях. СПб., 1834-1835.

114. Работа Беккариа Ч. «О преступлениях и наказаниях» издавалась в России в 1809 и 1939 гг.

115. На русском языке книга «Кодекс природы, или Истинный дух ее законов» Морелли издавалась в Москве в 1956 г.

116. См.: Мабли Г.-Б. Избранные произведения. М.; Л., 1950; Монтескье Ш.-Л. Избранные произведения. М., 1955; Он же. Персидские письма. М., 1956.

117. Произведения М.-Ф. Вольтера неоднократно издавались на русском языке. См.: Вольтер М.-Ф. Философия истории. СПб., 1868; Он же. Избранные стра­ницы. СПб., 1914. Кн. 1-3; Он же. Философские повести и рассказы, мемуары и диалоги. М., 1956; Он же. Философские сочинения. М., 1988 и другие издания.

118. См.: Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения. М., 1961. Т. 1-3.

119. См.: Тюрго А.-Р. Размышления о создании и распределении богатства. Цен­ности и деньги. Юрьев, 1908; Он же. Избранные философские произведения. М., 1937.

120. См.: Кондорсе Ж.-А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936.

121. Декларация прав человека и гражданина принята Учредительным собранием Франции 20-26 августа 1789 г. Она провозгласила в качестве неотъемлемых прав человека свободу личности, слова, совести, равенство граждан перед законом, право на сопротивление угнетению. Ее основные положения легли в основу законодательства многих стран и народов мира, а также в принятую в 1948 г. ООН «Всеобщую декларацию прав человека».

122. Есть русское издание: Юм Д. Сочинения. М., 1965. Т. 1-2.

123. Работа Д. Юма «An Enquiry concerning the Principles of Moral. The natural history of religion» выходила и в Лондоне, например в издании: Hume david. Essay and treaties on several Subjects. London, 1770. V. 4.

124. См.: Смит А. Теория нравственных чувств. СПб., 1895.

125. Помимо изданий, указанных П. А. Кропоткиным, см. также: Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1963-1966 (особенно Т.3; Т.4. Ч.1,2).

126. П. А. Кропоткин имеет в виду работу И. Канта «Религия в пределах только разума» (см.: Кант И. Сочинения. Т. 4. Ч. 2, где она дана под названием «Об изначально злом в человеческой природе»).

127. См.: Кант И. Сочинения. Т. 4. Ч. 2. С. 53-54. Перевод П. А. Кропоткина и перевод в указанном здесь источнике текстуально не совпадают.

128. И.-В. Гете вслед за Спинозой разрабатывал материалистическую философскую систему, в которой понятие бога тождественно понятию природы. Это позво­лило ему, в противопоставление французскому механистическому материа­лизму XVIII в., соединить противоположности духа и материи.

129. См.: Бакунин. М. А. Избранные философские сочинения и письма. М., 1987.

130. См.: Гегель Г. В. Ф. Сочинения: В 14 т. М.; Л., 1929-1959.

131. Имеется в виду работа Г. Спенсера «Система синтетической философии» («System of synthetic Philosophy»), в которую входят: «Основные начала», «Осно­вания биологии», «Основания психологии», «Основания социологии» и «Основа­ния этики» (Спенсер Г. Сочинения: В 7 т. СПб., 1898-1900. Есть также много других изданий сочинений и отдельных работ Г. Спенсера).

132. Джеймс Макинтош был одним из восемнадцати иностранцев, которым законо­дательное собрание Франции в 1792 г. присвоило титул французского гражда­нина. Собрание полагало, что люди, своим трудом и отвагой способствовав­шие делу свободы, не могут считаться иностранцами нацией, которая благода­ря своей просвещенности и храбрости стала свободной. Д. Макинтош написал (1791) работу «Vindiciae Gallicae» («В защиту Франции»), в которой разобла­чал выпады Берка против французской революции. Его книга была издана в Париже в 1792 г. под названием «Апология французской революции» («Apologie de la Revolution fracaise»).

133. У. Годвин и особенно его произведение «Исследование относительно полити­ческой справедливости», о котором упоминает П. А. Кропоткин (есть русский перевод кн. 8 этого произведения со вступительной статьей В. Волгина. См.: Годвин У. О собственности. М., 1958), оказали значительное влияние на фор­мирование анархизма и утопического социализма (Р. Оуэн). Его идеал поли­тической справедливости - общество, в котором господствуют нравственность и истина. В этом смысле он отрицал вариантность общества, поскольку истина может быть только одна. Основное противоречие его общественной системы заключалось в том, что он пытался соединить в нем анархический индивидуа­лизм в сфере производства - общество независимых работников - с комму­нистическим принципом распределения по потребностям. Нравственность в та­ком обществе, по мысли Годвина, должна заменить государство, которое стоит на страже права собственности и порожденного им неравенства.

134. Речь идет о работе: Bentham J. An Introduction to the Principles of Moral and Legislation, 1789. И. Бентам оказал огромное влияние на многие эти­ческие теории XIX и XX столетий, а также на теории политического либера­лизма. На русском языке выходили многие его произведения (см.: Бентам И. О государстве. СПб., 1860; Он же. Избранные сочинения. СПб., 1867; Он же. Тактика законодательных собраний. СПб., 1907 и некоторые другие).

135. П. А. Кропоткин имеет в виду работу: Bentham J.Deontology; or: The Science of Morality... London, 1834. 2 v.

136. П. А. Кропоткин указывает 3-е издание работы Д.-С. Милля (см.: Милль Д.-С. Утилитаризм. О свободе. СПб., 1900). В прежних изданиях она выходила под названием «Утилитарианизм».

137. К моменту выхода «Этики» П. А. Кропоткина на русском языке были изданы: Шопенгауэр А. Свобода воли и основы морали. Две основные проблемы этики. СПб., 1896; Полное собрание сочинений Артура Шопенгауэра. М., 1901-1910. Т. 1-4.

138. П. А. Кропоткин имеет в виду работу: Gouffroy Th. Cours de droit naturel. Т. 1-2. Paris, 1858-1866. На русском языке см.: Жоффруа Сент-Илер Э. Избранные труды. М., 1970.

139. Работа «Physique Social» была включена в издание: Comte ACours de philosophie positive. Paris, 1835-1852. 6 v.

140 «В Англии вся философия Спенсера... есть философия позитивизма, хотя Гер­берт Спенсер, очевидно, пришедший к ней отчасти независимо, хотя и после Конта, неоднократно старался отмежеваться от Конта». Вероятно, здесь П. А. Кропоткин имеет в виду издание: Спенсер Г. Классификация наук. Со статьей «О причинах разногласия с философией Конта». СПб., 1866.

141. Работы Л. Фейербаха, которые указывает П. А. Кропоткин, вышли в Цюрихе в 1842-1843 гг. (см.: Фейербах Л. Избранные философские произведения. М., 1955. Т. 1-2).

142. Указанная работа Л. Кнаппа вышла в Эрлангене в 1857 г.

143. П. А. Кропоткин имеет в виду возникшие в ходе революции параллельно с низо­выми органами власти (секциями) стихийные объединения и организации наиболее решительных сторонников революции, которые подталкивали и радикализировали ее снизу, выражая интересы неимущих слоев народа. Так, 31 мая - 2 июня 1793 г. под их давлением потерпели поражение жирондисты, ведшие соглашательскую политику, и к власти пришли якобинцы. Наиболее заметными лидерами этих организаций были Ж. Ру, Т. Леклерк, Ж. Варле. Уже сами названия-клички указанных групп говорят об их социальном происхож­дении и политических требованиях. Анархистами называл эти группы один из лидеров жирондистов, Ж.-П. Бриссо.

144. Работа К. Гельвеция «De l’homme, de ses facultes individuelled et de son education» впервые была издана в Лондоне в 1773 г. (на русском языке см.: Гель­веции К.-А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М., 1938).

145. Декларация прав человека была провозглашена в 1789 г. В книге П. А. Кро­поткина, видимо, опечатка издателя, ибо трудно предположить, что это ошибка самого П. А. Кропоткина, написавшего фундаментальный труд «Великая фран­цузская революция 1789-1793 годов». В 1791 г. была принята первая кон­ституция Франции, в которую вошли основные положения Декларации прав человека.

146. О работах Морелли см.: Морелли. Избранные произведения. М.;Л.,1950. Тогда же вышли избранные произведения Г. Мабли.

147. Работа М.Кондорсе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» издана на русском языке в Москве в 1936г.

148. Lichtenberger Andre. Le Socialisme au XVIII siecle. Paris, 1895.

149. Речь идет о I Интернационале, который прекратил свою деятельность в 1876 г., а не в 1879 г., как указано в тексте П. А. Кропоткина. Фактически же I Интер­национал прекратил свое существование в 1872 г., когда Гаагский конгресс (сентябрь 1872 г.) принял решение перевести Генеральный совет Интернацио­нала из Лондона в Нью-Йорк. Формально Интернационал был распущен в 1876 г. решением Филадельфийской конфедерации.

150. «Уничтожение задельной платы» синонимично более принятому сейчас вы­ражению «уничтожение наемного труда».

151. К моменту выхода «Этики» П. А. Кропоткина работа П.-Ж. Прудона «Что такое собственность» выдержала два издания на русском языке (см.: Прудон П.-Ж. Что такое собственность. 2-е изд. М., 1919).

152. Полное название данной работы П.-Ж. Прудона «Systeme des Contradictions economiques»; ou: «Philosophie de la misere». (Т. 1-2. Paris, 1846.)

153. Упоминаемая работа П.-Ж. Прудона издавалась в Париже многократно: в 1840, 1848, 1867, 1873, 1880 и других годах.

154. П. А. Кропоткин ошибается: к тому времени на русский язык было переведено около десятка крупных работ П.-Ж. Прудона. Среди них: «Война и мир», «Французская демократия», «Бедность как экономический принцип» и другие.

155. Работа П.-Ж. Прудона «Idee generale sur la Revolution au XIX siecle» вышла в Париже в 1851 г.

156. «Времена террора» - с сентября 1793 по июль 1794 г., период расцвета яко­бинской диктатуры во главе с Робеспьером. В ответ на террор контрреволюции, в частности на убийство «друга народа» Марата, якобинская диктатура стала активно использовать революционный террор.

157. Моисей, Моша - в преданиях иудаизма и христианства первый пророк бога Яхве, основатель его религии, законодатель (в Ветхом завете «Пятикнижие Моисея»). См.: именной указатель.

158. Товия и Товит - персонажи ветхозаветного предания, изложенного в «Книге Товита», вошедшей в библейский канон лишь восточных христианских церквей, поэтому основным текстом является греческий.

159. Имеется в виду составленная Т. Джефферсоном и принятая американским кон­грессом 4 июля 1776 г. «Декларация независимости». В ней провозглашались политическая самостоятельность США, республиканские и демократические свободы: равенство перед законом, суверенность народа, его право изменять форму власти, а.также перечислялись естественные права человека.

160. «Декларация 1793 г.», как и новая конституция, была принята 24 июля. В исто­рию они вошли как якобинская конституция, которая была самой демократич­ной из всех буржуазных конституций XVIII и XIX столетий. Декларация объ­являла правами человека свободу, равенство, безопасность и собственность, а целью общества провозглашала всеобщее счастье. Среди неотъемлемых прав человека Декларация называла свободу личности, вероисповедания, печати, подачи петиций, законодательной инициативы, социального призрения, право на сопротивление угнетению. Таким образом, в Декларации нашли наиболее полное выражение идеи Ж-Ж. Руссо, а также требования народа, поддержав­шего якобинцев.

161. Конституция Франции начиная с 1791 г. неоднократно перерабатывалась в зависимости от политической ситуации. В 1795 г. крупная буржуазия внесла свои изменения в конституцию, как и в 1899 г., когда к власти пришел Наполеон, и т. д. Однако принцип «свободы и равенства всех перед законом», провоз­глашенный в Декларации 1789 г., остается незыблемым.

162. Сноска дана на работу: Proudhon P.J. Dela justice dans la revolution et dans l’Eglise... Paris, 1858. Т. 1-3.

163. Упоминаемая работа А. Бастиана выходила в Лейпциге в 1860 г. в трех томах.

164 Речь идет об издании: Darvin Ch. Descent of Man and Selection to Sex. 2v. London, 1871. П. А. Кропоткин, очевидно, ошибся, обозначив дату выхода этой работы 1859 г. (в этом году вышла его книга о происхождении видов).

165. П. А. Кропоткин имеет в виду работы: Huxley Th. Collected Essays. 9v. London, 1893-1895; Он же. Essays Ethical and Political. London, 1903. См. также: Huxley Th. Evolution and Ethics, and other Essays. London, 1894.

166. Брошюра Т. Гексли «Эволюция и этика» опубликована в Лондоне в 1893 г. Однако полемика П. А. Кропоткина с Т. Гексли началась значительно рань­ше - после того как последний опубликовал в журнале «Nineteenth Century» (1888) статью «Борьба за существование: программа деятельности». Уже тогда П. А. Кропоткин выступил против сведения дарвиновской концепции только к закону борьбы за существование; книга «Взаимопомощь как фактор эволю­ции» стала итогом его работы в данном направлении (см. также предисловие П. А. Кропоткина к работе «Справедливость и нравственность»).

167. П. А. Кропоткин имеет в виду работы: Romanes G. Animal Intelligence. London, 1882 (в 1888 г. эта книга Роменса «Ум животных» вышла на русском языке в Петербурге).

168. Речь идет о работе Г. Спенсера «Social Static abridged and revised» (N.Y., 1893) с упоминаемой статьей «The Man versus the State».

169. П. А. Кропоткин имеет в виду работу Г. Спенсера «The Principles of Ethics» (London, 1884-1893), вошедшую в сочинения: Spenser H. A System of Synthetic philosophy в качестве отдельных томов (соответственно 9 и 10).

170. К тому времени вышли на русском языке многие работы Г. Спенсера, в том числе: Сочинения Герберта Спенсера (1-7). СПб., 1897-1907; Спенсер Г. Научные основы нравственности: В 3 частях. СПб., 1896 и др.

171. Речь идет о работе У. Годвина «An Enquiry Concerning Political Justice and its Influence on General and Happiness». 2 v. (London, 1783).

172. Имеется в виду работа: Bentham J. Constitutional Code; for use of all nations and all governments professing liberal opinions. London, 1830.

173. «Махабхарата» - древнеиндийский эпос, созданный в первой половине 1-го тысячелетия до н. э. «Махабхарата» состоит из 100 тыс. двустиший (шлок), разделенных на 18 книг.

174. «Основания этики» Г. Спенсера имеют следующую структуру: «Данные этики», «Индукция этики», «Этика индивидуальной жизни». Далее следует «Этика об­щественной жизни, или Справедливость», которая, в свою очередь, состоит из двух больших разделов: «Этика общественной жизни. Отрицательная благо­творительность» и «Этика общественной жизни. Положительная благотвори­тельность».

175. «Теория Равашоля» - вряд ли можно говорить о теории, речь скорее может идти о взглядах, оправдывавших практику «прямого действия» (action direct) и экспроприации. Вместе с тем следует отметить, что анархистские теории ру­бежа XIX и XX столетий в значительно большей мере проповедовали индиви­дуализм нередко в его грубой и аморальной форме.

176. О работе Ж.-М. Гюйо см. прим. 60 к разделу II. На русском языке выходило его собрание сочинений (Т. 1-5. СПб., 1898-1901).

177. Речь идет о книгах: Fouillie A. Nitzvhe et l’immoralisme. Paris, 1902; Он же. Morale des idees – forces. Paris, 1908.

178. Фрагмент из поэмы «Мцыри» см.: Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений: В 4 т. Л., 1980. Т. 2. С. 411.

179. Энергиям (энергетизм) Ф. Паульсена в этике противопоставляется гедонизму. Паульсен считал, что сущность счастья не в удовольствиях, а в самом про­цессе деятельности, т.е. в энергетической реализации «воли», которая есть первоначальный и постоянный фактор душевной жизни. Объективный мир есть реализация действующей воли - Бога. В этом смысле в человеке воля приходит «к осознанию самой себя» и стремится к реализации жизненных функ­ций человека в его деятельности (см.: Паульсен Ф. Основы этики. М., 1900, особенно с. 260-280).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: