Плюсы и минусы совершенной конкуренции

Плюсы и минусы совершенной конкуренции. Есть целый ряд характеристик совершенной конкуренции, которые могут рассматриваться как выигрышные для общества.

Во-первых, цена равна предельным издержкам. Вспомним, что цена есть предельная полезность (глава 3). Это означает равенство предельной полезности предельным издержкам. Для того, чтобы лучше понять, почему этот случай характеризуется как оптимальный, подойдем к рассмотрению проблемы по принципу от противного.

Предположим, что предельные издержки ниже цены (соответственно, при совершенной конкуренции это означает выпуск ниже равновесного уровня).В этом случае общество наделяет потребление дополнительной продукции большей ценностью, чем те потери (издержки), которые оно несет вследствие расширения ее производства до равновесного уровня. Следовательно, общество выигрывает от увеличения выпуска до этого уровня.

Напротив, когда предельные издержки выше цены (предельной полезности), то ценность «жертвы» в виде затрат общества на выпуск продукции сверх равновесного уровня выше, чем ценность, получаемая от потребления этой продукции. Понятно, что общество выигрывает, если в таком случае выпуск продукции будет снижен до равновесного уровня.

Таким образом, равновесный выпуск представляет оптимальный уровень выпуска.

Во-вторых, результативно работает механизм прибылей и убытков. Стремление получить экономическую прибыль (пусть и в коротком периоде) толкает фирмы к технологическим новшествам, тогда как убыточные фирмы в длительном периоде уходят с рынка. Таким образом постоянно осуществляется отбор лучших фирм в данном виде деятельности.

В-третьих, в длительном периоде фирма выбирает такой объем выпуска, которому соответствуют минимальные средние издержки (минимальные LAC).

В-четвертых, потребитель выигрывает не только из-за выпуска с минимальными средними издержками в длительном периоде, но и из-за того, что при этом фирма не имеет экономической прибыли, то есть цена не превышает эти издержки.

В-пятых, в случае изменения спроса изменяется цена и, таким образом, фирма реагирует в силу собственных интересов на изменение требований потребителя. При этом в случае увеличения спроса фирма получает только краткосрочную прибыль.

В то же время совершенная конкуренция имеет и свои минусы. Подробно о них мы поговорим в главе 8, где будем рассматривать так называемые «провалы рынка». Однако уже сейчас можно подчеркнуть, по крайней мере, три недостатка совершенной конкуренции по сравнению с другими рыночными структурами.

Во-первых, совершенная конкуренция исключает какую-либо дифференциацию продукции, характерную как для монополистической конкуренции, так и для олигополии. Отсутствие разнообразия свойств одной и той же продукции, как правило, оценивается потребителями как существенный недостаток (представьте, например, абсолютно одинаковые модели одежды).

Во-вторых, если фирмы в условиях совершенной конкуренции и имеют сильные стимулы к новым технологиям ради получения краткосрочной экономической прибыли, то именно краткосрочный характер последней не дает им достаточно средств для разработки ряда новшеств.

В-третьих, фирмы могут опасаться того, что разработанные ими нововведения их конкуренты быстро скопируют (в силу полной информированности), а в таком случае произведенные инвестиции окажутся потраченными впустую средствами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: