Общие сведения о ювелирных товарах

К ювелирным изделиям относят изделия, изготовленные из сплавов драгоценных металлов, драгоценных и других ювелирных камней с использованием различных видов художественной обработки и применяемые в качестве различных украшений, предметов быта, предметов культа, для декоративных целей, выполнения различных ритуалов и обрядов.

Изделия, изготовленные из недрагоценных материалов, с покрытием драгоценными металлами, со вставками из недрагоценных ювелирных камней или без них и выполняющие аналогичные функции, относят к изделиям ювелирной галантереи.

Наиболее широкое применение в ювелирном производстве находят следующие драгоценные металлы — золото, серебро, платина, палладий. В ювелирном производстве драгоценные металлы используются в виде сплавов с другими металлами. Содержание чистого золота, серебра, платины, палладия в сплавах определяет проба, которая ставится на каждом изделии из сплава драгоценного металла. Метрическая проба показывает число массовых частей чистого драгоценного металла, содержащегося в 1000 массовых частях сплава.

В соответствии с постановлением Правительства РФ 18 июня 1999 г. № 643 “О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов” в Российской Федерации для ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов устанавливаются следующие пробы:

платиновая: 950 (девятьсот пятидесятая), 900 (девятисотая), 850 (восемьсот пятидесятая);

золотая: 999 (девятьсот девяносто девятая), 958 (девятьсот пятьдесят восьмая), 750 (семьсот пятидесятая), 585 (пятьсот восемьдесят пятая), 500 (пятисотая), 375 (триста семьдесят пятая);

серебряная: 999 (девятьсот девяносто девятая), 960 (девятьсот шестидесятая), 925 (девятьсот двадцать пятая), 875 (восемьсот семьдесят пятая), 830 (восемьсот тридцатая), 800 (восьмисотая)

палладиевая: 850 (восемьсот пятидесятая), 500 (пятисотая).

В соответствии с ГОСТ 53197-2008 “Ювелирные изделия. Пробы сплавов на основ драгоценных металлов” допуски в сторону уменьшения проб запрещены.

Во многих странах принята и продолжает действовать каратная система проб. По этой системе чистое золото имеет пробу 24 карата (табл. 17.1).

Таблица 17.1

Соотношение между системами проб

Метрическая Каратная
   
   
   
   
   
  -

Химический состав сплавов драгоценных металлов, применяемых в ювелирной промышленности, должен соответствовать ГОСТ 30649-99 “Сплавы на основе благородных металлов ювелирные. Марки”.

Сплавы золота каждой пробы могут различаться цветовым тоном в зависимости от процентного состава, входящих в сплав компонентов. В практике наиболее часто применяют следующие названия — желтое, белое, красное, зеленое золото.

Чистое золото имеет ярко желтый цвет, плотность 19,3 г/см температуру плавления

1063 °С, твердость по Бринеллю 25 кгс/мм2. Обладает высокой химической стойкостью (не растворяется в концентрированной азотной и серной кислотах), хорошими технологическими свойствами: пластичностью, ковкостью, текучестью. В ювелирном производстве в чистом виде золото применяется только для декоративного покрытия — золочения и изготовления сусального (тонколистового) золота.

Серебро имеет ярко-белый цвет, плотность 10,5 г/см3, тем­пературу плавления 960,5 °С, твердость по Бринеллю около 25 кгс/мм2. На воздухе под действием сероводорода серебро окисляется, покрываясь темным налетом, растворяется в азот­ной и концентрированной серной кислоте. Для изготовления ювелирных изделий применяют двухкомпонентные сплавы с медью. Все серебряные сплавы одинаковы по цвету.

Платина имеет бело-серый цвет, плотность 21,5 г/см3, температуру плавления 1773,5 °С, твердость по Бринеллю около 50 кгс/мм2. Отличается чрезвычайно высокой химической стой­костью. Из-за высокой температуры плавления и стоимости, платина в меньшей степени находит применение для изготов­ления ювелирных изделий. В основном ее применяют для изго­товления оправ под бриллианты.

Палладий относится к металлам платиновой группы, имеет более светлую окраску, чем платина, плотность 12,0 г/см3, тем­пературу плавления 1554,5 °С, твердость по Бринеллю около 52 кгс/мм2.

Ювелирные изделия изготавливают штамповкой, литьем, монтировкой. Под монтировкой понимают процесс соединения отдельных деталей изделий путем пайки, сварки, клепки.

В ювелирном производстве применяют различные виды отделки изделий: чеканку, травление, гравировку, чернение, филигрань (скань), зернь, золочение, родирование, финифть.

Чеканка представляет собой процесс формирования на поверхности листового металла сложного рельефного рисунка тематического содержания с помощью ударов по специальным стальным стержням (чеканам).

Травление — нанесение на поверхность изделия изображе­ния с помощью кислот и щелочей.

Гравировка — представляет собой вырезание рисунка (изображения, орнамента, надписи) на поверхности изделия острым резцом.

Чернение представляет собой заполнение глубоко гравиро­ванного рисунка сплавами соединений различных химических элементов, придающих рисунку темный цвет с синеватым от­ливом.

Филигрань (или скань) — это кружевной металлический узор, выполненный из свитых в жгутик или сплющенных в виде ленточки двух-трех проволочек. Иногда его обогащают зернью, которая представляет собой декоративный элемент на изделии в виде мелких напаянных металлических шариков.

Миниатюрная живопись, выполненная по эмали, получила название финифть.

Золочение и ро дирование представляют собой процесс на­несения на поверхность ювелирных изделий покрытий на основе золота или родия, соответственно, в декоративных целях и для повышения коррозионной стойкости изделий.

Родий относится к металлам платиновой группы, имеет се­ребристый цвет и очень высокую химическую стойкость. Обыч­но его используют для покрытия серебряных изделий.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 июня 1999 г. № 643 “О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов” допускается покрывать слоем родия ювелирные и другие бытовые изделия из сплавов белого золота, серебра или платины при условии, что эти из­делия клеймятся, как золотые, серебряные или платиновые, соответственно. Слоем золота допускается покрывать ювелир­ные и другие бытовые изделия из серебра. Указанные изделия клеймятся, как серебряные. Требования к толщине покрытия и пробе золота в покрытии установлены ГОСТ Р 53196-2008 “Юве­лирные изделия. Покрытия сплавами на основе золота”. Проба сплавов на основе золота в позолоте должна быть не менее 585. Фактическая толщина нанесенного покрытия из чистого золота должна быть менее 0,5 мкм. Толщина покрытия сплавом золота 750 пробы должна быть менее 0,835 мкм, толщина покрытия сплавом золота 585 пробы должна быть менее 1,2 мкм.

Основным украшением ювелирных изделий и материалом для камнерезных художественных изделий служат природные и искусственные, прозрачные, просвечивающиеся или непрозрачные цветные камни.

Природные камни образуются без вмешательства человека и могут быть минерального и органического происхождения.

К природным камням минерального происхождения от­носятся алмаз, рубин, сапфир, изумруд, александрит, гранат, горный хрусталь, бирюза, топаз, яшма, малахит и др. Первые пять природных камней относят к группе драгоценных камней за их редкость, высокую твердость, красивый внешний вид.

К природным камням органического происхождения от­носят жемчуг, янтарь, перламутр, коралл. Природный жемчуг в естественном и обработанном виде также относят к драгоцен­ным камням.

Весовой единицей драгоценных камней является карат (международное сокращение — ct), который равен 0,2 г. Весовой единицей природного жемчуга является гран (1/4 карата).

К искусственным камням относятся кристаллические про­дукты полностью или частично произведенные человеком и не имеющие природных аналогов (фианит, иттрий-алюминиевый гранат) или имеющие тот же состав, структуру и свойства, что и природные камни (синтетические рубин, сапфир, изумруд, гранат, муассанит и др.) или имитирующие внешнее сходство, но не обладающие физико-химическими свойствами и структу­рой природных и синтетических камней или составные камни. К составным относятся камни, которые составлены физическим или химическим способом из двух и более частей, например, гранат—стекло—дуплет, в котором верхняя часть — гранат, а нижняя — стекло.

Ювелирные камни различаются твердостью, плотностью, блеском, прозрачностью, светопреломлением, цветом и другими свойствами.

Твердость ювелирных камней традиционно определяется по шкале Мооса. Она состоит из десяти природных минералов - эталонов, расположенных в порядке возрастания их относительной твердости от одного до десяти: 1 — тальк; 2 -— гипс; 3 — каль­цит; 4 — флюорит; 5 — апатит; 6 — ортоклаз (полевой шпат); 7 — кварц; 8 — топаз; 9 — корунд (рубин, сапфир); 10 — алмаз. Метод определения твердости основан на способности твердых минералов оставлять царапину на поверхности менее твердых образований. Каждый из этих минералов оставляет царапину на предыдущем и царапается последующим. Если определяе­мый минерал оставляет царапину на предыдущем и царапается последующим из приведенных эталонов, ему присваивается промежуточная твердость, например, 8,5.

К оптическим свойствам ювелирных камней относят цвет, прозрачность, блеск, преломляемость световых лучей с различ­ной длиной волны, плеохроизм, астеризм, люминесценцию. Они имеют существенное значение при эстетической оценке качества ювелирных камней.

Степень избирательного поглощения ювелирным камнем проходящих через него световых лучей соответствующей длины волны характеризует соответствующую окраску (цветовые тон, оттенок, насыщенность) ювелирного камня.

Способность поверхности ювелирного камня отражать све­товые лучи характеризует его блеск.

Способность камня возвращать в глаз наблюдателя цветные лучи, образовавшиеся в камне при разложении прошедшего в него белого света на спектральные составляющие, называется сверкание (бриллианция) и зависит от дисперсии (различия) по­казателей преломления для составляющих видимого спектра.

Изменение цветового оттенка ювелирного камня в прохо­дящем через него свете, в зависимости от его ориентации в про­странстве, называется плеохроизмом.

Астеризм представляет собой оптический эффект проявле­ния звездообразной фигуры на поверхности, ювелирного камня, обработанного с образованием сферической или другой выпуклой криволинейной поверхности, при его освещении. Он обусловлен отражением света от включений в камне, ориентированных вдоль определенных кристаллографических направлений.

Люминесценция — способность ювелирного камня светиться в диапазоне видимого света.

Для наиболее полного проявления присущих ювелирным камням оптических свойств, способных вызывать соответству­ющее зрительное ощущение, придания им соответствующей формы, ювелирные камни подвергают огранке, шлифовке и по­лировке. Ювелирным камням, обладающим явлением астеризма (звездчатый рубин, звездчатый сапфир, некоторые виды кварца, шпинель), придают гладкую криволинейную поверхность, соот­ветствующего радиуса кривизны, имеющую одинаковые геоме­трические размеры относительно оси симметрии. Такая форма поверхности ювелирного камня, носит название кабошонной или “кабошон”.

Огранка ювелирного камня подразумевает процесс нанесе­ния на поверхность камня плоских граней, ограниченных зам­кнутым контуром, состоящим из ребер.

Вид огранки ювелирных камней определяется формой и типом огранки. Основными элементами огранки ювелирного камня являются “корона”, “площадка”, “павильон”, “калетта”, “рундист”. Верхняя часть ограненного ювелирного камня, со­стоящая из одного или более рядов граней, называется “корона”. Наибольшая по площади верхняя единичная грань, расположен­ная в центре короны, называется “площадка”. Нижняя часть ограненного ювелирного камня, состоящая из одного или более рядов граней, называется “павильон”. Самая нижняя часть пави­льона в виде точки (шипа), грани или килевой линии, называется “калетта”. Часть поверхности ограненного ювелирного камня, определяющая его форму в плане и расположенная между ко­роной и павильоном, называется “рундист”.

Форма огранки определяется формой контура рундиста в плане. Ювелирные камни по форме огранки разделяют на кру­глые и фантазийные.

Самыми распространенными фантазийными формами огранки являются овал, груша, маркиз (челновидная), сердце, изумруд (прямоугольная со скошенными углами), квадрат, багет (прямоугольная или трапецевидная), принцесса (прямоуголь­ная), триллиант (треугольная), радиант (восьмиугольная).

В соответствии с правилами международной конфедерации по ювелирным камням, изделиям из серебра, алмазам и жемчугу (СIВJО), за базовую форму бриллиантов, принята круглая фор­ма контура рундиста.

Форма граней и их взаимное расположение определяет тип огранки. Различают следующие типы, огранки ювелирных кам­ней: бриллиантовую, клиньевую, ступенчатую, смешанную.

При бриллиантовой огранке, верхняя часть камня (корона) имеет площадку в виде правильного многоугольника (как пра­вило, восьмиугольника) с тремя рядами граней. Основные грани короны имеют форму ромба, верхние и нижние грани короны, примыкающие к площадке и рундисту, соответственно — треу­гольную (клиновидную) форму. Нижняя часть (павильон) камня, как правило, имеет два ряда граней. Основные грани павильона имеют форму ромба. Верхние грани павильона, примыкающие к рундисту, — форму треугольника (клина).

Разновидность бриллиантовой огранки, при которой пло­щадка сведена в точку, а корона и павильон имеют не менее четырех рядов граней с общим количеством граней свыше 56, называется “роза”.

Разновидность бриллиантовой огранки, при которой и ко­рона и павильон состоят из рядов граней имеющих треугольную форму (клиновидную), называется клиньевой.

Ступенчатая огранка — тип огранки, при которой основ­ные грани короны и павильона имеют форму прямоугольников либо трапеций, расположенных рядами (ярусами) в виде ступе­ней, а их горизонтальные ребра параллельны площадке и пло­скости рундиста.

Смешанная огранка представляет собой огранку, сочетаю­щую в себе элементы клиньевой и ступенчатой.

Виды огранки могут иметь модификации (разновидности), под которыми понимается количество и взаимное расположение граней, а также вариации различных видов огранки, например круглый семнадцатигранный, круглый пятидесятисемигранный, “багет” прямоугольный и трапецевидный двадцатипятигранный, «багет» прямоугольный и трапецевидный тридцатитрехгранный, “триллиант” пятидесятидвухгранный, “принцесса” пятидесяти­семигранная и девяностосемигранная и др.

Основными классификационными признаками драгоценных камней являются масса, цвет, чистота, огранка. Эти же призна­ки являются ценообразующими факторами.

Классификация бриллиантов, технические требования к параметрам их огранки, обозначение и индексация бриллиантов установлены в ГОСТ Р 52913-2008 “Бриллианты. Классифика­ция. Технические требования”.

По массе бриллианты разделяют на мелкие (до 0,29 карата включительно), средние (от 0,30 до 0,99 карата включительно) и крупные (от 1,00 карата и более). Масса бриллиантов измеряет­ся с точностью до двух знаков после запятой, без округления в сторону увеличения, если второй и третий знаки после запятой равны 9, например: 0,299 = 0,29 карата; 0,999 = 0,99 карата.

В зависимости от оттенка цвета, его тональности и насыщен­ности бриллианты в соответствии с ГОСТ Р 52913-2008 подраз­деляют на бесцветные, с оттенками разной насыщенности, окра­шенные (желтые с оттенками разной насыщенности, коричневые с оттенками разной насыщенности), фантазийные (со значительным присутствием цвета при просмотре бриллианта через площадку или же с цветом, отличным от желтого, коричневого, серого при сравнении с бриллиантом — образцом по цвету).

С учетом групп массы и видов огранки бриллианты под­разделяют на группы цвета. Под группой цвета понимается профессионально определенное местоположение бриллианта на шкале классификации по цвету. Мелкие (круглые семнадцати­гранные) бриллианты подразделяются на четыре группы цвета (1, 2, 3, 4). Мелкие (других видов огранки) бриллианты подраз­деляются на семь групп цвета (1,2, 3,4, 5, 6, 7). Средние и круп­ные бриллианты подразделяются на семнадцать групп цвета (1, 2, 3,4, 5, 6, 6-1, 7, 8-1, 8-2, 8-3, 8-4, 8-5, 9-1, 9-2, 9-3, 9-4).

Цифра “ 1 ” означает наиболее высокую группу цвета бриллианта (бесцветные высшие).

В зависимости от характеристики внутренних и внешних де­фектов, степени их проявления и места расположения в объеме бриллианта, а также от видов огранки и групп массы, брилли­анты подразделяют на группы чистоты. Группа чистоты пред­ставляет собой профессиональную оценку чистоты бриллианта, основанную на размере, количестве, расположении дефектов и их отражений, а также на виде (яркие, темные, бесцветные, окрашенные), природе (кристалл, трещина) и типе включений (точечное, рассеянное, плоское, компактное) в соответствии со шкалой классификации. Мелкие (круглые семнадцатигранные) бриллианты подразделяются на шесть групп чистоты (1, 2, 3, 4, 5, 6). Мелкие (других видов огранки) бриллианты подразде­ляются на девять групп чистоты (1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9). Средние и крупные бриллианты подразделяются на тринадцать групп чистоты (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 7а, 8, 9, 10, 11, 12). Цифра “1” означает наиболее высокую группу чистоты бриллианта (без внутренних и внешних дефектов).

Параметрами качества огранки бриллиантов являются: ге­ометрические параметры, пропорции, симметрия, полировка. В зависимости от качества огранки бриллианты подразделяют на группы огранки: А, Б, В, Г. Буква “А” означает более совер­шенные параметры качества огранки.

Для условного обозначения драгоценных камней применяют буквенно-цифровые индексы, которые отражают форму огран­ки, количество граней, группу качества огранки, группу цвета, группу чистоты и массу камня в каратах. Например, бриллиант круглой формы с количеством граней 57, группы огранки А, груп­пы цвета 2, группы чистоты 3, массой 0,89 карат, должен иметь следующее обозначение Кр-57А, 2/3, масса 0,89 кар., а брилли­ант треугольной формы клиновидной огранки (триллиант) с ко­личеством граней 52, группы огранки В, группы цвета 3, груп­пы чистоты 4, массой 0,65 карат, должен иметь следующее обо­значение Т-52В, 3/4, масса 0,65 кар.

Часть ювелирного изделия, служащая для удержания ювелирного камня, называется “оправа”.

Наибольшее распространение получили следующие виды оправ: крапановая, корнеровая, кармезиновая, ободковая или царговая, глухая, рельсовая.

В крапановой оправе ювелирный камень удерживается при помощи крапанов (отдельных стоек с лапками).

Корнеровая закрепка — вид закрепки ювелирного камня, при котором камень помещается в специальное гнездо и закре­пляется в нескольких точках за счет корнеров (частиц металла сферической формы), выделенных из окружающего металла.

Разновидностями корнеровой оправы являются оправа “каре”, “фаденовая”, “тиктовая”, “паве”.

В оправе “каре” камень вставляют в квадратную пластину и удерживают четырьмя корнерами.

В фаденовой оправе ювелирные камни закрепляются кор­нерами в длинной полосе металла так, что они почти соприка­саются рундистами.

В тиктовой оправе ювелирные камни располагаются не в по­лосу, а в несколько рядов. Каждый камень удерживается двумя равномерно прижатыми к нему противоположными полушаро- выми головками корнеров. Поверхность ювелирного изделия с тиктовой оправой и оправой “паве”, представляет собой густо покрытую ювелирными камнями поверхность, напоминающую “брусчатку”. Рундисты камней соприкасаются друг с другом вплотную и удерживаются в клиновых промежутках закрепоч­ными корнерами.

В глухой оправе камень удерживается в гнезде вертикаль­ными стенками металла. Как правило, так крепятся непрозрач­ные камни огранки “роза” с гладкой нижней поверхностью.

В ободковой оправе камень крепится специальным обжим­ным ободком, который иногда отделывается мелкой насечкой (гризантом).

Кармезиновая оправа используется для удержания круп­ного ювелирного камня, окруженного “веночком” из мелких ювелирных камней, плотно прилегающих друг к другу. Для удержания в ювелирном изделии большого центрального камня может использоваться крапановая, глухая или ободковая опра­ва. Для удержания мелких камней — корнеровая, крапановая, ободковая оправа.

Рельсовая закрепка — вид закрепки драгоценного камня в ювелирном изделии, при которой камень закрепляется между двух параллельных полос металла.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: