double arrow

Роль ювелирных украшений в костюме «новой» эпохи


Стремительно изменялась женская одежда, что не скажешь про изменения в мужской моде. Наибольшее влияние на формирование повседневного мужского костюма оказала первая мировая война. Модный костюм имел полувоенный, состоял он из френча, бриджей, высоких сапог и фуражки. Зато вечерний костюм почти не изменился. Фрак и смокинг, узкие брюки с шелковыми лампасами оставались наиболее парадной одеждой для мужчин. С фраком, по требованиям моды, полагалось носить бархатные, шелковые, парчовые жилеты, застегнутые на перламутровые, жемчужные или ювелирной работы пуговицы из серебра или матового золота, украшенные эмалью и сканным орнаментом. С таким костюмом носили рубашку из тонкого полотна, на манжетах сверкали маленькие золотые запонки с бриллиантами, рубинами, хризолитами, опалами или жемчугом. Очень модны в те годы были запонки из матового золота с чеканным изображением женской головки и с геометрическим или растительным орнаментом. Галстуки начала XX века отличались многообразием. По-прежнему модны были длинные галстуки, завязанные небольшим узлом, «бабочки», шейные шарфы, завязанные бантом. Как правило, узлы галстуков закалывали декоративной булавкой. Учитывая общие тенденции и стилевые особенности модерна, ювелиры несколько видоизменили форму этого традиционного мужского украшения. Так, например, головка булавки часто принимала форму кисти женской руки, украшенной алмазами, рубинами и другими драгоценными камнями, или форму шарика из жемчуга, коралла, опала, бирюзы в золотой оправе. Кроме булавки большой популярностью пользовался галстучный зажим в виде овального вытянутого кольца с хризолитом, агатом или опалом в центре. Обычно камень, украшавший галстучный зажим, повторял камень запонок, что создавало своеобразный мужской парюр. Некоторые мужчины носили золотые перстни, щиток которых украшала резная монограмма или драгоценный камень. Среди состоятельных людей, пользовавшихся верховыми лошадьми, имели место случаи применения так называемых «жокейских колец». Эти небольшие гладкие золотые кольца с бирюзой, кораллом, сердоликом носили на мизинце во время верховой прогулки.

Наконец, далеко не последнюю роль в стилевом оформлении мужского костюма начала XX века играли пуговицы, которые были самыми разными по форме и размеру и изготовлялись из многочисленных материалов: перламутра, агата, родонита и других камней, из серебра с эмалью и сканью. Часто пуговицы не выполняли своего функционального назначения, а, пришитые к костюму, оживляли его, дополняли, создавали впечатление его индивидуальности.

Изделия из низкопробного серебра костромских ювелиров-броши, серьги, браслеты, цепи, кольца - широко распространились по всей России через скупщиков. Однако качество этих изделий оставалось низким. Это объяснялось различными объективными обстоятельствами: во-первых, у мастеров-ювелиров отсутствовало необходимое оборудование, а во-вторых, увеличившийся спрос на дешевые ювелирные изделия почти совершенно стер индивидуальные особенности творчества отдельных мастеров. Такие изделия покупало городское население.

Казанские серебряники этого времени также изготовляли преимущественно мелкие недорогие ювелирные изделия: серьги, броши, медальоны, булавки для галстука, запонки, кольца, браслеты с поделочными камнями, перламутром, стеклами, пользовавшиеся большой популярностью в среде купцов, мещан, интеллигенции.

В начале XX века модерн достиг кульминации в проявлении характерных для этого стиля элементов декоративности, после чего, как в русском ювелирном искусстве, так и во всём декоративно-прикладном творчестве, усиливаются тенденции к упрощению форм изделий, а волнистые линии декора заменяются геометризированным орнаментом. Гладкий фон браслетов, брелоков, колец, брошей украшают незатейливым резным орнаментом листьев и цветов, часто - в сочетании с эмалью или недрагоценными камнями.

Первая мировая война, является переломом в развитии русских ювелирных украшений. Рост революционной активности, демократизация общественной жизни, победа Великой Октябрьской социалистической революции изменили весь строй жизни в России. «Появление нового типа костюма, приспособление его к отличным от всех эпох условиям жизни способствовало и радикальным изменениям в русском ювелирном искусстве. Не только характер украшений, их внешний вид, но и сам подход к украшениям как таковым в эти годы стал иным. Наступил новый этап в истории этого интересного вида прикладного искусства»[12].

Уже в первое десятилетие XX века наступает реакция на избыточность стиля модерн. И, как это обычно бывало при смене стилей, следующий развивается как бы в противоположном направлении. В данном случае новый стиль — неоклассицистический — возвращается к строгим, лаконичным формам и декору, характерному для европейских ювелирных изделий из серебра эпохи классицизма и ампира. Почти все изделия этого периода в той или иной степени имеют характерные черты стиля неоклассики.


Сейчас читают про: