Рыночное равновесие спроса и предложения. Нарушение рыночного равновесия. Понятие устойчивости рыночного равновесия

Выходя на рынок, продавцы и покупатели планируют свою деятельность, опираясь на собственный опыт и информацию, предоставляемую им рынком прежде всего через цены. Такое планирование каждый субъект осуществляет обособленно. Иногда рынок показывает, что потребители ошиблись в своих потребительских ожиданиях в связи с тем, что предприниматели предложили меньший объем товаров, нежели потребители готовы были купить по предложенной цене. Возможна и другая ситуация, когда предприниматели предлагают больший объем товаров, нежели потребители готовы купить по установленной ими цене.

Ситуация на рынке, когда предприниматели предлагают по определенной цене столько товаров, сколько потребители готовы купить, называется рыночным равновесием.

Другими словами, рыночное равновесие имеет место тогда, когда спрос и предложение при определенной цене уравновешиваются.

На графике равновесие обозначено точкой N, в которой пересекаются кривые спроса (D) и предложения (S).

Этой точке равновесия соответствует равновесная цена Рn и равновесный объем спроса и предложения Qn

Равновесная цена Рn − это цена, по которой, благодаря действию конкурентных сил, продавцы предлагают столько товаров, сколько покупатели готовы купить. Если цена поднимется выше равновесного уровня, т.е. сместится вверх к точке РМ, то на рынке произойдут такие изменения: объем спроса уменьшится от QN до , а предложение увеличится с QN до . Образуется излишек предложенных товаров, обозначенный горизонтально заштрихованной фигурой.

Если же цена опустится ниже равновесного уровня, то спрос возрастает с QN до , а предложение уменьшится с QN до . Заштрихованная вертикально фигура графически изображает дефицит товаров на рынке.

Для возобновления равновесия на рынке в первом случае цена должна уменьшиться, а во втором − возрасти и вернуться к равновесному уровню цены Рn

Цена равновесия − не просто цена, уравновешивающая покупки и продажи. Это равенство имеет место всегда, ведь нельзя купить больше, чем могут продать, и наоборот, продать больше, чем могут купить.

Цена равновесия означает, что покупатели сориентированы осуществлять закупки товаров в тех объемах, в каких производители соглашаются продолжать поставлять их на рынок.

Различают частичное равновесие на отдельном рынке и общее рыночное равновесие.

Как уже отмечалось, цены на товары находятся в постоянном движении: сдвиг цены на один товар влияет на объем спроса на другой, а это, в свою очередь, воздействует на равновесную цену. Если вся система цен окажется в состоянии равновесия, наступит общее равновесие рынка.

В случаях изменения спроса и предложения под влиянием неценовых факторов рыночное равновесие будет достигаться при других значениях равновесной цены и равновесного объема.

Изменение спроса при постоянстве предложения оказывает однонаправленное воздействие на уровень равновесной цены и равновесный объем товаров: если спрос увеличивается, то возрастает цена и увеличивается равновесный объем; если спрос падает, то цена равновесия снижается и сокращается равновесный объем.

Изменение спроса и его воздействие на цену равновесия и равновесный объем.

При увеличении спроса (а) и цена, и равновесный объем возрастают; при снижении спроса (б) и цена, и равновесный объем сокращаются.

Изменение предложения при постоянстве спроса приведет к разнонаправленному воздействию на равновесную цену и однонаправленному воздействию на равновесный объем: если предложение увеличится, то цена равновесия снизится, а равновесный объем увеличится; если предложение.

Стабильностью (устойчивостью) равновесия называют способность рынка, выведенного из состояния равновесия, вновь возвратиться к равновесию под влиянием лишь своих внутренних сил. Проблема стабильности имеет не только экономическое значение. Если равновесие обладает свойством стабильности, то дополнительное регулирование рынка представляется необязательным, рынок сам поддерживает свою сбалансированность. Если же равновесие не обладает свойством стабильности, то регулирование его становится настоятельно необходимым.

Если линии спроса и предложения имеют нормальный (соответственно отрицательный и положительный) наклон, равновесие стабильно. Взаимодействие спроса и предложения и по Вальрасу, и по Маршаллу приведет к одному и тому же результату.

Другое дело, если не только линия спроса, но и линия предложения имеет отрицательный наклон или в окрестностях точки E. В таких ситуациях стабильность равновесия зависит от того, взаимодействуют ли спрос и предложение по Вальрасу или по Маршаллу.

Равновесие при отрицательном наклоне линии предложения

а – равновесие нестабильно по Вальрасу;

б равновесие стабильно по Вальрасу;

в – равновесие стабильно по Маршаллу;

г – равновесие нестабильно по Маршаллу.

Обратимся к а, в. Линия спроса пересекает линию предложения сверху справа. Если следовать логике Вальраса (а), равновесие нестабильно. Избыток спроса окажет повышающее влияние на цену, уровень которой будет еще более удаляться от равновесного РЕ, тогда как избыток предложения при цене Р2 окажет, наоборот, понижающее влияние на уровень цены.

Если же следовать логике Маршалла (в), равновесие стабильно. Превышение цены спроса над ценой предложения при объеме Q1 будет оказывать повышающее воздействие на объем продаж, тогда как превышение цены предложения над ценой спроса будет способствовать его снижению. В итоге он стабилизируется на уровне QE.

б, г представляет ситуацию, когда линия спроса пересекает линию предложения снизу слева. Используя те же рассуждения, убеждаемся, что в этом случае равновесие будет стабильно по Вальрасу и нестабильно по Маршаллу.

Обычно считают, что подход Вальраса приемлем для анализа краткосрочных ситуаций (например, в окрестностях точки Е), а подход Маршалла – для анализа в длительном периоде, когда избыток спроса стимулирует увеличение предложения при снижающихся затратах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: