1. Информационная норма: понятие, особенности, виды Информационно-правовые нормы регулируют обособленную группу общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы. Информационно-правовая норма задает содержание прав и обязанностей субъектов, участвующих в правоотношении.
Особенности информационно-правовых норм способствуют реализации информационных прав и свобод, а также реализуют информационные процессы при обращении информации. Структура информационно-правовых норм не отличается от классического определения и представляет собой:
- гипотезу;
- диспозицию;
- санкцию.
Выделим виды информационно-правовых норм по способу воздействия.
1. Диспозитивные (автору принадлежит право на использование произведения, информация может быть накоплена в государственных и негосударственных ресурсах, информация - товар).
2. Императивные:
а) нормы-определения (ст. 2 Закона об информации);
б) нормы-принципы (ст. 5 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О
государственном земельном кадастре");
в) нормы-цели (преамбула Закона);
г) нормы-санкции (КоАП, УК РФ);
д) обязывающие нормы (Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов").
Виды информационно-правовых норм:
по содержанию:
- материальные;
- процессуальные;
по масштабу действия:
- федеральные;
- субъектов Федерации;
- местные.
Особенность информационно-правовых норм состоит в том, что они регулируют обособленные группы общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы.
Информационно-правовым нормам присущи все основные, характерные черты норм, составляющих правовую систему. Как и нормы других отраслей права, они содержат описания правил поведения, которые устанавливаются государством в определенном порядке, форме и вводятся в действие в установленный законодателем срок. Информационно-правовые нормы задают содержание прав и обязанностей субъектов - участников правоотношений, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.
Отличие информационно-правовых норм от норм других отраслей права в том, что они регулируют отношения, возникающие в информационной сфере в связи с реализацией информационных прав и свобод и осуществлением информационных процессов при обращении информации.
Классификация информационно-правовых норм следующая:
1. В зависимости от вида и формы представления информации, субъектов - императивные и диспозитивные.
2. В зависимости от их содержания информационно-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными.
Материальные информационно-правовые нормы устанавливают структуру элементов и частей информационной сферы. Эти нормы устанавливают правовой статус субъектов в информационной сфере в части их обязанностей и ответственности за организацию и обеспечение процессов обращения информации, в том числе за формирование информационных ресурсов и предоставление пользования ими в соответствии с действующим законодательством.
Процессуальные информационно-правовые нормы по своему назначению регламентируют процедуру (порядок, правила) реализации обязанностей и прав, установленных материальными информационными нормами в рамках регулируемых информационных отношений.
3. Как и нормы других отраслей права, информационно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникать информационные правоотношения, и указывает на круг субъектов - участников этих правоотношений. Например, при установлении порядка получения информации от государственных структур определяются условия обращения потребителя к этому органу и выдачи информации этим органом.
Основу информационно-правовой нормы составляет диспозиция, которая содержит предписание о том, как должны поступать субъекты правоотношений, устанавливаются их права и обязанности.
Защита прав и обеспечение исполнения установленных правил производятся с помощью санкций.
4. В зависимости от способов их воздействия на субъектов правоотношений действуют две группы норм - диспозитивные и императивные.
5. По сфере их применения (по масштабу действия):
- нормы федерального уровня и действия;
- нормы субъектов РФ;
- нормы органов местного самоуправления.
6. По объему регулирования:
- общего действия, распространяющие действие на все сферы и отрасли правового регулирования, регламентирующие важнейшие стороны информационной деятельности;
- межотраслевые, регулирующие информационные отношения, возникающие между группами государственных органов, по обеспечению информационных процессов;
- отраслевые, действующие в пределах сферы ведения конкретного органа государственной власти;
- на уровне органа местного самоуправления, действующие в пределах территорий.