Сублимировать, т. е. преображать душу, можно только на путях истинного «красотолюбия»

ПРОБЛЕМА НОВОЙ ЭТИКИ И ПРЕОДОЛЕНИЕ МОРАЛИЗМА.

Проблема сублимации приводит к требованию совершенно новой этики. Эта этика во всем противоположна

  • морализму,
  • юридизму,
  • категорическому императиву,
  • этике обязанности,
  • этике всеобщего закона разума.

Она исходит из некоторой анафемы: горе законникам! горе моралистам, налагающим бремена неудобоносимые!

Ее следовало бы назвать не этикой, а эротикой, ибо ее корни лежат в Платоновом Эросе, и в Гимне Любви ап. Павла.

Ее центральная проблема: ars amandi, искусство любви 17. Нужно уметь любить и нужно знать, что достойно любви (проблема христианской аксиологии). Эта новая этика, в противоположность всякой лаической морали, существенно религиозна, ибо «Бог есть любовь» 8 и настоящая глубина любви всегда мистична.

Замечательно, как эта идея новой этики с необходимостью вырастает из современных открытий в области подсознания, существенно изменивших понимание человеческой природы. В этом отношении глубоко показательны те выводы, к которым пришел Baudouin в своей последней книге «Психоанализ искусства».

Могучей сублимирующей силой обладают образы красоты, образы искусства. Мораль не сублимирует и сублимировать не может. Пути и методы морали и искусства принципиально противоположны: мораль состоит из запрещений (табу), она пресекает, она устанавливает «censure et refoulement»9 первобытных инстинктов; напротив,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: