что он мыслит до конца, т. е. до предела мыслимого и познаваемого, за которым скрывается трансцендентное Абсолютное, Deus absconditus. Если абсолютирование не доходит до Абсолютного, то оно абсолютирует какую-либо конечную ценность или конечное бытие. На место Абсолютного воздвигается идол, или кумир, который есть мнимый Абсолют. Атеизм повинен не в том, что он сокрушает кумиры: в этом его заслуга, в этом — исполнение заповеди: «не сотвори себе кумира» 60, но на самом деле атеизм повинен в обратном: в сотворении себе кумира! Атеизм повинен не в неверии, а, напротив, в легковерии и суеверии. Иными словами, не существует последовательного атеизма, существует только
идолизм 61 (в форме различных «измов»:
материализм,
натурализм,
эгоизм,
гедонизм,
гуманизм, как религия человечества и проч.).
«Es besteht das Wesensgesetz: Jeder endliche Geist glaubt entweder an Gott oder an einen Götzen»** 62.
** Scheler, ib. S. 599.
Здесь выступает со всею силою ценность релятивирования, * ценность истинного противопоставления относительного и абсолютного.