От сферы деятельности

· внешние – это деятельность права направленные на:

**Содружество с другими государствами (экономическая, военная, экономическая)

** обеспечение обороны страны от внешней агрессии, охрану государственной границы.

· внутренние – это деятельность по управлению государством.

различают направления регулирования:

**Экономические

- формирование государственного бюджета и контроль за его исполнением

- закрепление общих программ экономического развития страны

- стимулирование наиболее приоритетных областей экономики

- создание условий для предпринимательской деятельности

** Социальные

- обеспечение социальной защищенности для нуждающихся (малоимущих, молодежи, инвалидов, семей воспитывающих детей, одиноких, людей преклонного возраста, детей оставшихся без попечения родителей)

- обеспечение функционирования образования, здравоохранение, строительства жилья..

· Контроля

· Охраны правопорядка - обеспечение точного и полного осуществление законодательных

предписаний всеми участниками.

· Экологическая -создание системы направленной на сохранение, восстановление природных условий жизни человека.

2. По времени деятельности - постоянные - временные

3. По назначению: - регулятивные /юридические/ - воспитательные/ идеологические/

& Право есть система особых (общеобязательных, формально-определенных, неперсонофицированных, установленных и охраняемых государством) правил поведения (норм права,) субъектов, определяющих права и свободы в различных сферах жизни личности, общества и государства.

& Норма права это *устанавливаемое государством, **Общеобязательное, ***неперсонофицированное, ****формально определенное правило поведения, *****содержащее масштаб должного или возможного.поведения субъекта, ******Отвечающее общим правовым принципам и *******Обеспечиваемое в необходимых случаях принудительной силой государства.

* Только государство издает правила поведения, носящие общеобязательный характер

** Эти правила обязательны для всех, находящихся на данной территории.

*** Эти правила ни к кому конкретно не направлены, носят обезличенный характер,.

**** Правила имеют внешнюю форму выражения, т.е. где-то напечатаны, опубликованы, выражены "во вне" источники права.

& Источник права - форма внешнего выражения права, показывает, откуда право черпается, Исторически первой формой (источником) права является

Ø Правовой обычай, под которым понимается санкционированное государством правило поведения, утвердившееся в обществе как простой обычай в результате длительной во времени повторяемости и ставшее традицией, ( т.е. правило, передающееся из поколения в поколе­ние, до тех пор, пока не попало в орбиту государственных интересов.) Следовательно, не каждый обычай становится правовым, а только тот, который отвечает интересам определенной группы людей, того или иного класса или всего общества в целом.Место обычая в системе источников права в разные эпохи было различным. Он занимал доминирующее положение в процессе становления правовых систем (кутюмы, например, на севере Франции), а в современных условиях это довольно редко встречающаяся форма права. Даже в Англии, где традиции очень часто имеют общеобяза­тельное значение, обычаи действуют лишь в ограниченной сфере общественных отношений. Они содержатся в торговом праве и отдель­ных институтах уголовного права (например, участие присяжных в определенных юридических делах). Известные памятники права (За­коны XII таблиц, Законы Драконта, Салическая правда, Русская правда) — это памятники обычного права, созданные на базе ранее сло­жившихся обычаев в обществе. В РБ правовой обычай является источником права только для субъектов, участвующих во внешнеторговой деятельности. (например использование правил толкования торговых терминов «Инкотермс»,)

Ø Юридический прецедент - это придание нормативной силы отдельным решениям судебным и административным органами по конкретным делам. Под юридическим прецедентом понимается письменное или устное решение судебного или административного органа, ставшее нормой, эталоном, образцом (правилом поведения) при рассмотрении всех последующих подобных дел в будущем. Данное первичное решение становится обязательным для всех, иными словами, получает государственную поддержку.

аким образом, государством признается решение по конкретному, индивидуальному делу в качестве всеобщей нормы. Правила, содержащиеся в судебных решениях, согласно английскому праву должны применяться и в дальнейшем, иначе будет нарушена стабильность общего права, поставлена пол угрозу необходимость его суще­ствования. Общее право в Англии в основном

состоит из судебных решений. Там сложилась система правил действия прецедента: а) ре­шения. вынесенные палатой лордов, являются обязательными не только для нее, но и всех иных судов; б) решения, принятые апелля­ционным судом, обязательны для всех судов кроме палаты лордов; в) решения, принятые Высшим судом правосудия, обязательны для низших судов. Конституционный Суд в Германии пользуется правом нормотворческой деятельности, в том числе и путем установления прецедентов.

Характерной особенностью прецедентной формы права является то, что все последующие решения могут вносить отдельные измене­ния в ранее сформировавшийся прецедент, которые в свою очередь также становятся нормой права.

В РБ решение Высшего хозяйственного суда по конкретному делу являются рекомендательным образцом при принятии решений по аналогичным делам судами низшей инстанции.

Ø Нормативно-правовой актэто письменный документ соответ­ствующего государственного органа, которым устанавливаются, из­меняются или прекращаются нормы права, содержащие правила об­щего характера. Этим он отличается от других актов, рассчитанных на однократное действие — актов применения права или индивиду­альных актов. На практике можно часто встретить смешанные акты, содержащие и нормы права, и индивидуальные предписания приме­нения права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: