Если - то - иначе

& Классификация правовых норм на различные виды осуществляется в зависимости от разных критериев. Существует достаточно много оснований для классифика­ции норм права.

Ø в зависимости от видов общественных отношений, которые они регули­руют, т.е. по предмету правового регулирования различают виды норм, соответствующие отдельным отраслям права — нор­мы конституционного права, нормы трудового права, гражданско-правовые нормы, административно-правовые нормы, уголовно-правовые нормы и т.д.

Ø в зависимости от функциональных особенностей выделяют нормы материального (з акрепляют права и обязанности субъектов права), и процессуального права. (регулируют поря­док разрешения различных дел, т.е. порядок реализации норм материального права).

Ø по назначению правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные.

К регулятивным (правоустановительным) относятся нормы, предназначенные для регулирования общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей. Они рассчитаны на правомерное поведение субъектов и составляют большинство юридических норм.

Охранительные нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических мер защиты субъективных прав. Эти нормы специально создаются для обеспечения действия регулятивных норм, охраны регулируемых ими общественных отношений.

Ø по форме предписания или способам воздействия на общественные отношения нормы могут подразделяться на обязывающие, управомочивающие, запрещающие. Их различие осно­вано на том, на что делается акцент: на возложение обязанности, установление запрета или предоставление права.

** Существенным признаком обязывающей нормы является установление конкретных обязанностей субъекта. Примером обя­зывающей нормы может служить норма, содержащаяся в ч.1 ст. 153 ГК Республики Беларусь, в которой предписывается обя­занность лицам, обнаружившим клад, сдать его финансовым органам.

** Управомочивающие нормы предписывают определенный вид и меру возможного поведения субъектов в регулируемом общественном отношении, т.е. это нормы, в которых предоставля­ется соответствующее право. (Так, например, в соответствии с нормой, сформулированной в ст. 131 ГК Республики Беларусь, собственник имеет право истребовать свое имущество из чужого незаконного владения, т.е. возбудить виндикационный иск.)Сле­дует иметь в виду, что нередко норма права, являясь управомочивающей для одних субъектов, может быть обязывающей для других.

**Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъек­тов воздерживаться от определенных действий. (Если продолжить ситуацию с кладом, то примером запре­щающей нормы является норма, изложенная в ст.95 УК Респуб­лики Беларусь, которая запрещает присвоение найденного чужого имущества в крупных размерах и устанавливает уголовную ответственность за совершение этого деяния. Клад, в соответствии со ст. 153 ГК Республики Беларусь, является собственностью (имуществом) государства.)

В соответствии с этим критерием классификации некоторые авторы выделяют поощрительные нормы, т.е. нормы, в которых устанавливаются меры поощрения за совершения действий, особо полезных для общества. Так, в трудовом, гражданском и других отраслях права имеются нормы, устанавливающие меры поощрения за добросовестный труд.

Ø по характеру предписания, содержащегося в норме, который обусловлен используемым методом правового регулирования. Поскольку существует два основных метода правового регулирования — авторитарный (императивный) и автоном­ный (диспозитивный), отсюда и нормы подразделяются на им­перативные и диапозитивные.

**Императивные нормы носят характер категорического предписания, которое не может быть изменено участниками кон­кретных общественных отношений. Императивными являются нормы уголовного, административного права, некоторые нормы трудового права и др.(Например, норма, запрещающая привлече­ние работников моложе 18 лет к ночным и сверхурочным работам и к работам в выходные дни (ст.177 КЗоТ РБ).)

** Диспозитивные нормы — это нормы, которые допускают значительную свободу поведения субъектов определенного отношения. ("Если договор имущественного найма заключен без указания срока, каждая из сторон вправе отказаться от договора в любое время, предупредив об этом другую сторону за один месяц".В данном случае сторонам предоставляется право опреде­лить самим срок действия договора. В случае, если они эти сроки сами не установили, действует правило этой нормы.)

Ø выделяют также рекомендательные нормы, которые носят характер советов, предложений о рассмотрении определенных вопросов, которым, в случае их рас­смотрения, придается юридическое значение.

Ø по юридической силе, т.е. в зависимости от вида нормативно-правового акта, в котором эта норма содержится. В этом случае нормы могут быть законодательными, если они содержатся в законах, и подзаконными, если изложены в подзаконных актах (указах, постановлениях и др.). Данная классификация указывает на соподчиненность юридических норм, на их юридическую силу.

Ø по времени действия нормы могут подразделяться на нормы с определенным сроком действия, т.е. временные (на время стихийного бедствия), нормы с неопределенным сроком дей­ствия, т.е. постоянные, имеющие начало и действующие до их официальной отмены, а также нормы с обратной силой.

Ø по месту действия можно выделить нормы, действующие на всей территории государства, нормы, действующие на определенной территории (в определенной местности), а также локальные нормы, т.е. нормы, действующие только на определенном предприятии, в организации (например, правила внутреннего трудового распорядка на конкретном предприятии).

Ø по кругу лиц, на которых распространяется действие нор­мы, они подразделяются на общие и специальные.

**Общие нормы распространяются на всех граждан независимо от их про­фессиональной деятельности, принадлежности к определенной социальной группе и т.п. К таким нормам относятся нормы, со­держащиеся, например, в законах о гражданстве, о выборах и т.д.

**Специальные нормы распространяются только на определенный круг лиц в связи со специальными условиями их деятельности, по принадлежности к определенной социальной группе, по возрасту, состоянию здоровья и т.п. (пенсионеры, несовершенно­летние, военнослужащие, государственные служащие и др.). (Например, общей нормой (ст.43 Конституции РБ, ст.42 КЗоТ РБ)

устанавливается продолжительность рабочего времени в неделю для всех работников, не более 40 часов, а специальной нормой (ст.43 КЗоТ РБ) устанавливается сокращенная продол­жительность рабочей недели для несовершеннолетних (от 14 до 16 лет — не более 24 часов в неделю, от 16 до 18 лет — не более 36 часов).)

Ø от способа редакционного изложения юридических норм в статьях нормативно-правовых актов

различают нормы прямого изложения, отсылочные нормы и бланкетные нормы.

** прямой способ изложения состоит в том, что все элементы правовой нормы изложены в статье нормативно-правового акта. В этом случае структура юридической нормы совпадает со структурой соответствующей статьи акта.

** Отсылочные нормы отличаются тем, что их структурные элементы не располагаются в одной статье акта, в связи с чем делается ссылка на другие статьи нормативно-правового акта.(Например, в ст.54 ГК Республики Беларусь, предусматриваю­щей недействительность сделки, совершенной несовершеннолет­ним в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет, указывается, что в случае признания сделки недействительной применяются последствия, предусмотренные ст.53 этого же Кодекса. Ст.54 ГК, таким образом, отсылает нас к ст.53, в связи с чем она и сформу­лированная в ней норма называется отсылочной.)

** Бланкетные нормы характерны тем, что в них недостающие части (элементы) содержатся не в других статьях того же акта, а находятся в других нормативно-правовых актах. (Напри­мер, ст.208 УК Республики Беларусь устанавливает уголовную ответственность за нарушение действующих на транспорте правил об охране порядка и безопасности движения, если это пов­лекло гибель людей или иные тяжкие последствия. Сами же эти правила в статье не излагаются, а содержатся в специальном отдельном акте, к которому следует обратиться при применении нормы, изложенной в ст.208.)

& Система нормативного регулирования

В обществе действует целаясистема нормативного регулирования, которая включает в себя две группы норм

Социально- технические нормы (регулируют поведение людей в несоциальных образованиях / С природой и техникой/)

Социальные нормы (общеобязательные правила взаимоотношения людей, определяемые опытом исторического развития, национальными особенностями, экономическими и политическими отношениями и обеспечиваемыми в исполнении сознательностью масс и в необходимых случаях мерами государственного принуждения) Социальные нормы по способу общественного становления и обеспечения можно подразделить на

- Норма морали - одна из форм общественного сознания, правило поведения, выработанное обществом с позиции добра и зла, честного и бесчестного, похвального и постыдного.

- Норма обычая -правило поведения которое формируется в обществе путем его неоднократного повторения, закрепляется в сознании, становится привычкой и передается из поколения в поколение,

- Норма корпоративная -правила поведения общественных организаций, закрепленные в уставах и положениях.

-- Норма права - см. выше

& Система права

Право имеет свою внутреннюю структуру, исторически сложившуюся и объективно существующую, которая носит название Система права.

Система права - это объективно обусловленная характером обществен­ных отношений внутренняя организация (структура) права, которая выражается в единстве и согласованности юридических норм, их делении на отрасли и ин­ституты. Т.е. система права это внутреннее строение права, которое включает в себя не одинаковые по объему и содержанию структурные элементы:

**правовая норма, как первичный элемент

**правовой институт - совокупность правовых норм регулирующих самостоятельный вид определенных общественных отношений (институт купли - продажи.. институт права собственности)

**отрасль права • совокупность правовых норм, регулирующих достаточно однородные общественные

отношения (гражданское право, административное право..)

¨ В основе разбиения права по отраслям лежат

*** Предмет правового регулирования (материальный критерий разбиения права по отраслям, отвечающий на вопрос: что регулируется) - определенная группа качественно однородных общественных отношений, отрегулированных нормами права.

Предмет правового регулирования может часто совпадать по отраслям (так например имущественные отношения регулируются различными отраслями: гражданским правом, административным, семейным, уголовным, трудовым и т.д.) и для того чтобы определить нормы какой отрасли будут регулировать определенное общественное отношение необходимо привлечь дополнительный критерий (метод).

*** Метод правового регулирования (юридический критерий разбиения права по отраслям, отвечающий на вопрос: как регулируется) - совокупность приемов, способов, средств, принципов посредством которых происходит непосредственное юридическое воздействие на определенный род общественных отношений **Каждая отрасль имеет свой предмет (иногда совпадающий) и метод правового регулирования.

& Правоотношения, понятие и виды.

правоотношение — это специфический результат воздействия нор­мы права на фактическое общественное отношение. правоотношение есть форма осуществления права, а не форма права; оно является средством регулирования общественных отношений, а не их регулятором (таковым остается норма права);


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: