Взаимоотношения предприятий с государственным бюджетом

Взаимоотношения предприятия с государственным бюджетом осуществляется путем платежей в бюджет в виде налогов и сборов получения средств из бюджета.

В настоящее время в Российской Федерации с предприятий (организаций) взимаются следующие основные виды налогов: НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий (организаций), налог на имущество предприятий, плата на землю, единый социальный налог.

Налог на добавленную стоимость (НДС) – это один из основных налогов в современной российской налоговой системе. Его доля в налоговых поступлениях федерального бюджета составляет примерно 25%. В России НДС стал взиматься с 1 января 1992 г. Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и реализации.

Плательщиками НДС являются предприятия (организации) и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также импортеры товаров. Иностранные организации имеют право исполнять обязанности плательщика НДС.

Данный налог является налогом на широкое потребление, поэтому наряду с реализацией товаров (работ, услуг) на территории России объектом обложения налогом является собственное потребление, строительно-монтажные работы, импорт товаров и некоторые другие операции с товарами (работами, услугами).

Установлены следующие ставки НДС:

- 20% - основная ставка;

- 10% - ставка на ограниченный перечень товаров (некоторые продукты питания и товары для детей), приведенные в РК РФ;

- 0% - ставка для экспортируемых товаров и связанных с ними услуг.

От налога освобождены операции, если место их осуществления не связано с территорией РФ.

Уплата налога осуществляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за окончанием налогового периода.

Акцизы – это налог, которым облагаются отдельные виды товаров (продукции) широкого потребления; этот налог включен в цену товаров (продукции).

Акцизы относятся к косвенным налогам играют важную роль в налоговой системе России, являясь важным источником доходов как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов Федерации.

Можно выделить следующие причины осуществляемого государством регулирования:

необходимость ограничения потребления товаров, наносящих ущерб здоровью человека и состоянию окружающей среды;

потребность в перераспределении доходов высокооплачиваемых слоев населения, которые могут позволить себе приобретение дорогих товаров, спрос на которые мал из-за их цены;

потребность в перераспределении высоких доходов от изготовления и реализации отдельных видов продукции, на производство (добычу) которых государство имеет монополию (природный газ).

На сегодняшний день акцизы являются вторым по значению фискальным инструментом (после НДС), обеспечивающим стабильные поступления налогов в бюджет Российской Федерации.

Плательщиками акцизов являются предприятия (организации) и физические лица, производящие подакцизные товары, а также импортеры подакцизной продукции.

Под объектом налогообложения понимается не только реализация товаров, но и передача в уставный капитал подакцизной продукции, собственное потребление и использование данной продукции для производства неподакцизной продукции.

Налогообложение подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья осуществляется по утвержденным налоговым ставкам. Есть две разновидности ставок: процентные (адвалорные) и твердые; шире применяются твердые ставки налога к натуральным измерителям.

Налог на прибыль предприятий действует с 1992 г. Налогоплательщиками налога на прибыль признаются: российские организации (предприятия); иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Налог взимается по ставке 20% (в том числе 2,5% в федеральный бюджет, от 12 до 16% - в региональный, 2% - в местный). С 1 января 2002 года отменены все льготы. Если выручка от реализации продукции за последние 4 квартала превышает 3 миллиона рублей, то предприятия уплачивают в бюджет в течение налогового периода авансовые взносы налога на прибыль. Авансовые взносы налога на прибыль должны уплачиваться в бюджет не позднее 28-го числа каждого месяца равными долями в размере одной третьей части подлежащего уплате квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором уплачиваются ежемесячные авансовые платежи. Если размер прибыли меньше указанной суммы, то платежи производятся ежеквартально до 28 числа месяца, следующего за отчетным кварталом исходя из фактически полученной за квартал прибыли.

Налог на имущество предприятий относится к региональным налогам. Это значит, что сумма платежей по налогу зачисляется равными долями в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, краевой, областной бюджеты края, области, автономный бюджет автономной области, окружной бюджет автономного округа, в районный бюджет района или городской бюджет города по месту нахождения предприятия.

Особенность налога на имущество предприятий заключается в том, что общие принципы его исчисления и порядка перечисления по принадлежности устанавливаются на федеральном уровне, а контренные ставки налога и состава предполагаемых по налогу льгот определяется законодательством региона.

Плательщиками налога на имущество являются:

- предприятия, учреждения и организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации;

- компании, фирмы, любые другие аналогичные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет;

- компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации и объединения, а также их обособленные подразделения, имеющие имущество на территории Российской Федерации.

Ставки налога на имущество предприятий, определяемые в зависимости от видов их деятельности, устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости.

Не облагаются налогом имущество предприятий, относящееся к объектам ЖКХ; социально-культурной сфер; используемы исключительно для охраны природы, пожарной безопасности, гражданской оборон; для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции; для выращивания, ловли и переработки рыбы.

Налог на имущество подлежит отнесению на расходы предприятия.

Налог на имущество предприятий исчисляется и уплачивается ежеквартально в пятидневный срок со дня установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам – в десятидневный срок со дня, установленного для представления годового бухгалтерского отчета.

Плата за землю взимается на всей территории России. Цель ее введения – стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий. Формами платы являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.

Объектом налогообложения являются земельные участки независимо от того, подо что они используются (промышленность, транспорт, лесной фонд, водный фонд, личное подсобное хозяйство, жилищное, дачное и т. д.).

В облагаемую налогом площадь включаются земли занятые строениями сооружениями, санитарно-защитные, технические зоны объектов. Плата устанавливается дифференцированно для земель сельскохозяйственного несельскохозяйственного использования.

Ставки налога на землю сельскохозяйственного назначения учитывают состав угодий, качество, площадь и местоположение. Органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации предоставлено право исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий устанавливать и утверждать ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ.

Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.

По земельному налогу установлен ряд льгот. В частности, от обложения земельным налогом полностью освобождаются:

- заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады;

- предприятия, а также граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными промыслами художественными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного обитания;

- научные организации, опытные экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, также научные учреждения и организации другого профиля – на земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно-экспериментальных, учебных целей и для испытаний сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур;

- другие предприятия и учреждения.

Исчисленные по ставкам суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября текущего периода.

Единый социальный налог – налог, предназначенный для мобилизации средств в целях реализации прав граждан на государственное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.

Налогоплательщиками налога являются:

1. работодатели производящие выплаты наемным работникам, в том числе: а) организации; индивидуальные предприниматели; в) родовые семейные общины малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; г) крестьянские (фермерские) хозяйства; д) физические лица;

1. индивидуальные предприниматели, адвокаты, родовые семейные общины малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства.

Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким вышеука-

занным категориям налогоплательщиков, он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, освобождаются от уплаты социального налога в части доходов, получаемых от

осуществления этих видов деятельности.

Объектом налогообложения для первой группы налогоплательщиков при исчислении налога являются выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям; авторским и лицензионным договорам, а также выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты.

Для второй группы налогоплательщиков объектом налогообложения для исчисления социального налога являются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением, а для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

Не подлежат обложению государственные пособия, компенсационные выплаты, суммы страховых платежей, выплачиваемых организацией по договорам добровольного пенсионного обеспечения, заключенным со страховщиками и государственными пенсионными фондами, и некоторые другие виды доходов, установленные Налоговым кодексом РФ.

Ставки социального налога дифференцированы для различных групп и категорий налогоплательщиков. Так, для налогоплательщиков первой группы – работодателей, производящих выплаты наемным работникам, за исключением организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных община малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств общая суммарная ставка при доходе на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года до 100 тыс. руб. составляет 26%.

Взаимоотношения предприятий малого предпринимательства с государственным бюджетом в части платежей в бюджет разбивается на три отдельные подсистемы: общеустановленную, упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В целях применения упрощенной системы налогообложения для организаций критериями являются размер дохода от реализации, наличие филиалов или представительств, доля участия других организаций и остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, тогда как для индивидуальных предпринимателей каких-либо отдельных критериев не предусмотрено. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями в добровольном порядке.

Применение организациями упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога га добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения.

Для индивидуальных предпринимателей применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Аналогично порядку, установленному для организаций, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения.

Плательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. Право перейти на упрощенную систему налогообложения предоставляется организациям и индивидуальным предпринимателям, которые соответствуют определенным критериям.

Так, для организаций в части дохода от реализации установлено ограничение в размере не более 11 млн. руб. (без учета налога на добавленную стоимость) по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. Организации, имеющие филиалы и представительства, не вправе применять упрощенную систему налогообложения. В отношении участия других организаций ограничение установлено в размере не более 25%. Это ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%. Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения не должна превышать 100 млн. руб.

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

взимается на основании гл.26.3 Налогового кодекса, вводится в действие

законами субъектов Федерации, в которых определяется порядок введения

налога, виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, а также значение корректирующего коэффициента К2.

Со дня введения единого налога на вмененный доход с его плательщиков-организаций не взимаются: налог на прибыль организаций, НДС, налог на имущество предприятий и ЕСН. Налогоплательщики – индивидуальные предприниматели – дополнительно освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц и налога на имущество физических лиц, но они должны платить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Налогоплательщиками единого налога являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сле-

дующих сферах:

- бытовые услуги;

- ветеринарные услуги;

- услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

- розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 140 м2, палатки, лотки и другие объекты ор-ганизации торговли, в том числе не имеющие стационарной площади;

- общественного питания при использовании зала площадью не более 70 м2,

- автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.

Плательщики единого налога уплачивают все налоги и сборы, установ-

ленные законодательством о налогах и сборах от иных видов деятельности,

в отношении которых они не переведены на уплату единого налога.

Объектом налогообложения является вмененный доход налогоплатель-

щика – потенциально возможный доход, рассчитанный с учетом факторов, влияющих на получение такого дохода.

Ставка налога устанавливается в размере 15% вмененного дохода.

В современных условиях государство играет важную роль в развитии развитие экономики страны, обеспечивая воспроизводственные, территориальные и отраслевые ее пропорции. Государство осуществляет регулирование инвестиционной деятельности путем финансовой поддержки целевых строительных программ. Суммы ассигнований на указанные цели предусматриваются ежегодно в утверждаемых бюджетах и инвестиционных программах в объемах централизованных капитальных вложений. Такие капитальные вложения (государственные инвестиции), выделяются на воспроизводство основных фондов, финансируются из федерального и региональных бюджетов на безвозвратной и возвратной основах.

Федеральные инвестиционные программы призваны обеспечить структурную перестройку экономики, сохранение и развитие производственного потенциала, социальной инфраструктуры и решение других

неотложных проблем, которые невозможно осуществить за счет иных источников.

Приоритетные направления, для которых необходима государственная поддержка в реализации инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета, определяются Министерством экономики РФ и Министерством финансов РФ с участием двух федеральных органов исполнительной власти.

Начиная с 1997 г. Правительство РФ выделяет средства из федерального бюджета на безвозмездной основе для строительства, реконструкции и технического перевооружения негосударственным предприятиям только при условии обеспечения участия государства либо его доли в уставном капитале

таких предприятий. Данный порядок на практике реализуется путем передачи в федеральную собственность по номинальной стоимости дополнительного пакета акций (паев) на сумму предоставленных средств, а также при наличии экономического обоснования и необходимой проектной документации и ее экспертизы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: