double arrow

Оценка финансового состояния предприятия

1

Цель изучения финансового состояния - изыскание дополнительных фондов денежных средств для наиболее рационального и экономичного ведения хозяйственной деятельности на основе доброкачественной, достоверной информации о его финансовом положении, платежеспособности и доходности.

Финансовое состояние предприятия в условиях рынка - это характеристика его финансовой конкурентоспособности, платежеспособности, кредитоспособности, использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами. Движение любых товарных и материальных ресурсов сопровождается образованием и расходованием денежных средств. Поэтому финансовое состояние предприятия отражает все стороны его деятельности.

Финансовое состояние характеризуется системой показателей, отражающих наличие и размещение средств, реальное и потенциальные финансовые возможности, которые определяются на конкретную дату.

Хорошее финансовое состояние означает: устойчивую платежную готовность предприятия, достаточную обеспеченность собственными оборотными средствами, их эффективное использование, четкую организацию расчетов.

Неудовлетворительное финансовое состояние наблюдается при неэффективном размещении средств, иммобилизации, плохой платежной способности, просроченной задолженности перед бюджетом, поставщиками, банками и работниками.

Финансовый менеджер должен обратить внимание на следующие моменты, свидетельствующие о неблагоприятном финансовом состоянии предприятия: убытки от основной хозяйственной деятельности, недостаток оборотных средств, затруднения в получении коммерческих кредитов, уменьшение поступлений денежных средств от хозяйственных операций. Падение рыночной цены ценных бумаг предприятия, неспособность погасить срочные обязательства и проч.

Для фирмы существуют определенные критерии финансовой устойчивости, за пределами нижней границы которых грозит банкротство. Такой нижней границей выступает обеспечение платежеспособности, ликвидности и кредитоспособности фирмы. Так как для сохранения устойчивости необходимо чтобы движение денежных потоков фирмы давало возможность рассчитаться по крайней мере с поставщиками, кредиторами и государством.

Оценка финансового положения предприятия – совокупность методов, позволяющих определить состояние дел предприятия при изучении результатов его деятельности.

Одним из важнейших критериев финансового положения предприятия является оценка его платежеспособности, под которой понимается способность предприятия своевременно и полностью рассчитаться по своим текущим финансовым обязательствам за счет оборотных активов. Следовательно, платежеспособным является то предприятие, у которого активы больше, чем внешние обязательства.

С точки зрения управления транспортным предприятием причины неплатежеспособности могут быть сведены к двум основным: недостаточный учет требований рынка (по предлагаемому ассортименту, по качеству услуг, по цене и т.д.) и неудовлетворительное финансовое руководство предприятием, когда оно неправильно учитывает риски, допускает серьезные просчеты, избыточно отягощается обязательствами. В первом случае говорят о болезни бизнеса, во втором – о болезни финансового менеджмента. Особое значение при рассмотрении данного вопроса имеют факторы, внешние по отношению к предприятию, в особенности – макроэкономические.

Сегодня большинство АТП испытывают серьезные финансовые трудности, многие из них имеют признаки неплатежеспособности в силу того, что потребители задолжали транспортникам за выполненные услуги, из-за этого предприятиям не хватает средств для покрытия затрат на топливо, смазочные материалы и заработную плату.

В современных российских условиях особое значение поэтому приобретает серьезная аналитическая работа на предприятии, связанная с изучением и прогнозированием его финансового состояния. Своевременное и полноценное выявление «болевых точек» финансов фирмы позволяет осуществлять комплекс упреждающих мер, предотвращающих возможное ее банкротство.

Оценка платежеспособности производится с помощью коэффициентов платежеспособности, являющихся относительными величинами. Речь идет далеко не только о расчете уровня таких коэффициентов по балансовым данным предприятия. Главное – определить, достаточен или недостаточен сложившийся уровень для предприятия. В случаях, если он выше или ниже необходимого, решается вопрос о регулировании структуры активов и пассивов для выхода на необходимый уровень.

Коэффициенты платежеспособности являются измерителями того, какую часть долгов предприятия способно погасить за счет тех или иных элементов оборотных средств и в какой степени общая величина оборотных активов превышает долги. В целом вопрос ставится так: если все кредиторы одновременно потребуют от предприятия погашения долгов, способно ли оно это сделать и одновременно сохранить все условия для продолжения своей деятельности. Понятно, что при такой постановке вопроса речь может идти только о краткосрочной задолженности предприятия, т.к. долгосрочная задолженность не может быть востребована до наступления срока ее погашения.

При оценке неплатежеспособности прежде всего важно измерить:

- в какой мере все оборотные активы предприятия перекрывают имеющуюся краткосрочную задолженность (общий коэффициент покрытия или коэффициент текущей ликвидности);

- в какой степени эту задолженность можно покрыть без привлечения материальных оборотных средств, т.е. за счет денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и средств в расчетах (промежуточный коэффициент покрытия);

- какую часть краткосрочной задолженности реально погасить самой мобильной суммой активов – денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями (абсолютный коэффициент ликвидности).

Информация о финансовом состоянии предприятия, содержащаяся в его балансе, дает достаточно основательную базу для определения конкретных мер по управлению финансами предприятия. В учебной литературе в основном приводятся примеры предприятий, работающих с прибылью. Особенностью же транспорта является то, что многие автотранспортные предприятия работают с убытком.

Если для грузовых предприятий - это характеризует недостаточный учет требований рынка, неэффективное управление предприятием, то для пассажирских муниципальных автотранспортных предприятий - это характерная картина. Все без исключения предприятия городского пассажирского транспорта планово убыточны в связи с тем, что доходы от пассажирских перевозок не покрывают расходов на их выполнение.

Поэтому рассмотрен анализ финансового состояния на примере городского пассажирского автотранспортного предприятия.

Даже при беглом взгляде на состав баланса предприятия можно сделать ряд выводов: предприятие является убыточным; решающей частью активов являются внеоборотные активы, а значительной частью пассивов – кредиторская задолженность. В составе оборотных активов преобладает дебиторская задолженность. Предприятие в своей деятельности существенно зависит от платежной дисциплины дебиторов и от взаимоотношений с кредиторами, которые обеспечивают все его заемные средства.

Если исходить из нормативных оценок, то на данном предприятии коэффициенты платежеспособности значительно ниже их. Такие отклонения произошли потому, что структура баланса предприятия существенно отличается от условной структуры баланса, заложенной в основу нормального уровня коэффициентов. Сравнение уровня общего коэффициента покрытия с принятым нормальным значением около 2 позволяет сделать вывод о недостаточной платежеспособности предприятия.

Высшей формой устойчивости предприятия является его способность развиваться в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды. Для этого предприятие должно обладать гибкой структурой финансовых ресурсов и при необходимости иметь возможность привлекать заемные средства, т.е. быть кредитоспособным.

Кредитоспособным является предприятие при наличии у него предпосылок для получения кредита и способности своевременно возвратить взятую ссуду с уплатой причитающихся процентов за счет прибыли и других финансовых ресурсов.

Кредитоспособность тесно связана с финансовой устойчивостью предприятия. Она характеризуется тем, насколько аккуратно (т.е. в установленный срок и в полном объеме) рассчитывается предприятие по ранее полученным кредитам, обладает ли оно способностью при необходимости мобилизовать денежные средства из разных источников и т.д. Но главное, чем определяется кредитоспособность – это текущее финансовое положение предприятия, а также возможные перспективы его изменения.

Если у предприятия падает рентабельность, оно становится менее кредитоспособным. Изменение финансового положения предприятия в худшую сторону в связи с падением рентабельности может повлечь за собой и более тяжелые последствия из-за недостатка денежных средств – снижение платежеспособности и ликвидности. Возникновение при этом кризиса наличности приводит к тому, что предприятие превращается в «технически неплатежеспособное», а это может рассматриваться как первая ступень на пути к банкротству и служить для кредиторов поводом для соответствующих правовых действий.

Содержание платежеспособности лишь на первый взгляд сводится к наличию денежных средств, необходимых для погашения имеющихся обязательств. В ряде случаев и при отсутствии свободных денежных средств, требующихся для расчета по долговым обязательствам, предприятия могут сохранять платежеспособность – если они в состоянии быстро продать что-то из своего имущества и благодаря вырученным средствам расплатиться.

У других же предприятий такой возможности нет, ибо они не располагают активами, которые могли бы быть быстро превращены в денежные средства. Поскольку одни виды активов обращаются в деньги быстрее, другие – медленнее, необходимо группировать активы предприятия по степени их ликвидности, т.е. по возможности обращения в денежные средства.

Таким образом, ликвидность - это способность предприятия вовремя и в полном объеме оплатить свои краткосрочные обязательства. Иначе говоря, фирма считается ликвидной, если она в состоянии выплатить свои краткосрочные обязательства, реализуя текущие активы.

К наиболее ликвидным активам (А1) относятся сами денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения в ценные бумаги. Это денежные средства в кассе и денежные средства в банках, включая денежные средства в валюте. Эти средства используются для текущих денежных платежей. Денежные средства, на расходование которых установлены определенные ограничения и которые не могут быть сняты с банковского сета в течении соответствующего цикла, а также денежные средства, не предназначенные для текущих платежей, не должны при анализе включаться финансовым менеджером в состав оборотных средств.

В следующей группе идут быстрореализуемые активы (А2) – депозиты и дебиторская задолженность, срок погашения которой не превышает одного года. Дебиторская задолженность учитывается в балансе по фактической стоимости реализации, т.е. исходя из той суммы денежных средств, которая должна быть получена при погашении этой задолженности.

Более длительного времени требует реализация готовой продукции, запасов сырья, материалов и полуфабрикатов, (на транспорте это запасные части, горюче-смазочные материалы, шины и т.д.) которые относятся к медленно реализуемым активам (А3). Анализ этой статьи имеет большое значение для эффективного финансового управления, т.к. запасы могут иметь значительный удельный вес не только в составе оборотных активов, но и в целом в активах предприятия.

Наконец, группу труднореализуемых активов (А4) образуют земля, здания, оборудование, т.е. средства длительного пользования, продажа которых требует значительного времени, а потому осуществляется крайне редко. Как правило, все статьи этого раздела включаются в отчетность по их остаточной стоимости.

Долгосрочные финансовые вложения, т.е. вложения в ценные бумаги других компаний, облигации и кредиты другим предприятиям на срок более одного года, вместе со статьей краткосрочных финансовых вложений отражают деятельность компании на финансовом рынке.

Для определения платежеспособности предприятия с учетом ликвидности его активов сравниваются размеры средств по активу, сгруппированные по степени их ликвидности, с суммами обязательств по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения.

Пассивы баланса по степени срочности их погашения можно подразделить следующим образом:

П1 - наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность);

П2краткосрочные пассивы (краткосрочные кредиты и займы);

П3долгосрочные кредиты и займы, арендные обязательства и др.;

П4постоянные пассивы (собственные средства за исключением арендных обязательств и задолженности перед учредителями).

Классификация активов и пассивов баланса, их сопоставление позволяют дать оценку ликвидности баланса.

Ликвидность баланса – это степень покрытия обязательств предприятия такими активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств.

Баланс считается абсолютно ликвидным, если:

А1 ³ П1, т.е. наиболее ликвидные активы равны наиболее срочным обязательствам или перекрывают их;

А2 ³ П2, т.е. быстрореализуемые активы равны краткосрочным пассивам или перекрывают их;

А3 ³ П3, т.е. медленно реализуемые активы равны долгосрочным пассивам или перекрывают их;

А4 £ П4, т.е. постоянные пассивы равны труднореализуемым активам или перекрывают их.

В аналогичной ситуации для любого другого предприятия уже рассматривалось бы дело о несостоятельности (банкротстве), но в силу социальной значимости пассажирских перевозок муниципальные власти, как учредители предприятия выплачивают дотации.

Для оценки удовлетворительности структуры бухгалтерского балансапринята система критериев, которая сводится к следующим показателям:

1) Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия);

2) Коэффициент обеспеченности собственными средствами;

3) Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности

Коэффициент текущей ликвидности характеризует степень покрытия всеми оборотными средствами предприятия суммы срочных обязательств (кредиторская задолженность, краткосрочные займы и кредиты)

Коэффициент текущей ликвидности (Кт.л.) - отношение оборотных активов (за вычетом расходов будущих периодов) к сумме срочных обязательств (краткосрочная задолженность и краткосрочные кредиты и займы). Этот коэффициент должен быть не менее 2.

Норматив 2 предполагает, что если все кредиторы одновременно потребуют свои долги, то у предприятия половина средств пойдет на погашение долгов, а вторая половина на обеспечение его дальнейшей текущей деятельности. Но ведь это совершенно не означает, что предприятию достаточно средств для текущей деятельности в размере, равном его краткосрочным долгам.

Коэффициент обеспеченности запасов собственными средствами (Косс) - определяется степень достаточности собственных оборотных средств для её финансовой устойчивости.

Норматив 0,1 предполагает, что оборотные средства предприятия хотя бы на 10 % должны быть обеспечены собственными средствами.

Величина собственных оборотных средств характеризует ту часть капитала и резервов, которая служит источником покрытия оборотных активов. Если у предприятия имеются долгосрочные заемные источники средств, они по своей сущности являются дополнительным источником покрытия внеоборотных активов и тем самым увеличивают собственный оборотный капитал.

В случае, если по результатам расчетов у предприятия окажутся один или оба вышеназванных коэффициента меньше нормативного значения, то предприятие можно признать неплатежеспособным. В этом случае необходимо определить, сможет ли предприятие, работая такими же темпами, в ближайшие 6 месяцев восстановить свою платежеспособность, т.е. надо рассчитать коэффициент восстановления платежеспособности:

Если же коэффициенты окажутся выше нормативного значения, то надо определить, не грозит ли предприятию в ближайшие 3 месяца утрата своей платежеспособности, если оно будет продолжать работать такими же темпами, т.е. рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности. Формула для расчетов аналогична, изменяется лишь период t .

1

Сейчас читают про: