Оценка кредитоспособности предприятия

Кредитоспособность – это возможность предприятия получить кредит и обеспечить гарантии его возврата.

На первом этапе анализа оценивают репутацию предприятия в деловом мире. Главным критерием для банка при рассмотрении кредитной заявки является информация о потенциальном заёмщике. Её достоверность и полнота позволяют банку оценить потенциальные риски, связанные с выдачей кредита. Изучаются тенденции развития предприятия, мотивы обращения за ссудой, размер долгов. Затем проводят экспресс- диагностику его отчётности, выявляя наличие так называемых «больных» статей – просроченная кредиторская задолженность и задолженность по кредитам, убытки. Затем оценивают динамику изменения собственного капитала и основных средств.

Процесс принятия решения о предоставлении кредита включает три этапа:

1. Сбор документов (стандартны пакет)

2. Финансово-экономический анализ деятельности заёмщика

2 Подготовка резюме и утверждение кредита.

Одним из основных требований является длительность работы предприятия: в сфере торговли- не менее трёх месяцев, в сфере производства или услуг – не менее шести. Банки кредитуют только действующий бизнес, стартовым капиталом предприятия не обеспечивают.

Критерии, которыми руководствуется банк при выдаче кредита, можно разделить на 3 группы:

-финансовое состояние предприятия,

- специфика бизнеса,

- личность представителя предприятия-заёмщика.

При оценке кредитоспособности рассчитывают показатели ликвидности. платёжеспособности, финансовой устойчивости, оборачиваемости активов и прибыльности затем принимают решение о предоставлении кредита и его размере.

Сравнительная оценка кредитоспособности предприятия проводится с помощью рейтинговой оценки, которая позволяет проводить сравнительный анализ результатов финансовой деятельности нескольких предприятий или одного предприятия в динамике.

При подборе финансовых показателей руководствуются правилом, которое заключается в том, что рост каждого из выбранных показателей показывает улучшение работы предприятия. Количество используемых при этом финансовых показателей не ограничено.

Для рейтинговой оценки используют 4 основные группы показателей:

1. Показатели прибыльности или эффективности управления (рентабельность активов, рентабельность собственного капитала, рентабельность производственных фондов, рентабельность продаж, рентабельность продукции)

2. Показатели ликвидности и платёжеспособности предприятия.

3. Показатели финансовой устойчивости.

4. Показатели оборачиваемости (К оборачиваемости активов, фондоотдача, К оборачиваемости оборотных средств, запасов, дебиторской задолженности)

Существует два основных метода рейтинговой оценки: метод суммы баллов и метод расстояний.

Метод суммы баллов предполагает кроме исходных данных использование шкалы для оценки каждого показателя. Шкала показывает максимальное и минимальное количество баллов, которыми может быть оценен показатель. В отдельных методиках просто определяют сумму баллов по всем показателям и предприятие, имеющее наибольшую сумму баллов, считается наилучшим.

Широко распространена методика, которая учитывает значимость каждого финансового коэффициента исходя из кредитной политики банка. Банк устанавливает рейтинг показателей в процентах. Каждый финансовый показатель относят по фактическому значению к 1-му, 2-му или 3-му классу кредитоспособности. Затем класс кредитоспособности каждого показателя умножают на его рейтинг, полученные значения складывают и определяют сумму баллов. Наименьшая сумма баллов означает высокий уровень кредитоспособности предприятия.

Определение кредитоспособности методом расстояний сложнее, однако этот метод даёт более точную комплексную оценку результатов финансовой деятельности. При этом методе исходные данные заносятся в таблицу, где по строкам записаны названия предприятий, по столбцам – финансовые показатели.

По каждому показателю находится максимальное значение в группе предприятий и остальные значения данного показателя делятся на максимальное значение. Полученные коэффициенты записываются в дополнительной таблице.

Х = А/А мах

Затем для каждого анализируемого предприятия находится значение рейтинговой оценки с использованием расчётных коэффициентов

________________________________

R =V (1 – + (1 – + …. (1 –

Наивысший рейтинг имеет предприятие с минимальным значением рейтинговой оценки.

Исходные данные для рейтинговой оценки могут быть рассчитаны по бухгалтерской отчётности как финансовые показатели на определённую дату.

Для определения тенденций изменения показателей и оценки усилий управленческого персонала по улучшению финансовой деятельности рейтинговую оценку можно проводить по темповым коэффициентам роста. При этом финансовые показатели на конец периода делятся на их значение на начало периода. Такая рейтинговая оценка служит измерителем роста конкурентоспособности предприятия в данной отрасли.

Анализ и пути улучшения финансового состояния организации

По формальным признакам платёжеспособность характеризует коэффициент текущей ликвидности, представляющий собой отношение оборотных средств к срочным обязательствам. Поэтому его рост может быть либо за счёт сокращения краткосрочных кредитов и кредиторской задолженности, либо за счёт опережающего роста оборотных средств. Уменьшение кредиторской задолженности обычно приводит к аналогичному сокращению оборотных средств. Поэтому основным критерием восстановления платёжеспособности является рост оборотных средств за счёт получения прибыли в достаточном размере.

Несмотря на то, что для всех предприятий причины возникновения финансовых проблем индивидуальны, можно выделить несколько универсальных инструментов управления, позволяющих преодолеть кризис:

1. Снижение затрат

2. Оптимизация денежных потоков

3. Реструктуризация кредиторской задолженности.

4. Реализация части основных средств для расчёта по обязательствам или приобретения оборотных активов.

5. Увеличение уставного капитала за счёт различных источников средств.

6. Получение долгосрочного кредита

7. Снижение дебиторской задолженности за счёт реформирования политики коммерческого кредитования клиентов и усиления контроля за своевременностью платежей.

8. Ускорение оборачиваемости оборотных средств.

9. Стимулирование продаж за счёт изучения рынка сбыта, изменения структуры и ассортимента реализуемой продукции, улучшения рекламной деятельности и маркетинговой политики в целом.

Снижение затрат – основным инструментом является нормирование всех статей затрат и жёсткий контроль исполнения установленных нормативов, сокращение издержек, не связанных с основной деятельностью.

Такой подход приносит ощутимые результаты и позволяет удержать затраты предприятия на заданном уровне.

1. Формирование бюджета предприятия – планирование затрат и передача полномочий по их управлению менеджерам подразделений позволят значительно снизить издержки. Ужесточение контроля за всеми видами издержек - предполагает назначение ответственных лиц, осуществляющих контроль за расходованием средств.

2. Горизонтальная и вертикальная интеграция- горизонтальная интеграция предполагает поиск возможностей осуществления закупок совместно с другим покупателем. Увеличение объёмов закупки позволит получить так называемые объёмные скидки. Вертикальная интеграция подразумевает более тесную работу с поставщиками ключевых наименований сырья и материалов (своевременное исполнение договорных обязательств, финансовая прозрачность и т.д.)

3. Анализ возможностей передачи на аутсорсинг дорогостоящих процессов.

Следует оценить, какие компоненты выгодно производить самостоятельно, а какие дешевле закупать у других производителей. Например, большинство предприятий, имеющих свои котельные, передали их в собственность администраций городов, поскольку содержание и обслуживание обходились слишком дорого.

4. Оптимизация технологических процессов и контроль за работой персонала.

5. Сокращение издержек на оплату труда.

В большинстве случае экономия от снижения оплаты труда практически не ощутима, но такие меры могут спровоцировать кадровый кризис персонала, что значительно осложнит состояние предприятия. Этот фактор может быть успешно использован только в долгосрочной перспективе.

Оптимизация денежных потоков – внедрить процедуру ежедневной сверки баланса наличных денежных средств, затем создать реестр текущих платежей и расставить приоритеты. Приоритетность того или иного платежа менеджеры должны рассматривать в ходе ежемесячного обсуждения с участием рядовых сотрудников. После этого можно переходить к построению максимально детального бюджета движения денежных средств на будущий отчётный период.

Необходимо также рассмотреть возможность увеличения внереализационных доходов

Для этого анализируется возможность реализации части неиспользуемого оборудования, консервации (акт о консервации передаётся в налоговую инспекцию, благодаря чему можно будет не платить налог на этот вид имущества) или его сдачи в аренду.

Наряду с перечисленными мероприятиями по оптимизации потоков денежных средств нужно пересмотреть политику компании в области осуществления капитальных инвестиций:

- приостановить или закрыть долгосрочные инвестиционные проекты, которые не принесут доход в ближайшем будущем.

Реструктуризация кредиторской задолженности:

1. Уступка прав собственности на часть основных средств.

2. Уступка акций компании.

3. Проведение взаимозачётов.

4. Переоформление кредиторской задолженности – очень часто задолженность перед кредиторами ничем не обеспечена. Предприятие может предложить «необеспеченным» кредиторам переоформить задолженность в обеспеченные обязательств в обмен на сокращение суммы долга, процентов или увеличение срока погашения долга. Для реструктуризации необеспеченного кредита можно также предложить кредитору обеспечение в виде гарантии или поручительства третьей стороны.

5 Договорённость с налоговой инспекцией об отсрочке платежа.

Работа с дебиторами и реформирование политики коммерческого кредитования- в условиях финансового кризиса предприятие не должно полностью отказываться от реализации продукции в рассрочку, так как это, скорее всего, вызовет резкое сокращение объёмов продаж. Для того, чтобы оптимизировать работу с дебиторами, можно порекомендовать следующие действия:

1. Структурирование дебиторов по срокам платежа – могут быть выделены следующие группы дебиторов со сроком погашения до 15 дней, от 15 до 20 дней и т. д. и по каждой группе назначить ответственного, контролирующего поступление денежных средств. На этапе инвентаризации проводится оценка вероятности возникновения безнадёжной задолженности. Затем определяются методы воздействия на дебиторов в зависимости от состояния долга

2. Рассмотрение вариантов реализации дебиторской задолженности компании-фактору.

3. Разработка формализованных принципов оценки кредитоспособности клиентов – можно порекомендовать считать покупателя кредитоспособным до тех пор, пока средства, поступающие от него за ранее отгруженную продукцию, покрывают себестоимость реализованного товара. Для вновь привлечённых клиентов оправдано использование в качестве основного условия поставки полной или частичной предоплаты.

4. Формирование шкалы скидок за досрочное погашение и прогнозирование роста потоков денежных средств. – прежде чем принимать новые условия расчётов, необходимо смоделировать ситуацию, построив бюджет денежных средств и бюджет доходов и расходов.

Стимулирование продаж – активизация продаж должна выражаться в развитии отношений с существующими клиентами и привлечении новых, заключении контрактов на работу с давальческим сырьём (для перерабатывающих предприятий), а также в пересмотре существующей системы скидок и льгот для покупателей.

Для этого можно порекомендовать реализовать следующие мероприятия:

1. Проведение ограниченного маркетингового исследования с целью оценки возможности роста объёмов продаж и отпускных цен. Необходимо выявить потребительские предпочтения покупателей.

2. Выделение группы товаров, приносящих компании наибольшую прибыль (АВС- анализ).

3. Пересмотр ассортиментной и ценовой политик компании – необходимо оценить точку безубыточности для каждой категории товаров и сопоставить её с данными об объёмах продаж за несколько предыдущих периодов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: