Государственный долг: классификация и методы управления

Государственный долг - это вся сумма задолженности по обязательствам государства, проценты по ней и неисполненные финансовые обязательства государства перед субъектами экономики.

Заимствования средств бюджетами различных уровней приводят к формированию соответственно государственного и муниципального долга - накопленной задолженности Российской Федерации, субъ­ектов РФ и муниципальных образований, подлежащей погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов.

Долг может быть оформлен ценными бумагами или быть опре­делен в договоре между заемщиком в лице соответствующего ис­полнительного органа государственной власти или местного само­управления, с одной стороны, и инвестором, с другой стороны.

Государственный долг РФ представляет собой долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юриди­ческими лицами, иностранными государствами, международны­ми организациями и другими субъектами международного права.

Государственный долг РФ обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим госу­дарственную казну.

В состав государственного долга РФ входят долговые обяза­тельства в следующих формах:

1) кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ с кредитными организациями, иностранными госу­дарствами и международными финансовыми организациями;

2) государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;

3) договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

4) переоформленные долговые обязательства третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;

5) соглашения и договоры, в том числе международные, за­ключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

Долговые обязательства РФ подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и дол­госрочные (от пяти до 30 лет). Они погашаются в сроки, определяе­мые конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет.

Изменения условий выпущенного в обращение государст­венного займа, в том числе сроков выплаты и размера процент­ных платежей, срока обращения, не допускается.

Муниципальный долг состоит из совокупности долговых обяза­тельств муниципального образования. Он обеспечивается всем му­ниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Долговые обязательства муниципального образования суще­ствуют в форме:

1) кредитных соглашений и договоров, заключенных муни­ципальным образованием;

2) займов муниципального образования, осуществляемых пу­тем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;

3) договоров о предоставлении муниципальных гарантий, договоров поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

4) долговых обязательств юридических лиц, переоформлен­ных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.

Государственный долг также подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг – это совокупность обязательств правительства перед резидентами, т.е. долговые обязательства, выраженные в валюте страны, а внешний долг – это совокупность обязательств перед нерезидентами, долговые обязательства в иностранной валюте.

Государственный долг может также быть подразделен на капитальный и текущий. Капитальный включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату. Текущий состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.

Управление государственным долгомпредставляет собой комплекс мер, предпринимаемых государством в лице его упол­номоченных органов по определению мест и условий размеще­ния и погашения государственных займов, а также обеспечению гармонизации интересов заемщика, инвесторов и кредиторов.

Цельюуправления государственным долгом является оп­тимизация затрат, связанных с финансированием дефицита го­сударственного бюджета.

В управлении государственным долгом страны можно вы­делить следующие основные принципы:

· безусловности - обеспечение режима безусловного выполнения государством всех обязательств перед инвесторами и кредиторами, которые государство как заемщик приняло на себя при заключении договора заимствования средств;

· единства - учет в процессе управления государственным долгом всех видов обязательств, эмитированных как сувереном, так и субъектами РФ;

· снижения рисков- размещение и погашение займов та­ким образом, чтобы максимально снизить влияние колебаний конъюнктуры мирового рынка капиталов и спекулятивных тенденций рынка ценных бумаг на рынок государственных обяза­тельств;

· оптимальности структуры - поддержание оптимальной структуры долговых обязательств по срокам обращения и погашения;

· сохранения финансовой независимости - поддержание
оптимальной структуры долговых обязательств государства ме­жду инвесторами-резидентами и инвесторами-нерезидентами;

· прозрачности - соблюдение открытости при выпуске займов, обеспечение доступа международных рейтинговых агентств к достоверной информации об экономическом поло­жении в стране для поддержания высокой кредитной репутации и рейтинга страны-заемщика.

Одним из широко распространен­ных методов управления государственным долгом является рефинансирование государственного долга,т.е. погашение ос­новной задолженности и процентов за счет средств, получен­ных от размещения новых займов. Для успешного применения механизма рефинансирования необходима высокая финансовая репутация страны-заемщика. Ее достижение и поддержание яв­ляются важным фактором для управления государственным дол­гом. В настоящее время репутация заемщиков на мировом фи­нансовом рынке выражается в рейтингах, присваиваемых соот­ветствующей стране специальными агентствами в соответствии с международными правилами рейтингования.

С точки зрения инвесторов, наиболее предпочтительным вариантом является полное, безусловное и своевременное вы­полнение государством своих обязательств. Однако в условиях невозможности для государства по каким-либо причинам обес­печить погашение займов и выплат процентов по ним могут быть приняты решения о новации, унификации, конверсии, кон­солидации, отсрочке погашения займов или аннулировании го­сударственного долга.

Реструктуризация - погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств с установлением иных усло­вий обслуживания долговых обязательств и сроков их погаше­ния).

Рефинансирование - размещение новых займов для пога­шения обязательств по ранее размещенным займам.

Новация - соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по указанному финансовому кредиту другим обязательством.

Унификация- решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов. При этом облигации и сертификаты ранее выпущенных займов подлежат обмену на облигации и сертификаты нового займа.

Конверсия - одностороннее изменение доходности займов, т.е. государство объявляет о снижении для кредиторов доходности по займам, полученным государством.

Консолидация- изменение условий обращения займов в части срока их погашения, то есть решение о переносе даты выплаты по обязательствам на более поздний срок.

Отсрочка погашения займов- консолидация при од­новременном отказе государства от выплаты доходов по зай­мам.

Аннулирование государственного долга - отказ госу­дарства от всех обязательств по ранее выпущенным займам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: