Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из:
- бюджетного кодекса и федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год;
- законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год;
- нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и других федеральных законов;
- законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления. Если нормативные правовые акты противоречат бюджетному кодексу, то применяется бюджетный кодекс.
Бюджетные отношения включают:
1) отношения, складывающиеся в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
|
|
2) отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за их реализацией.
Бюджетный кодекс — это свод законодательства о функционировании и развитии бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивающий финансовое регулирование бюджетных отношений, устанавливающий общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетов различных уровней, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяющий основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Не все страны мира имеют бюджетный кодекс. Многие государства ограничиваются принятием законов по различным вопросам бюджетных правонарушений.
Необходимость принятия Кодекса в Российской Федерации была обусловлена рядом следующих причин:
1. большая часть положений и норм в действующем бюджетном законодательстве России к середине 90-х годов ХХ века значительно устарела и перестала соответствовать действующей Конституции;
2. практически полностью отсутствовали нормы, регламентирующие процесс исполнения бюджета, контроля за его исполнением;
3. ежегодно меняющиеся принципы организации взаимоотношений между Федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации при составлении и утверждении Федерального бюджета требовали законодательного закрепления основ межбюджетных отношений в постоянно действующем акте;
4. необходимо было установить ответственность участников бюджетного процесса за неполное и несвоевременное финансирование, нецелевое использование бюджетных средств, невозврат бюджетных ссуд, поскольку нормы, законодательно регулирующие ответственность участников бюджетного процесса, либо отсутствовали, либо содержались в подзаконных актах.
|
|
Бюджетный кодекс Российской Федерации был принят 31 июля 1998 года и введен в действие с 1 января 2000 года. Сегодня он действует с изменениями и дополнениями.
Бюджетный кодекс Российской Федерации:
- вводит основные понятия и термины бюджетного законодательства, бюджетных правоотношений, определяет главные принципы построения бюджетной системы страны;
- законодательно регламентирует разграничение и распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, определяет полномочия органов законодательной и исполнительной власти всех уровней по формированию доходов, расходов и дефицита соответствующих бюджетов;
- вводит систему управления государственным долгом и государственными заимствованиями, регулирования долга иностранных государств перед Россией;
- определяет возможные источники финансирования и предельные размеры дефицита бюджетов всех уровней, условия и порядок эмиссии государственных (муниципальных) ценных бумаг;
- формирует принципы и порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет процедуры передачи расходов и доходов с одного уровня бюджетной системы на другой, формы и условия предоставления финансовой помощи из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, права федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации при предоставлении финансовой помощи;
- устанавливает участников бюджетного процесса и их полномочия;
- регламентирует все стадии бюджетного процесса, детализируя нормы для федерального бюджета;
- раскрывает методологию концепции казначейской системы исполнения бюджета с зачислением всех доходов на единый счет Федерального казначейства Российской Федерации и финансирования всех расходов с единого счета Казначейства, что позволяет представителям Казначейства проверять расходование средств бюджета на соответствие закону о бюджете и сводной бюджетной росписи;
- предусматривает финансовый контроль за исполнением бюджета, осуществляемый в форме парламентского административного контроля и определяет объем контрольных полномочий органов исполнительной и законодательной (представительной) власти, а также правовые последствия отклонения соответствующими органами власти отчета об исполнении бюджета;
- предусматривает систему административной и имущественной ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Бюджетный кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Указы Президента Российской Федерации регулируют бюджетные отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, связанные с процессом составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов и контроля за их исполнением.
Правительство Российской Федерации принимает нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, которые не могут противоречить бюджетному кодексу. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, в пределах своей компетенции.
|
|
Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора. Международные договоры Российской Федерации применяются к бюджетным отношениям непосредственно, кроме случаев, когда из международных договоров следует, что для их применения требуется принятие внутригосударственных актов.