Денежные средства - это наиболее ликвидная категория активов, которая обеспечивает предприятию наибольшую степень ликвидности, а следовательно, и свободы выбора действий. С движения денежных средств начинается и им заканчивается производственно-коммерческий цикл.
Под потоком денежных средств понимают разность между всеми полученными и выплаченными предприятием денежными средствами за определенный период времени; они сопоставляют его с прибылью. Прибыль выступает как показатель эффективности работы предприятия и источник его жизнедеятельности.
На уровне предприятия необходимо умело управлять движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, которые возникают между хозяйствующими субъектами. Необходимо выработать цели управления финансами и осуществлять воздействие на них с помощью рычагов финансового механизма. В самом общем виде решение должно обеспечить наиболее эффективный поток финансовых ресурсов между предприятием и финансовым рынком, который является главным источником внешнего финансирования предприятия в условиях рынка. Схематично это можно выразить на рис. 1.
|
|
|
|
|
Рис. 1 Движение финансовых ресурсов между предприятием и финансовым рынком
где: 1 - денежные средства, полученные на финансовых рынках (посредством продажи акций, облигаций, заключения кредитных договоров);
2 - инвестированные денежные средства;
3 - денежные средства, полученные в результате финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
4 - денежные средства, возвращенные субъектам финансового рынка в качестве платы за капитал (в форме процентов и дивидендов);
5 - денежные средства, реинвестированные в предприятие;
6 - налоговые платежи.
Приведенная схема отражает два важных положения:
- большую зависимость финансовых решений предприятия от внешней среды - прежде всего финансовых рынков и рычагов государственного регулирования (которое направлено также и на финансовые рынки);
- значение показателя денежных средств, который является одним из центральных в финансовом управлении.
Таким образом, финансовый рынок позволяет предприятию правильно организовать управление финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования капитала и получения максимальной прибыли.
Управление денежными потоками является одним из важнейших направлений деятельности финансового менеджера и включает в себя:
расчет времени обращения денежных средств (финансовый цикл);
|
|
анализ денежного потока;
прогнозирование денежного потока.
Ключевым моментом управления ликвидностью бизнеса является цикл денежного потока (финансовый цикл).
Финансовый цикл представляет собой время, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота.
Другими словами, финансовый цикл включает в себя:
1. инвестирование денежных средств в сырье, материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия и другие активы для производства продукции;
2. реализация продукции, оказание услуг и выполнение работ;
3. получение выручки от реализации продукции, оказания услуг, выполнения работ.
Бюджетирование - это процесс планирования будущей деятельности предприятия, результаты которого оформляются системой бюджетов.
Обычно создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. Исходя из стратегических целей фирмы, бюджеты решают задачи распределения экономических ресурсов, находящихся в распоряжении организации. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования фирмы.
К числу основных задач бюджетирования относится следующее:
· обеспечение текущего планирования;
· обеспечения координации, кооперации и коммуникации подразделений предприятия;
· обоснование затрат предприятия;
· создание базы для оценки и контроля планов предприятия;
· исполнение требований законов и контрактов.
Выгоды качественного составления бюджетов и контроля за их исполнением с излишком окупают затраты на их внедрение и разработку. Безусловно, очень многое зависит от специфики деятельности предприятия, но даже небольшим фирмам рекомендуется применение бюджетирования (например, в сокращенном варианте).
Внедрение бюджетирования на предприятии сталкивается с двумя группами проблем: методические проблемы и организационные. Опыт автора доказывает, что, как правило, самым трудным в бюджетировании является этап его внедрения на предприятие. Приватизированные предприятия получили в наследство огромный опыт составления документов, ненужных предприятию в рыночной экономике. Поэтому принципиально важным является решение высшего менеджмента о внедрении бюджетирования в новом реальном масштабе ценностей. И с этого момента по существу начинается серьезная работа, основные этапы которой состоят в следующем:
· изучение внутренней и внешней документации предприятия, его структуры и взаимодействия подразделений, механизмов управленческого учета и т.д.;
· поиск наименее болезненных путей вовлечения управленческой команды предприятия в процесс бюджетирования;
· разработка плана внедрения бюджетирования (все дальнейшие действия будут определены планом внедрения);
· пересмотр старых или разработка новых внутренних стандартов;
· создание информационной базы для бюджетирования, предусматривающей разработку новых отчетов по подразделениям, приближенных к специфике деятельности предприятия;
· создание новых или реорганизация старых подразделений для осуществления процесса бюджетирования;
· разработка или приобретение программного обеспечения и его установка на внутренней сети предприятия;
· обучение персонала.