Студент должен ознакомиться с организацией работы отделения и его специальных кабинетов, с порядком оформления и выдачи листков нетрудоспособности (больничных листков) и другой медицинской документации, с выпиской, хранением и использованием медикаментов.
Под контролем заведующего отделением или врача, ответственного за практику по данному циклу, студент курирует 5-8 больных. Он проводит ежедневные обходы больных. По согласованию с лечащим врачом, заполняет дневники историй болезни, делает лечебные и диагностические назначения.
Особое внимание следует обратить на правильность оформления дневников историй болезни. В дневнике должна быть отражена динамика состояния больного (изменение основных симптомов заболевания как субъективных, так и объективных). Если больному проведено параклиническое исследование, то в дневнике дается его трактовка. Изменение лечения или диагноза необходимо так же обосновать в дневнике.
При поступлении нового больного студент, совместно с лечащим врачом, оформляет историю болезни (жалобы, анамнез заболевания и жизни, данные объективного исследования, диагноз, его обоснование, план обследования, назначение лечения и т.д.). Необходимо помнить, что жалобы нужно излагать в определенной последовательности и описывать их подробно. Особые трудности студенты испытывают при написании анамнеза заболевания. Очень важно описать подробно первые признаки заболевания, время и последовательность их появления. Далее следует отразить изменения данных симптомов, появление новых признаков, эффективность проводимого лечения и т.д. Подробно описать последнее обострение заболевания. Не следует забывать то, что информацию можно получить из первичных медицинских документов (амбулаторная карта, выписки из истории болезни, справки, заключения специалистов и т.д.).
|
|
При изложении объективных данных можно несколько сократить или опустить описание нормальных параметров, но обязательно подробно отразить патологические признаки. Нельзя забывать, что диагноз должен ставиться только на основании данных, описанных в истории болезни.
При выписке больного из стационара студент оформляет выписной эпикриз и другие необходимые документы. Вместе с лечащим врачом решает вопрос лечебных и оздоровительных рекомендациях, оценивает трудоспособность прогноз заболевания.
Во время ночных дежурств студент знакомится с функциями дежурного врача, следит за выполнением внутреннего распорядка больницы, за своевременным выполнением плановых лечебных назначений, участвует в оказании экстренной помощи больным при неотложных состояниях, проводит с врачом снятие пробы пищи и следит за кормлением больных, проводит вечерний обход, обращая особое внимание на вновь поступивших и тяжелых больных. В случае вызова врача на дом, студент сопровождает его и участвует в оказании первой помощи при угрожающих жизни состояниях, при острых отравлениях и несчастных случаях.
|
|
Студент принимает участие в выполнении диагностических и лечебных процедур (рентгенологическое, ультразвуковое исследование, фиброгастродуоденоскопия, ЭКГ, физиотерапевтические процедуры и т.д.), а также врачебных манипуляций (плевральная пункция, введение назогастрального зонда, катетеризация мочевого пузыря и др.).
Перечень практических умений, которыми должен овладеть студент:
1. Оформление медицинской документации.
2. Сбор жалоб, анамнеза болезни и жизни, эпиданамнеза.
3. Физикальное исследование всех органов и систем организма.
4. Умение анализировать результаты исследований:
· крови: общий анализ, биохимическое исследование, иммунологическое исследование (титр антистрептококковых антител, иммуноглобулины, антинуклеарный фактор, антитела к ДНК, РНК, гладкой мускулатуре и др.), серологическое исследование (РПГА, РСК, РВ, ВИЧ и др.), посев крови, коагулограмма и др.,
· мочи: общий анализ, бактериоскопия, пробы по Нечипоренко, по Зимницкому и др.,
· мокроты: общий анализ, бактериоскопия, бакпосев,
· кала: общий анализ, на дисбактериоз, гельминты, простейшие, бактериологическое исследование,
· исследования желудочного содержимого, дуоденального зондированрия,
· кожных аллергологических проб (Бюрне, Манту, Коха, с туляремином),
· цитологического и гистологического исследования материалов, полученных при биопсии,
· эндоскопического исследования (фиброгастродуоденоскопия, бронхоскопия, плевроскопия, ректороманоскопия, колоноскопия, лапароскопия,
· рентгенологического исследования: рентгенография, томография органов грудной клетки, брюшной полости, желудка, кишечника, холецистография, экскреторная урография, рентгенография костей, суставов, придаточных пазух носа,
· радионуклидного исследования щитовидной железы, печени, почек, легких, сердца,
· ультразвукового исследования сердца, печени, желчевыводящих путей, поджелудочной железы, почек,
· ЭКГ, ФКГ, медикаментозных и физиологических ЭКГ-тестов, РВГ и др.,
· функциональных проб: проб с дозированной нагрузкой, спирометрия, спирография, пневмотахометрия и другие.
5. Владение алгоритмом постановки диагноза, назначение лечения и профилактических мероприятий.
6. Диагностика и оказание экстренной медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах:
· острая остановка сердца,
· шок, коллапс, обморок,
· острая сердечная недостаточность, приступ стенокардии, нарушение ритма сердца, гипертонический криз,
· острая дыхательная недостаточность при странгуляционной асфиксии, обтурации верхних дыхательных путей, астматическом статусе, ателектазе легкого, пневмотораксе, массивной пневмонии и других состояния,
· почечная, печеночная колики,
· острые аллергические реакции.
7. Выполнение следующих манипуляций:
· искусственная вентиляция легких,
· закрытый массаж сердца,
· фиксация языка,
· инфузионная терапия,
· промывание желудка, кишечника,
· катетеризация мочевого пузыря мягким катетером.
· определение группы крови, резус-фактора.
8. Сбор и анализ информации о состоянии здоровья населения, обоснование профилактики заболеваний, санитарно-просветительская работа.
9. Самостоятельная работа с информацией.
10. Проведение научно-исследовательской работы по проблемам медицины.
В поликлинике с тудент вместе с участковым врачом ведет прием больных, обслуживает вызовы на дому, знакомится со структурой поликлиники, с противоэпидемической работой участкового врача. Это в основном раннее распознавание инфекционных болезней, дезинфекционные мероприятия у постели больного и участие в профилактических медицинских осмотрах.
|
|
Санитарно-просветительная работа осуществляется по плану отделения. Она включает проведение индивидуальных и групповых бесед, лекций на медицинские темы, вечеров вопросов и ответов, выпуск санитарных бюллетеней и т.д. Приблизительная тематика лекций и бесед:
· Профилактика кишечных инфекций.
· Описторхоз и его профилактика.
· Как правильно питаться?
· Здоровый образ жизни.
· Берегите сердце.
· Предупреждение гипертонической болезни.
· Как предупредить ожирение?
· Предопухолевые заболевания.
· Пищевые отравления.
· Образ жизни больных, перенесших инфаркт миокарда.
· Питание при гипертонической болезни.
· Питание больных ишемической болезнью сердца.
· Как питаться больным с гастритом и язвенной болезнью?
· Питание при нефритах.
· Фитотерапия при гипертонической болезни.
· Использование лекарственных трав при холецистите.
· Фитотерапия при гастритах.
· Питание при холецистите и панкреатите.