Психиатр -- это врач, который консультирует и лечит людей, страдающих
эмоциональными расстройствами, испытывающих затруднения в личных отношениях,
вредящих самим себе своим поведением, а в тяжелых случаях -- переживающих
ненормальные чувства, представления и ощущения. Изучая мотивы, движущие
людьми, он спрашивает себя: "Что заставляет этого человека чувствовать,
думать или действовать так, как он это делает?" Поскольку деятельность
человеческого тела отражается на эмоциях, а эмоции, в свою очередь,
выражаются через тело, психиатр, как и другие врачи, должен сначала
основательно ознакомиться с анатомией и физиологией; он должен знать, как
выглядят и работают желудок, кровеносные сосуды, железы и мозг. Он должен
также знать, как влияют на мозг некоторые химические вещества, например
алкоголь, и каким образом мозг может влиять на некоторые химические вещества
в организме, в особенности на вещества, вырабатываемые половыми железами,
надпочечными железами, щитовидной железой и гипофизом.
|
|
Расширяя свои знания о работе человеческого тела, изучающий психиатрию
должен в то же время присматриваться к человеческому поведению. Он
наблюдает, как ведут себя во всевозможных ситуациях, возникающих в данной
стране, люди из различных семей. Выслушивая неграмотных и образованных,
бедных и богатых, обсуждая с ними, например, табели их детей, он отмечает
различия и сходства в установках родителей, поражаясь, как сильно влияют эти
установки на школьные успехи детей.
Ознакомившись с различными телесными и психическими реакциями у членов
какой-либо группы населения, например у зажиточных людей, изучающий
психиатрию начинает присматриваться к больным. Он исследует, допустим,
страдающих язвой желудка, пытаясь найти аналогичные явления в их желудках и
общие черты в их эмоциях, а затем проверить, связаны ли их переживания с
данными рентгеновского обследования. Он беседует с людьми, испытывающими
патологические страхи, и наблюдает их психические и физические реакции,
пытаясь понять, каким образом расстроились те и другие.
Психиатр беседует с молодыми людьми, намеревающимися вступить в брак,
помогая им предотвратить будущие трудности; говорит с матерями, у которых
возникают осложнения с детьми; заботится о людях с повышенной мрачностью или
раздражительностью или испытывающих ненормальные чувства и побуждения. Его
внимание обращено на страдания, связанные не только с эмоциями, но и с
конкретными органами, а также происходящие от злоупотребления определенными
лекарствами или возбуждающими средствами. Поэтому он должен хорошо
|
|
разбираться в работе тела. Лечение серьезных психических болезней требует
также применения электричества и различных сильнодействующих препаратов;
психиатр должен знать, как эти средства действуют на организм человека.
Кроме того, психиатру часто приходится оценивать роль эмоций при язве
желудка, повышенном кровяном давлении, болезнях щитовидной железы, сердечных
болезнях, болях в спине или пояснице, параличе, астме, кожных болезнях и
других расстройствах здоровья, часто трудноизлечимых обычными методами
медицины. В таких случаях он должен твердо знать, как работают затронутые
болезнью органы.
Прежде чем пытаться кому-либо помочь, психиатр хочет узнать, из какого
яйца произошел его пациент -- то есть на что были похожи телесно и
психически его предки и под какими воздействиями яйцо развилось во взрослую
человеческую особь. Выяснив эти обстоятельства, психиатр может лучше судить,
с чего начал интересующий его индивид и через что ему пришлось пройти,
прежде чем он достиг своего нынешнего состояния. Он пытается обнаружить, с
какими задатками и предрасположениями его пациент явился на свет, какие он
приобрел в раннем детстве и как он затем распоряжался своей жизнью, имея все
это добро.
Многие особенности личности в некоторой степени вытекают из
наследственности. Наследственность задает верхние границы способностей, а
также промежутки времени, когда эти способности, в нормальных
обстоятельствах, должны возрастать и убывать. Наследственность определяет,
например, способен ли человек стать великим музыкантом или математиком (или,
точно так же, шахматистом); она же определяет, с какого возраста он будет
способен к полноценному половому сношению. Но осуществляются эти возможности
в зависимости от среды. Иными словами, наследственность определяет
возможности, а среда определяет, насколько к ним удается приблизиться. Нет
смысла, однако, всерьез задаваться вопросом, что важнее в действительной
жизни. С тем же успехом можно спросить, что важнее в клубнике со сливками:
клубника или сливки? Плавает ли клубника в сливках или же сливки окружают
клубнику?
Не доказано, что среда не может изменить некоторые из так называемых
врожденных особенностей мозга. Почти все человеческие способности могут быть
усилены надлежащей тренировкой, и суждение о "наследственном" характере
какой-либо неспособности вовсе не означает, что страдающий ею должен
оставить надежду. Изучение желез может сыграть в будущем важную роль в
изменении тех особенностей, которые мы сейчас считаем наследственными, точно
так же, как психиатрия приобретает теперь все большую важность в изменении
особенностей, приписываемых среде. Поэтому вместо вопроса, что происходит от
наследственности и что -- от среды, разумнее спрашивать: "Какие особенности
могут быть изменены при нынешнем уровне наших знаний и какие не могут?"
В этой книге человеческое существо рассматривается как энергетическая
система, стоящая в ряду других энергетических систем Вселенной; это один из
простейших путей, ведущих к пониманию людей. Таков подход к человеку,
развитый Зигмундом Фрейдом. Есть и другие подходы; некоторые из них
описываются ниже. Сначала мы исследуем, с чем приходится сталкиваться разным
людям и как они пытаются со всем этим справиться, а затем посмотрим, как они
растут и развиваются, что может в ходе их развития расстроиться и чем можно
им в таких несчастливых случаях помочь. После этого мы рассмотрим некоторые
таинственные явления психики, ставящие нас в тупик при нынешнем состоянии
наших знаний.