Введение. Психиатр -- это врач, который консультирует и лечит людей, страдающих

Психиатр -- это врач, который консультирует и лечит людей, страдающих

эмоциональными расстройствами, испытывающих затруднения в личных отношениях,

вредящих самим себе своим поведением, а в тяжелых случаях -- переживающих

ненормальные чувства, представления и ощущения. Изучая мотивы, движущие

людьми, он спрашивает себя: "Что заставляет этого человека чувствовать,

думать или действовать так, как он это делает?" Поскольку деятельность

человеческого тела отражается на эмоциях, а эмоции, в свою очередь,

выражаются через тело, психиатр, как и другие врачи, должен сначала

основательно ознакомиться с анатомией и физиологией; он должен знать, как

выглядят и работают желудок, кровеносные сосуды, железы и мозг. Он должен

также знать, как влияют на мозг некоторые химические вещества, например

алкоголь, и каким образом мозг может влиять на некоторые химические вещества

в организме, в особенности на вещества, вырабатываемые половыми железами,

надпочечными железами, щитовидной железой и гипофизом.

Расширяя свои знания о работе человеческого тела, изучающий психиатрию

должен в то же время присматриваться к человеческому поведению. Он

наблюдает, как ведут себя во всевозможных ситуациях, возникающих в данной

стране, люди из различных семей. Выслушивая неграмотных и образованных,

бедных и богатых, обсуждая с ними, например, табели их детей, он отмечает

различия и сходства в установках родителей, поражаясь, как сильно влияют эти

установки на школьные успехи детей.

Ознакомившись с различными телесными и психическими реакциями у членов

какой-либо группы населения, например у зажиточных людей, изучающий

психиатрию начинает присматриваться к больным. Он исследует, допустим,

страдающих язвой желудка, пытаясь найти аналогичные явления в их желудках и

общие черты в их эмоциях, а затем проверить, связаны ли их переживания с

данными рентгеновского обследования. Он беседует с людьми, испытывающими

патологические страхи, и наблюдает их психические и физические реакции,

пытаясь понять, каким образом расстроились те и другие.

Психиатр беседует с молодыми людьми, намеревающимися вступить в брак,

помогая им предотвратить будущие трудности; говорит с матерями, у которых

возникают осложнения с детьми; заботится о людях с повышенной мрачностью или

раздражительностью или испытывающих ненормальные чувства и побуждения. Его

внимание обращено на страдания, связанные не только с эмоциями, но и с

конкретными органами, а также происходящие от злоупотребления определенными

лекарствами или возбуждающими средствами. Поэтому он должен хорошо

разбираться в работе тела. Лечение серьезных психических болезней требует

также применения электричества и различных сильнодействующих препаратов;

психиатр должен знать, как эти средства действуют на организм человека.

Кроме того, психиатру часто приходится оценивать роль эмоций при язве

желудка, повышенном кровяном давлении, болезнях щитовидной железы, сердечных

болезнях, болях в спине или пояснице, параличе, астме, кожных болезнях и

других расстройствах здоровья, часто трудноизлечимых обычными методами

медицины. В таких случаях он должен твердо знать, как работают затронутые

болезнью органы.

Прежде чем пытаться кому-либо помочь, психиатр хочет узнать, из какого

яйца произошел его пациент -- то есть на что были похожи телесно и

психически его предки и под какими воздействиями яйцо развилось во взрослую

человеческую особь. Выяснив эти обстоятельства, психиатр может лучше судить,

с чего начал интересующий его индивид и через что ему пришлось пройти,

прежде чем он достиг своего нынешнего состояния. Он пытается обнаружить, с

какими задатками и предрасположениями его пациент явился на свет, какие он

приобрел в раннем детстве и как он затем распоряжался своей жизнью, имея все

это добро.

Многие особенности личности в некоторой степени вытекают из

наследственности. Наследственность задает верхние границы способностей, а

также промежутки времени, когда эти способности, в нормальных

обстоятельствах, должны возрастать и убывать. Наследственность определяет,

например, способен ли человек стать великим музыкантом или математиком (или,

точно так же, шахматистом); она же определяет, с какого возраста он будет

способен к полноценному половому сношению. Но осуществляются эти возможности

в зависимости от среды. Иными словами, наследственность определяет

возможности, а среда определяет, насколько к ним удается приблизиться. Нет

смысла, однако, всерьез задаваться вопросом, что важнее в действительной

жизни. С тем же успехом можно спросить, что важнее в клубнике со сливками:

клубника или сливки? Плавает ли клубника в сливках или же сливки окружают

клубнику?

Не доказано, что среда не может изменить некоторые из так называемых

врожденных особенностей мозга. Почти все человеческие способности могут быть

усилены надлежащей тренировкой, и суждение о "наследственном" характере

какой-либо неспособности вовсе не означает, что страдающий ею должен

оставить надежду. Изучение желез может сыграть в будущем важную роль в

изменении тех особенностей, которые мы сейчас считаем наследственными, точно

так же, как психиатрия приобретает теперь все большую важность в изменении

особенностей, приписываемых среде. Поэтому вместо вопроса, что происходит от

наследственности и что -- от среды, разумнее спрашивать: "Какие особенности

могут быть изменены при нынешнем уровне наших знаний и какие не могут?"

В этой книге человеческое существо рассматривается как энергетическая

система, стоящая в ряду других энергетических систем Вселенной; это один из

простейших путей, ведущих к пониманию людей. Таков подход к человеку,

развитый Зигмундом Фрейдом. Есть и другие подходы; некоторые из них

описываются ниже. Сначала мы исследуем, с чем приходится сталкиваться разным

людям и как они пытаются со всем этим справиться, а затем посмотрим, как они

растут и развиваются, что может в ходе их развития расстроиться и чем можно

им в таких несчастливых случаях помочь. После этого мы рассмотрим некоторые

таинственные явления психики, ставящие нас в тупик при нынешнем состоянии

наших знаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: