Вначале ребенок еще не знает, что прямое выражение либидо и мортидо не
окупается; он просто играет, не пытаясь управлять собой. Если здоровый
младенец хочет сломать какой-нибудь предмет, он его ломает. Если ему хочется
обхватить кого-нибудь руками, он обнимает мать или няню. Когда ребенок
вырастает, он узнает, что подобное поведение может принести в конечном счете
больше боли, чем удовольствия, что немедленное снятие какого-нибудь
напряжения может привести к накоплению большего напряжения. В таких случаях
надо решить, какое поведение приведет к наибольшему снятию напряжения на
длительное время, и судить об этом должно Эго, если оно на это способно.
Если ребенок сломает музыкальную пилу, на которой играет отец, его за
это выпорют или выбранят. Это причиняет страдание и приводит к психическому
напряжению. Когда у него в следующий раз возникнет деструктивное настроение,
он, возможно, призадумается: "Если я разобью эту вазу пятнадцатого века
династии Мин, уменьшится ли от этого напряжение сильнее, чем возрастет
|
|
потом, когда меня выпорют?" Если у отца твердая и непреклонная рука, то
ответ будет "нет". Вследствие этого ваза останется целой на своем пьедестале
-- за кадкой с каучуковым деревом.
В более зрелом возрасте той же личности придется, возможно, ответить на
вопрос: "Если я отобью девушку у инструктора дзюдо, уменьшится ли от этого
напряжение сильнее, чем возрастет потом, когда инструктор швырнет меня
наземь?" И ответ будет снова "нет", так что девушка инструктора дзюдо
останется на своем пьедестале -- возле той же кадки с каучуковым деревом.
Наказание вызывает возрастание напряжения, причем различными путями. Мы
рассмотрим здесь лишь возрастание напряжения либидо, когда теряется
возможность любви, и возрастание напряжения мортидо, когда теряется
возможность мести. Выпоротый ребенок на какое-то время теряет возможность
ласкаться к своему отцу; в то же время он лишен возможности выместить свою
обиду, подвергнув отца подобному же обращению. Тот же результат получается,
когда дело ограничивается бранью.
В некоторых случаях наказание приносит дрожь наслаждения и облегчение.
Если порка вызывает не только либидо, но и мортидо, она принимает
сексуальный характер. Многие взрослые точно так же, как дети, получают
своеобразное удовольствие от наказания. Вот почему некоторые люди все время
попадают в беду. Побои и обиды не отталкивают их от различных опасных
ситуаций, а, напротив, привлекают к ним.
Большая часть людей предпочитает, однако, избегать того, что обычно
именуется "наказанием", и находит способы обращения с инстинктами своего Ид,
|
|
позволяющие отложить их удовлетворение, если оно может привести к страданию.
Они рассчитывают получить в конце концов полное или частичное
удовлетворение, не оплатив его слезами.
В нашей стране взрослые редко наказываются физической болью, и люди
управляют собой, чтобы избежать психических страданий, связанных с другими
видами наказаний. Например, большинство людей воздерживается от
преступлений, потому что преступление вызвало бы у них тяжелые фрустрации
либидо -- потерю самоуважения, уважения друзей, родственников и
возлюбленных. Кроме того, тюремное заключение означает отрыв от обычной
общественной жизни и возрастание напряжений Ид, проявляющихся, например, в
особых видах половой деятельности и во взрывах насилия. Большинство людей
находит неприятными напряжения мортидо, возникающие от ненависти к самому
себе.
. До сих пор мы не упомянули о совести, которой обычно и приписывается
хорошее поведение большинства людей. В действительности мы уже намекали на
существование совести, когда пользовались выражениями "потеря любви",
"потеря возможности любви", или когда говорили о ненависти к себе и потере
самоуважения. В следующем параграфе мы увидим, как все это связано с
совестью, и из чего она развивается. Люди не рождаются хорошими или плохими,
а учатся своим способам поведения в очень раннем возрасте от окружающих
людей. Когда ребенок становится плохим, родители нередко задают себе вопрос:
"В чем тут наша вина? Каким примером были мы для наших детей?"