Почему человек должен управлять собой?

Вначале ребенок еще не знает, что прямое выражение либидо и мортидо не

окупается; он просто играет, не пытаясь управлять собой. Если здоровый

младенец хочет сломать какой-нибудь предмет, он его ломает. Если ему хочется

обхватить кого-нибудь руками, он обнимает мать или няню. Когда ребенок

вырастает, он узнает, что подобное поведение может принести в конечном счете

больше боли, чем удовольствия, что немедленное снятие какого-нибудь

напряжения может привести к накоплению большего напряжения. В таких случаях

надо решить, какое поведение приведет к наибольшему снятию напряжения на

длительное время, и судить об этом должно Эго, если оно на это способно.

Если ребенок сломает музыкальную пилу, на которой играет отец, его за

это выпорют или выбранят. Это причиняет страдание и приводит к психическому

напряжению. Когда у него в следующий раз возникнет деструктивное настроение,

он, возможно, призадумается: "Если я разобью эту вазу пятнадцатого века

династии Мин, уменьшится ли от этого напряжение сильнее, чем возрастет

потом, когда меня выпорют?" Если у отца твердая и непреклонная рука, то

ответ будет "нет". Вследствие этого ваза останется целой на своем пьедестале

-- за кадкой с каучуковым деревом.

В более зрелом возрасте той же личности придется, возможно, ответить на

вопрос: "Если я отобью девушку у инструктора дзюдо, уменьшится ли от этого

напряжение сильнее, чем возрастет потом, когда инструктор швырнет меня

наземь?" И ответ будет снова "нет", так что девушка инструктора дзюдо

останется на своем пьедестале -- возле той же кадки с каучуковым деревом.

Наказание вызывает возрастание напряжения, причем различными путями. Мы

рассмотрим здесь лишь возрастание напряжения либидо, когда теряется

возможность любви, и возрастание напряжения мортидо, когда теряется

возможность мести. Выпоротый ребенок на какое-то время теряет возможность

ласкаться к своему отцу; в то же время он лишен возможности выместить свою

обиду, подвергнув отца подобному же обращению. Тот же результат получается,

когда дело ограничивается бранью.

В некоторых случаях наказание приносит дрожь наслаждения и облегчение.

Если порка вызывает не только либидо, но и мортидо, она принимает

сексуальный характер. Многие взрослые точно так же, как дети, получают

своеобразное удовольствие от наказания. Вот почему некоторые люди все время

попадают в беду. Побои и обиды не отталкивают их от различных опасных

ситуаций, а, напротив, привлекают к ним.

Большая часть людей предпочитает, однако, избегать того, что обычно

именуется "наказанием", и находит способы обращения с инстинктами своего Ид,

позволяющие отложить их удовлетворение, если оно может привести к страданию.

Они рассчитывают получить в конце концов полное или частичное

удовлетворение, не оплатив его слезами.

В нашей стране взрослые редко наказываются физической болью, и люди

управляют собой, чтобы избежать психических страданий, связанных с другими

видами наказаний. Например, большинство людей воздерживается от

преступлений, потому что преступление вызвало бы у них тяжелые фрустрации

либидо -- потерю самоуважения, уважения друзей, родственников и

возлюбленных. Кроме того, тюремное заключение означает отрыв от обычной

общественной жизни и возрастание напряжений Ид, проявляющихся, например, в

особых видах половой деятельности и во взрывах насилия. Большинство людей

находит неприятными напряжения мортидо, возникающие от ненависти к самому

себе.

. До сих пор мы не упомянули о совести, которой обычно и приписывается

хорошее поведение большинства людей. В действительности мы уже намекали на

существование совести, когда пользовались выражениями "потеря любви",

"потеря возможности любви", или когда говорили о ненависти к себе и потере

самоуважения. В следующем параграфе мы увидим, как все это связано с

совестью, и из чего она развивается. Люди не рождаются хорошими или плохими,

а учатся своим способам поведения в очень раннем возрасте от окружающих

людей. Когда ребенок становится плохим, родители нередко задают себе вопрос:

"В чем тут наша вина? Каким примером были мы для наших детей?"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: