Есть лекарства, обычно прописываемые врачами в очень небольших дозах.
Наиболее известен из них сок восточной разновидности мака. После операции
врач успокаивает больного, сделав ему укол морфия, весом примерно в четверть
пшеничного зерна. Этого достаточно, чтобы средний человек уснул даже при
жестокой боли.
Некоторые люди находят получаемые из мака продукты очень приятными и
начинают принимать их без предписания врача; в одних случаях они делают это,
чтобы испытать приятные сновидения и грезы, а в других -- чтобы унять свои
издерганные нервы и хоть на время обрести покой. Поскольку такая практика
запрещена законом, они принимают наркотики в любом виде, в каком их можно
незаконно добыть. В одних местах они находят разносчиков, торгующих опиумом,
который можно курить или принимать внутрь; в других они могут достать лишь
морфий или героин, вводимые под кожу шприцем.
После приема этих препаратов в течение некоторого времени обычно
происходят две вещи: во-первых, у них возрастают напряжения вследствие
чувства вины; во-вторых, действие препарата ослабляет их Эго. Они сохраняют
все свои прежние бедствия, а вдобавок приобретают, быть может, гложущее
ощущение, что нарушают закон, вступая в сделку с преступниками для получения
того, что им нужно.
Так образуется порочный круг: напряжения Ид становятся у них все
страшнее, а между тем их Эго становится все менее способным с ними
справиться. Потребители этого рода нуждаются тем самым в постоянно
возрастающем количестве наркотика, чтобы вернуть себе ощущение безопасности,
спокойствия и самообладания. Они "психически зависимы".
Их психика погружается в хаос, как только они лишаются своего
препарата, но это еще не все: они, сверх того, "зависимы телесно".
"Зависимый", оказавшись без морфия, страдает всевозможными видами болей и
недомогания, потливостью, сердцебиениями, желудочными расстройствами, дрожью
и вообще "сплошным воплем". Чтобы успокоить свое тело и свой дух, ему может
понадобиться доза в восемь, шестнадцать или даже сорок раз превосходящая
нормальную; такая порция убила бы нормального человека, но как раз
необходима, чтобы спасти наркомана от страданий.
Незаконное получение таких доз обходится недешево, и наркоманы измеряют
свою "зависимость" суммой денег, которую им ежедневно приходится на нее
тратить. Пятьдесят долларов в день составляют не слишком редкую цену такой
привычки, и, поскольку без своего препарата наркоман превращается в дрожащий
клубок терзаемых болью нервов, он готов на крайности, чтобы получить свою
дозу. Этим объясняется столь обычная у наркоманов преступность -- чаще всего
проституция и воровство.
Самое обычное из преступлений -- воровство, и некоторые наркоманы
специализируются на обходе больших многоквартирных домов, пробуя каждую
дверную ручку и совершая полуминутный обход каждой незапертой квартиры; они
хватают при этом все сколько-нибудь ценное, что можно засунуть в карман.
Девушки и юноши, идущие на проституцию или воровство, становятся добавочным
источником дохода для синдикатов, продающим им наркотики: эти же синдикаты
могут контролировать проституцию и сбыт краденого. Почти все наркоманы
становятся вдобавок "разносчиками", чтобы поддерживать свою привычку. И они
все больше запутываются в паутине преступности. Поскольку синдикатам
известно, что они должны получить свой препарат любой ценой, эти молодые
люди находятся в их полной власти. С них берут сколько можно и обманывают
их, как хотят. Незаконная торговля наркотиками -- грязное дело; все его
участники, за редким исключением, всегда готовы при первой возможности друг
друга надуть.
Иные из наркоманов не втягиваются в описанный выше круг, в особенности
в тех случаях, когда их денежные средства позволяют им без напряжения
поддерживать свою привычку. Но во всех случаях подлинный наркоман -- это
существо, несчастное без своего препарата, готовое на любые жертвы, чтобы
его получить, и нуждающееся все в больших и больших дозах, чтобы сохранять
спокойствие, поэтому в конечном счете он может принимать порции, способные
убить несколько обычных людей.
Отметим, что некоторые из исследователей, тщательно изучавших этот
вопрос, не признают такого понятия, как "телесная зависимость", и полагают,
что всякая зависимость является психической.