При индивидуальном лечении врач может подробно наблюдать поведение
пациента, сидящего в комнате с другим человеком, и притом человеком особого
рода, а именно врачом, вполне контролирующим ситуацию, наподобие того как
это делали родители пациента, когда он был мал. В этой ситуации
складывающаяся у врача картина отношений пациента с другими людьми
основывается на том, что пациент рассказывает ему. Рассказы эти всегда
односторонни, поскольку отражают лишь точку зрения пациента, склонного
обычно видеть вещи в лучшем или худшем свете и, возможно, упускающего важные
подробности. Это в известной мере ограничивает ценность индивидуальной
терапии.
Врачу нетрудно, однако, увидеть, как ведет себя пациент с разными
другими людьми, и эта информация может оказаться весьма ценной для ускорения
лечебного процесса. Для этого врач вводит пациента в группу других
пациентов, пытающихся совместно разрешить в такой терапевтической группе
свои проблемы. Некоторые врачи считают, что если даже пациент производит
|
|
благополучное впечатление в индивидуальной терапии и в своей внешней
деятельности, он не может действительно выздороветь, не проведя некоторое
время в такой группе. Другие проявляют еще больший энтузиазм, полагая, что
групповая терапия может больше сделать для пациента, чем индивидуальная за
то же время. Во всяком случае: пациент, не посещавший терапевтическую
группу, несомненно теряет ценную лечебную возможность.
Существуют разные виды групповой терапии, каждый из которых по-своему
полезен для пациента. Простейший из них -- лекции и ободряющие беседы,
дающие пациенту информацию и поощрение, которые могут быть ему полезны;
желательно выделять при этом время для дискуссий, чтобы пациенты могли
обмениваться мыслями. Далее, в порядке сложности, следует поддерживающее
лечение, в котором пациенты под руководством врача поощряют друг друга и
делятся опытом. Таким образом, они постепенно приобретают ощущение взаимной
связи, весьма благотворное, в особенности для людей, находившихся в изоляции
долгое время или даже большую часть жизни, потому что им не с кем было
говорить или потому, что один из симптомов их психической болезни состоял в
том, чтобы держаться вдали от других. В пермиссивном лечении индивид учится
свободно выражать свои мысли и чувства и вследствие этого уже не так боится
их и не столь сильно с ними борется, а вдобавок освобождается от бремени
сложившихся напряжений.
Известно, однако, что выражение чувств доставляет лишь временное
расслабление, но не излечивает психических конфликтов, лежащих в основе
|
|
болезни. Этого можно достичь в группе с помощью той или иной формы
аналитического лечения. В групповой терапии применяется три главных вида
анализа.
Первый из них, развитый преимущественно в Англии, называется групповой
аналитической терапией. При этом методе все происходящее в группе
соотносится с состоянием всей группы в каждый данный момент времени, так что
индивид узнает, каким образом окружающие каждую минуту влияют на его
поведение.
Второй метод -- психоаналитическая групповая терапия, использующая ряд
принципов и приемов психоанализа, например, свободные ассоциации,
истолкование сновидений и анализ сопротивления выздоровлению. При этом
стремятся изучить не только сознательные, но и подсознательные образы и
чувства, чтобы добиться глубокой реорганизации эмоциональных влечений
индивида. Теория и техника заимствуются здесь из индивидуальной терапии и
применяются к событиям, происходящим в целой группе людей, а не только между
пациентом и врачом. Вероятно, это самый распространенный в настоящее время
вид группового лечения.
Третий метод -- групповая терапия взаимодействия, в которой
взаимодействия между пациентами анализируются путем разложения на состояния
Эго, а последовательности взаимодействий анализируются с целью установить,
какие разыгрываются игры. Теория, лежащая в основе этого метода, и его
практическое применение рассматриваются в следующей главе. Хотя терапия
взаимодействия приобретает все большую популярность, врачей, подготовленных
для ее правильного выполнения, пока мало, поэтому она применяется не везде.
Каков же наилучший способ психиатрического лечения? Как и в случае
любого лечения, вопрос этот не может быть решен теоретическими рассуждениями
и применением ученых терминов; ответ всецело зависит от результатов. Лучшее
лечение то, которое излечивает большее число пациентов в меньшее время, с
более устойчивым исходом; лечение тем лучше, чем больше способность
излеченных пациентов по-настоящему работать и любить. С этой точки зрения
результаты аналитической групповой терапии вполне выдерживают сравнение с
результатами индивидуальной терапии, а особенно многообещающими кажутся
результаты групповой терапии взаимодействия.
Условия для групповой терапии часто определяются внешними факторами.
Например, в тюрьмах или общественных учреждениях место групповых собраний,
численность группы, частота встреч и длительность существования группы в
данном составе могут зависеть от "властей". Ведущий группу психотерапевт
должен наилучшим образом использовать предоставленные ему возможности. В
частной же практике можно конструировать группы самым выгодным способом,
чтобы получить наилучшие результаты для каждого пациента. Лучше, если в
терапевтической группе от шести до восьми пациентов. Перед включением
пациента в группу врач проверяет его физическое состояние и проводит с ним
отдельную беседу, выясняя при этом, с чем пациент пришел и от чего он хотел
бы излечиться. Пациент, в свою очередь, также получает возможность
познакомиться с врачом и его методом работы. В большинстве групп встречи
происходят раз в неделю, хотя в некоторых случаях желательно встречаться
чаще. Некоторые врачи предпочитают проводить занятия с "помощником", в роли
которого может выступать другой психиатр, психолог, психиатрическая сестра
или "социальный работник".
Групповую терапию можно вести совместно с индивидуальной. При этом
пациент может иметь от одного до четырех индивидуальных сеансов в неделю и
раз в неделю посещать терапевтическую группу. Иногда дело ограничивается
|
|
лишь отдельными встречами, когда пациент или врач полагает, что следует
обсудить вдвоем некоторый частный вопрос. В некоторых случаях может быть два
лечащих врача, один для индивидуальных сеансов и другой для групповых
занятий. Группа может быть создана в расчете на определенное число занятий
или "а неопределенное время. Пациенты могут начинать лечение одновременно
или же заново включаться в уже созданную группу вместо выбывшего пациента.
Такая группа может существовать неограниченно долго с составом участников,
меняющимся по мере их выздоровления или ухода по другим причинам.
При всех трех видах аналитической групповой терапии имеется несколько
этапов. На первом этапе происходит знакомство; каждый пациент узнает, как
реагируют другие и каким образом они отвечают на его поведение. Второй этап
-- это возникновение ощущения группы, когда пациенты, преодолевая свои
опасения по отношению друг к другу, начинают что-то значить друг для друга,
поэтому собрания группы дают им ощущение принадлежности к сообществу. Это
приводит к этапу индивидуальной динамики, когда пациенты все более сознают
мотивы своего поведения по отношению к другим членам группы. Они начинают
все больше видеть друг в друге реальных людей, а не персонажей, с которыми
они могут разрабатывать проблемы своего детства или разыгрывать свои игры.
Когда пациенту предлагают групповую терапию, одна из самых обычных
реакций -- возражение, что он никогда не сможет говорить в присутствии
посторонних или вообще плохо чувствует себя в группе. Но это и есть те самые
проблемы, для решения которых предназначена групповая терапия, так что
именно люди, возражающие таким образом, могут извлечь из пребывания в группе
наибольшую пользу. В большинстве групп аналитической терапии действует
правило, по которому каждый может говорить в любое время что захочет без
всяких исключений, но запрещаются все виды физического соприкосновения или
насилия. Большинство людей испытывает раздражение, как они полагают, от
|
|
недостатка свободы, а в группе им предоставлена полная свобода речи. И тогда
они, к немалому удивлению, обнаруживают, что свобода, к которой они так
стремились, их пугает. Но по мере того как они все больше приучаются
доверять другим членам группы, они приобретают все большую способность
пользоваться этой свободой и обнаруживают, что прямой разговор, вопреки их
ожиданиям, создает им не врагов, а друзей.
В настоящее время групповая терапия применяется для лечения весьма
разнообразных болезней, в том числе психозов, неврозов, алкоголизма,
наркомании и половых затруднений. Она оказалась действенной также при
психосоматических болезнях, например, тучности, аллергии, заикании и кожных
болезнях. Отметим, что систематическая групповая терапия была впервые
применена в начале этого века к группе пациентов, страдавших туберкулезом.
Групповая терапия широко применяется теперь в армии, на флоте и
больницах "Администрации по делам ветеранов", а также в психиатрических
больницах, в тюрьмах, в промышленности и в домашних условиях, для
престарелых и для незамужних матерей. В некоторых психиатрических лечебницах
этот метод в значительной степени заменил использование изоляторов,
предупредительных мер, медикаментов и лечения шоком. Часто случается, что
шизофреники, находившиеся в больнице много лет, никогда не принимавшие
участия ни в какой деятельности и не получавшие пользы от индивидуальной
терапии, начинают разговаривать и заводят себе друзей, оказавшись в
терапевтической группе под хорошим руководством. При осторожном применении
групповой терапии могут быть временно или окончательно устранены симптомы
отчаяния, происходят перемены в эмоциональной установке индивида и в его
поведении по отношению к другим. Он узнает некоторые вещи о себе и учится
общаться с людьми, и эти достижения остаются с ним и приносят ему пользу до
конца его дней.
Как это часто бывает и в индивидуальной терапии, процесс улучшения
продолжается, по-видимому, и между встречами группы, а также после лечения.
Неудачи в групповой терапии объясняются той же причиной, что и в случае
индивидуальной. Либо пациент не готов к выздоровлению, либо не может вынести
происходящего с ним и угрожающих ему внутренних изменений.
Для частных пациентов групповая терапия означает не только более
быстрое улучшение, но и стоит в большинстве случаев меньше половины
стоимости индивидуального лечения. Любую психиатрическую больницу, где не
применяют групповую терапию в качестве серьезного средства уменьшения
использования медикаментов, шоковой терапии и мозговых операций, можно с
полным правом считать устаревшей. К сожалению, так обстоит дело во многих
штатах и государствах, где недостает хорошо подготовленных психиатров. С
точки зрения общества групповая терапия еще более желательна, чем с точки
зрения индивидов. В этой стране есть миллионы невротиков, которые могут
стать родителями или уже являются ими. Каждый невротик, имеющий детей,
воспитает из них, вероятнее всего, невротиков, и уже по этой одной причине,
отвлекаясь от любых других факторов, развивающих неврозы, число невротиков
должно возрастать. Поэтому в каждом случае, когда психиатрического пациента
удается излечить или хотя бы объяснить ему его состояние, чтобы он мог
изменить поведение, от этого выигрывает следующее поколение.
Ограниченное число хорошо подготовленных психиатров, имеющееся в
Америке, не сумеет сколько-нибудь заметно уменьшить общее число невротиков в
популяции с помощью индивидуального лечения. Групповая терапия дает
возможность каждому психиатру лечить в пять-десять раз больше пациентов, чем
он мог бы это делать индивидуально; и если даже не все члены группы
излечиваются, они могут стать, по крайней мере, лучшими родителями, узнав
новые вещи о людях и о самих себе. С точки зрения будущего нации и будущего
человечества важнее стать лучшим родителем, чем излечиться самому. Именно в
этом, быть может, состоит величайшая ценность групповой терапии.
Наряду со специфическими преимуществами аналитических видов групповой
терапии, в самой "групповости" заключено нечто целебное. Поэтому под хорошим
руководством лечебную ценность может иметь группа любого рода. Даже человек
без психиатрической подготовки может в короткий срок быть подготовлен к
тому, чтобы стать хорошим руководителем группы и приносить своим подопечным
значительную пользу. Польза эта возникает от общения в одной комнате с
другими людьми, заинтересованными в человеческом поведении и готовыми
проверить свое собственное поведение. Например, священники и сотрудники
тюрем, часто сталкивающиеся с проблемой поведения, находят групповые сеансы
наиболее эффективными. Если они не имеют профессиональной врачебной
подготовки и не могут найти подготовленного врача для всех людей с
расстроенной психикой, за которых они ответственны, то групповые занятия
оказываются единственно возможным методом. При хорошем руководстве члены
группы сами знают, где надо замедлить ход и непременно об этом скажут, если
руководитель выйдет за пределы возможностей группы. Таким способом многие
руководители групп учатся у своих подопечных работать все лучше и лучше.