Что такое групповая терапия?

При индивидуальном лечении врач может подробно наблюдать поведение

пациента, сидящего в комнате с другим человеком, и притом человеком особого

рода, а именно врачом, вполне контролирующим ситуацию, наподобие того как

это делали родители пациента, когда он был мал. В этой ситуации

складывающаяся у врача картина отношений пациента с другими людьми

основывается на том, что пациент рассказывает ему. Рассказы эти всегда

односторонни, поскольку отражают лишь точку зрения пациента, склонного

обычно видеть вещи в лучшем или худшем свете и, возможно, упускающего важные

подробности. Это в известной мере ограничивает ценность индивидуальной

терапии.

Врачу нетрудно, однако, увидеть, как ведет себя пациент с разными

другими людьми, и эта информация может оказаться весьма ценной для ускорения

лечебного процесса. Для этого врач вводит пациента в группу других

пациентов, пытающихся совместно разрешить в такой терапевтической группе

свои проблемы. Некоторые врачи считают, что если даже пациент производит

благополучное впечатление в индивидуальной терапии и в своей внешней

деятельности, он не может действительно выздороветь, не проведя некоторое

время в такой группе. Другие проявляют еще больший энтузиазм, полагая, что

групповая терапия может больше сделать для пациента, чем индивидуальная за

то же время. Во всяком случае: пациент, не посещавший терапевтическую

группу, несомненно теряет ценную лечебную возможность.

Существуют разные виды групповой терапии, каждый из которых по-своему

полезен для пациента. Простейший из них -- лекции и ободряющие беседы,

дающие пациенту информацию и поощрение, которые могут быть ему полезны;

желательно выделять при этом время для дискуссий, чтобы пациенты могли

обмениваться мыслями. Далее, в порядке сложности, следует поддерживающее

лечение, в котором пациенты под руководством врача поощряют друг друга и

делятся опытом. Таким образом, они постепенно приобретают ощущение взаимной

связи, весьма благотворное, в особенности для людей, находившихся в изоляции

долгое время или даже большую часть жизни, потому что им не с кем было

говорить или потому, что один из симптомов их психической болезни состоял в

том, чтобы держаться вдали от других. В пермиссивном лечении индивид учится

свободно выражать свои мысли и чувства и вследствие этого уже не так боится

их и не столь сильно с ними борется, а вдобавок освобождается от бремени

сложившихся напряжений.

Известно, однако, что выражение чувств доставляет лишь временное

расслабление, но не излечивает психических конфликтов, лежащих в основе

болезни. Этого можно достичь в группе с помощью той или иной формы

аналитического лечения. В групповой терапии применяется три главных вида

анализа.

Первый из них, развитый преимущественно в Англии, называется групповой

аналитической терапией. При этом методе все происходящее в группе

соотносится с состоянием всей группы в каждый данный момент времени, так что

индивид узнает, каким образом окружающие каждую минуту влияют на его

поведение.

Второй метод -- психоаналитическая групповая терапия, использующая ряд

принципов и приемов психоанализа, например, свободные ассоциации,

истолкование сновидений и анализ сопротивления выздоровлению. При этом

стремятся изучить не только сознательные, но и подсознательные образы и

чувства, чтобы добиться глубокой реорганизации эмоциональных влечений

индивида. Теория и техника заимствуются здесь из индивидуальной терапии и

применяются к событиям, происходящим в целой группе людей, а не только между

пациентом и врачом. Вероятно, это самый распространенный в настоящее время

вид группового лечения.

Третий метод -- групповая терапия взаимодействия, в которой

взаимодействия между пациентами анализируются путем разложения на состояния

Эго, а последовательности взаимодействий анализируются с целью установить,

какие разыгрываются игры. Теория, лежащая в основе этого метода, и его

практическое применение рассматриваются в следующей главе. Хотя терапия

взаимодействия приобретает все большую популярность, врачей, подготовленных

для ее правильного выполнения, пока мало, поэтому она применяется не везде.

Каков же наилучший способ психиатрического лечения? Как и в случае

любого лечения, вопрос этот не может быть решен теоретическими рассуждениями

и применением ученых терминов; ответ всецело зависит от результатов. Лучшее

лечение то, которое излечивает большее число пациентов в меньшее время, с

более устойчивым исходом; лечение тем лучше, чем больше способность

излеченных пациентов по-настоящему работать и любить. С этой точки зрения

результаты аналитической групповой терапии вполне выдерживают сравнение с

результатами индивидуальной терапии, а особенно многообещающими кажутся

результаты групповой терапии взаимодействия.

Условия для групповой терапии часто определяются внешними факторами.

Например, в тюрьмах или общественных учреждениях место групповых собраний,

численность группы, частота встреч и длительность существования группы в

данном составе могут зависеть от "властей". Ведущий группу психотерапевт

должен наилучшим образом использовать предоставленные ему возможности. В

частной же практике можно конструировать группы самым выгодным способом,

чтобы получить наилучшие результаты для каждого пациента. Лучше, если в

терапевтической группе от шести до восьми пациентов. Перед включением

пациента в группу врач проверяет его физическое состояние и проводит с ним

отдельную беседу, выясняя при этом, с чем пациент пришел и от чего он хотел

бы излечиться. Пациент, в свою очередь, также получает возможность

познакомиться с врачом и его методом работы. В большинстве групп встречи

происходят раз в неделю, хотя в некоторых случаях желательно встречаться

чаще. Некоторые врачи предпочитают проводить занятия с "помощником", в роли

которого может выступать другой психиатр, психолог, психиатрическая сестра

или "социальный работник".

Групповую терапию можно вести совместно с индивидуальной. При этом

пациент может иметь от одного до четырех индивидуальных сеансов в неделю и

раз в неделю посещать терапевтическую группу. Иногда дело ограничивается

лишь отдельными встречами, когда пациент или врач полагает, что следует

обсудить вдвоем некоторый частный вопрос. В некоторых случаях может быть два

лечащих врача, один для индивидуальных сеансов и другой для групповых

занятий. Группа может быть создана в расчете на определенное число занятий

или "а неопределенное время. Пациенты могут начинать лечение одновременно

или же заново включаться в уже созданную группу вместо выбывшего пациента.

Такая группа может существовать неограниченно долго с составом участников,

меняющимся по мере их выздоровления или ухода по другим причинам.

При всех трех видах аналитической групповой терапии имеется несколько

этапов. На первом этапе происходит знакомство; каждый пациент узнает, как

реагируют другие и каким образом они отвечают на его поведение. Второй этап

-- это возникновение ощущения группы, когда пациенты, преодолевая свои

опасения по отношению друг к другу, начинают что-то значить друг для друга,

поэтому собрания группы дают им ощущение принадлежности к сообществу. Это

приводит к этапу индивидуальной динамики, когда пациенты все более сознают

мотивы своего поведения по отношению к другим членам группы. Они начинают

все больше видеть друг в друге реальных людей, а не персонажей, с которыми

они могут разрабатывать проблемы своего детства или разыгрывать свои игры.

Когда пациенту предлагают групповую терапию, одна из самых обычных

реакций -- возражение, что он никогда не сможет говорить в присутствии

посторонних или вообще плохо чувствует себя в группе. Но это и есть те самые

проблемы, для решения которых предназначена групповая терапия, так что

именно люди, возражающие таким образом, могут извлечь из пребывания в группе

наибольшую пользу. В большинстве групп аналитической терапии действует

правило, по которому каждый может говорить в любое время что захочет без

всяких исключений, но запрещаются все виды физического соприкосновения или

насилия. Большинство людей испытывает раздражение, как они полагают, от

недостатка свободы, а в группе им предоставлена полная свобода речи. И тогда

они, к немалому удивлению, обнаруживают, что свобода, к которой они так

стремились, их пугает. Но по мере того как они все больше приучаются

доверять другим членам группы, они приобретают все большую способность

пользоваться этой свободой и обнаруживают, что прямой разговор, вопреки их

ожиданиям, создает им не врагов, а друзей.

В настоящее время групповая терапия применяется для лечения весьма

разнообразных болезней, в том числе психозов, неврозов, алкоголизма,

наркомании и половых затруднений. Она оказалась действенной также при

психосоматических болезнях, например, тучности, аллергии, заикании и кожных

болезнях. Отметим, что систематическая групповая терапия была впервые

применена в начале этого века к группе пациентов, страдавших туберкулезом.

Групповая терапия широко применяется теперь в армии, на флоте и

больницах "Администрации по делам ветеранов", а также в психиатрических

больницах, в тюрьмах, в промышленности и в домашних условиях, для

престарелых и для незамужних матерей. В некоторых психиатрических лечебницах

этот метод в значительной степени заменил использование изоляторов,

предупредительных мер, медикаментов и лечения шоком. Часто случается, что

шизофреники, находившиеся в больнице много лет, никогда не принимавшие

участия ни в какой деятельности и не получавшие пользы от индивидуальной

терапии, начинают разговаривать и заводят себе друзей, оказавшись в

терапевтической группе под хорошим руководством. При осторожном применении

групповой терапии могут быть временно или окончательно устранены симптомы

отчаяния, происходят перемены в эмоциональной установке индивида и в его

поведении по отношению к другим. Он узнает некоторые вещи о себе и учится

общаться с людьми, и эти достижения остаются с ним и приносят ему пользу до

конца его дней.

Как это часто бывает и в индивидуальной терапии, процесс улучшения

продолжается, по-видимому, и между встречами группы, а также после лечения.

Неудачи в групповой терапии объясняются той же причиной, что и в случае

индивидуальной. Либо пациент не готов к выздоровлению, либо не может вынести

происходящего с ним и угрожающих ему внутренних изменений.

Для частных пациентов групповая терапия означает не только более

быстрое улучшение, но и стоит в большинстве случаев меньше половины

стоимости индивидуального лечения. Любую психиатрическую больницу, где не

применяют групповую терапию в качестве серьезного средства уменьшения

использования медикаментов, шоковой терапии и мозговых операций, можно с

полным правом считать устаревшей. К сожалению, так обстоит дело во многих

штатах и государствах, где недостает хорошо подготовленных психиатров. С

точки зрения общества групповая терапия еще более желательна, чем с точки

зрения индивидов. В этой стране есть миллионы невротиков, которые могут

стать родителями или уже являются ими. Каждый невротик, имеющий детей,

воспитает из них, вероятнее всего, невротиков, и уже по этой одной причине,

отвлекаясь от любых других факторов, развивающих неврозы, число невротиков

должно возрастать. Поэтому в каждом случае, когда психиатрического пациента

удается излечить или хотя бы объяснить ему его состояние, чтобы он мог

изменить поведение, от этого выигрывает следующее поколение.

Ограниченное число хорошо подготовленных психиатров, имеющееся в

Америке, не сумеет сколько-нибудь заметно уменьшить общее число невротиков в

популяции с помощью индивидуального лечения. Групповая терапия дает

возможность каждому психиатру лечить в пять-десять раз больше пациентов, чем

он мог бы это делать индивидуально; и если даже не все члены группы

излечиваются, они могут стать, по крайней мере, лучшими родителями, узнав

новые вещи о людях и о самих себе. С точки зрения будущего нации и будущего

человечества важнее стать лучшим родителем, чем излечиться самому. Именно в

этом, быть может, состоит величайшая ценность групповой терапии.

Наряду со специфическими преимуществами аналитических видов групповой

терапии, в самой "групповости" заключено нечто целебное. Поэтому под хорошим

руководством лечебную ценность может иметь группа любого рода. Даже человек

без психиатрической подготовки может в короткий срок быть подготовлен к

тому, чтобы стать хорошим руководителем группы и приносить своим подопечным

значительную пользу. Польза эта возникает от общения в одной комнате с

другими людьми, заинтересованными в человеческом поведении и готовыми

проверить свое собственное поведение. Например, священники и сотрудники

тюрем, часто сталкивающиеся с проблемой поведения, находят групповые сеансы

наиболее эффективными. Если они не имеют профессиональной врачебной

подготовки и не могут найти подготовленного врача для всех людей с

расстроенной психикой, за которых они ответственны, то групповые занятия

оказываются единственно возможным методом. При хорошем руководстве члены

группы сами знают, где надо замедлить ход и непременно об этом скажут, если

руководитель выйдет за пределы возможностей группы. Таким способом многие

руководители групп учатся у своих подопечных работать все лучше и лучше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: