Введение. Курс “Медико-биологические основы БЖД” является общепрофессиональной учебной дисциплиной, целью изучения которой является повышение профессиональной

Курс “Медико-биологические основы БЖД” является общепрофессиональной учебной дисциплиной, целью изучения которой является повышение профессиональной грамотности и подготовка к усвоению специальных дисциплин. Одной из главных целей преподавания “Медико-биологические основы БЖД” является формирование представления взаимосвязи человека со средой обитания.

«Медико-биологические основы БЖД» изучает воздействие трудового процесса и окружающей производственной среды на организм работающих, с целью разработки санитарно-гигиенических мероприятий направленных на обеспечения здоровья населения.

Предметом изучения данной дисциплины являются: санитарные особенности производственных процессов, оборудования и обрабатываемых материалов с точки зрения влияния их на человека; санитарные условия труда; характер и организация трудовых процессов, изменение физиологических функций в процессе работы; состояние здоровья работающих.

На основании изучения влияния на организм работающих особенностей производственной среды разрабатываются гигиенические нормы и правила, являющиеся основой законодательства в области оздоровления условий труда.

В соответствии с многообразными задачами медико-биологических основ БЖД применяются различные методы исследования:

· физиологические методы для исследования изменений в организме под влиянием условий и характера труда;

· клинико-статистические и санитарно-статистические методы для изучения состояния здоровья общей и профессиональной заболеваемости работающих;

· физические и химические методы для исследования условий труда на производстве;

· экспериментальные исследования с применением физических, физико-химических, биохимических, токсикологических и других методов.

При изучении взаимодействия организма со средой обитания исследуются закономерности и механизмы адаптации человека к измененным условиям среды, различные уровни адаптации, предел адаптивных возможностей организма, адаптивные формы поведения, оцениваются производственные аспекты заболеваний.

В работе уделяется большое внимание рассмотрению вопросов адаптации человека к различным производственным факторам. Отмечаются физиологические эффекты вибрации, длительных и интенсивных звуковых нагрузок, гипоксии, высоких и низких температур, влияние электромагнитных полей, ионизирующего излучения и освещения.

Первые сведения о профессиональных болезнях встречаются в трудах ученых Древней Греции и Рима – Гиппократа, Плиния, Галена. В 16-18 веках появились исследования в области условий труда отдельных профессий таких ученых, как Парацельс, Агриколы и других. Развитие мануфактурного производства привело к росту профессиональной патологии. В 1700 г. появился труд итальянского ученого Рамаццини «Рассуждения о болезнях ремесленников». В этом труде впервые были систематизированы вопросы гигиены труда и профессиональных заболеваний сравнительно большого количества профессий. Первые высказывания в России по вопросам гигиены труда принадлежат М.В.Ломоносову. В своем научном трактате «Первые основания металлургии и рудных дел» он высказывает суждения о необходимости вентиляции шахт, удалении шахтных вод, одежды рудокопов и др. В 1847г. была издана врачом А.Н. Никитиным книга «Болезни рабочих с указанием предохранительных мер». В ней описаны условия труда 120 профессий. Основы научной гигиены труда заложили Ф.Ф. Эрисман и его соратники. В 1877г. была издана книга Ф.Ф. Эрисмана «Профессиональная гигиена или гигиена физического и умственного труда», которая представляла в свое время наиболее научно обоснованный и обширный труд по гигиене труда. Широко известны исследования в области гигиены труда и профессиональной патологии Д.П. Никольского, С.Н. Богословского, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, И.П. Павлова и др.

В России в настоящее время существует специальная сеть институтов гигиены труда и профессиональных заболеваний, в которых ведется научно-исследовательская работа в области медико-биологических основ безопасности жизнедеятельности.

Часть 1. Особенности человека


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: