Социоприродная целостность человека

«…человек как конкретная «субстанция» или

конкретный человек, представляющий собой

ежедневно и ежечасно практикуемое сращение

души и тела, – уже проблема».

М. Мамардашвили

  1. Феномен двойственности человеческой природы.
  2. Социализация как процесс приобретения индивидом социальных качеств.
  1. 1. Феномен двойственности человеческой природы.

Как известно, человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле. Как уникальный биологический вид, как Homo sapiens, человек возник более 2 млн. лет назад в результате длительного процесса становления общества, который одновременно являлся и периодом формирования человека. Данный процесс получил название антропосоциогенеза. Уже само название данного процесса говорит о том, человек по своей природе является целостным биосоциальным существом. Социальное в человеке не противостоит биологическому и не проистекает из биологического. От рождения человек получает такую телесную (природную) организацию, в которой изначально запрограммирована возможность её универсального социально-деятельного развития. В то же время, хотя сущность человека (по К.Марксу) состоит в совокупности всех общественных отношений, она призвана отразить лишь те устойчивые связи, которые определяют внутреннюю логику развития человека как природного существа. «Социальная жизнь» утверждает и развивает антропогенетические человеческие качества, которые выражаются в многообразных аспектах жизнедеятельности человека.

«Появление человека можно определить как возникновение той точки в процессе эволюции, где инстинктивная адаптация свелась к минимуму. Но человек появился с новыми свойствами, отличающими его от животного: осознанием себя как отдельного существа; способностью помнить прошлое, предвидеть будущее и обозначать предметы и действия символами; разумом для постижения и понимания мира; и воображением, благодаря которому он выходит далеко за пределы своих ощущений».1 Можно считать, что человек, будучи самым беспомощным из всех животных, приобретает силу,недосягаемую для других представителей животного мира. Эта сила – в его специфически, отмеченных выше, человеческих свойствах. Но, именно поэтому сама человеческая природа изначально двойственна: он часть природы, субъект её физических законов, неспособный изменить их; и всё же он выходит за пределы остальной природы. Он обособлен, будучи в то же время и частью целого. «Он бездомен и при этом прикован к дому, который он делит с другими творениями…, он не может избавиться от своего ума, даже если б и захотел; он не может избавиться от своего тела, пока жив, – и это тело заставляет его хотеть жить».1Благодаря разуму человеческая жизнь не может «проживаться» по образцу, заданному роду, т.к. человек должен жить сам. Человек, в отличие от других животных, может быть недовольным своей жизнью, его собственное существование всегда составляет для него проблему, которую он стремится разрешить. Он не может вернуться к чисто биологическому существованию, обеспечивающему ему полную гармонию с природой, он должен продолжать развивать свой разум, пока не станет хозяином природы и самому себе.

Сам динамизм человеческой истории связан с развитием человеческого разума, в ходе которого создаётся особый «человеческий» мир, в котором человек может чувствовать себя в согласии с собой и со своими ближними. Каждая достигнутая стадия человеческого развития рождает новую неудовлетворённость его двойственной природы и является источником дальнейшего развития. Именно противоречивость существования человека заставляет его идти к новым решениям. Врожденного, биологического стремления к постоянному развитию у человека нет. «…он вынужден идти вперёд и вечно стараться сделать неизвестное известным,… он должен давать себе отчет о самом себе и о смысле своего существования».2 В этом постоянном процессе развития человека пытается преодолеть свой внутренний разум, приблизиться одновременно и к природе, и к своим ближним, и к самому себе. Данное противоречие природы человека неустранимо, но на него человек реагирует различными способами, в зависимости от своей культуры и характера. В значительной степени эффект таких реакций зависит от наличия чувства солидарности с ближними, с прошлыми и будущими поколениями. Следовательно, человек должен принять на себя ответственность за самого себя и признать, что только собственными силами он может придать смысл своей жизни. В жизни человека нет иного смысла, кроме того, какой он сам придаст ей, раскрывая свои силы.

Итак, двойственность, дисгармония человеческого существования порождает потребности, выходящие далеко от животных (инстинктивно-биологических) потребностей человека. Эти потребности выражаются в настойчивом стремлении восстановить единство и равновесие между человеком и остальной природой. Человек пытается восстановить это равновесие, прежде всего мысленно. Но этого недостаточно. Ему приходится стремиться к переживанию единства во всех сферах бытия, только в этом случае он найдёт новое равновесие. Это вызвано уже неоднократным упоминанием о том, что человек наделён не только умом, но и телом, и ему приходится реагировать на двойственность своего существования не только мыслью, но и жизнью, чувствами и действиями. Во всех сферах человеческих усилий действия выступают как единство интеллектуальных проявлений, проявлений чувств и ощущений.

Исследования человека как целостности предполагает комплексный подход. Он основан на представлении о человеке как социально-природном существе, о неразделённости и в то же время неслиянности его социальной сущности и биологической природы, на данных естественных и общественных наук.

Отмеченная социоприродная целостность человека предполагает и наличие множества свойств, которые можно сгруппировать. Группировки или совокупности свойств человека выступают в качестве его измерений. В этих измерениях социальное и природное оказываются в значительной мере неразрывными. Применительно к человеку термин «измерение» стал использоваться довольно часто: человеческое измерение экономических реформ, социальных и политических преобразований, в сценариях социально-природных процессов и т.п.

К социоприродным измерениям человека отнесены следующие1:

  • Измерение 1(И1) – это здоровье человека, охватывающее глобальный популяционный и индивидуальный уровни (к функциям популярного здоровья отнесены труд, воспроизводство, воспитание человека (социализация);
  • Измерение 2(И2) – совокупность социоприродных валентностей (хозяйственный уклад, институт семьи, культурная традиция, язык), определяющих возможности и направленность реализации социальной активности человека;
  • Измерение 3(И3) – отражает эволюционно-экологические основы здоровья человека и его психофизиологические возможности;
  • Измерение 4(И4) – социоприродный, биосферно-неосферный мир, в котором реализуются психофизиологические возможности и резервы человека;
  • Измерения 5(И5) –выражение слабых экологических связей, определяющих электромагнитные (и вообще полевые) основы жизнедеятельности человека.

1 Фромм Э. Человек для себя. – Минск, Коллегиум, 1992, с.45

1 Фромм Э. Человек для себя. – Минск, Коллегиум, 1992, с.45-46.

2 Там же, с.46.

1 Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека: Новосибирск, Наука, 1991, с.10-11.

  1. 1. Социализация как процесс приобретения индивидом социальных качеств.

Стремление к полноте бытия свойственно всем людям, т.к. всем «досталась» человеческая ситуация с её двойственностью и постоянной неудовлетворённостью. В то же время каждый человек по-своему разрешает свою «человеческую» проблему, и поэтому люди – уникальны. Для человеческого существования характерно бесконечное разнообразие личностей.

Личность - это целостность врождённое (биологических) и приобретённых (социальных) свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальной индивидуальностью. Индивид (конкретный человек) может вступать в отношения с другими людьми по-разному: он может их любить или ненавидеть, или быть безразличным; он может соперничать или сотрудничать; он может построить социальную систему, основанную на равенстве или диктатуре, на свободе или насилии. Во всех этих отношениях реализуется человеческая энергия, проводником которой является «качество» личности.

Под качеством личности в данном случае понимаем степень освоения человеком (индивидом) тех норм культуры, которые достигнуты в обществе в момент его рождения и дальнейшей жизнедеятельности. Причём, культурные модели и социальные институты не просто «воздействуют» на индивида. Происходит взаимодействие, в ходе которого вся личность обычного индивида «штампуется» по образцу отношений, принятых в семье, социальных группах, организациях и т.п. Здесь настолько велика роль социально-экономической и политической структур общества, что из анализа одной личности можно вывести представление (хотя бы в общих чертах) обо всей социальной структуре, в которой она действует.

Внешний мир (социальной среды) можно воспринимать двояко: репродуктивно и созидательно. Репродуктивное восприятие подобно фотографированию. Созидательное восприятие подобно оживлению и воссозданию новых элементов среды (посредством спонтанной активности сил разума и чувств). Каждый человек воспринимает внешнюю среду и репродуктивно и созидательно, но удельный вес каждого вида восприятия неодинаков. Когда восприятие носит преимущественно репродуктивный характер, человек, в основном, видит только то, что находится на поверхности, не способен проникнуть в глубь, в сущности происходящего. Он видит детали, но не целое; видит деревья, но не видит леса. Такой человек, конечно, не лишён воображения, но оно лишь переносит в будущее результаты перечисления и комбинирования уже известных и уже существенных факторов. Такой человек обеднён социально. Когда же восприятие внешнего мира носит преимущественно созидательный характер, то человек не воспринимает те реальные факторы, которые видны всем. Он стоит в своём внутреннем мире собственную реальность, и для него реальность – символ и отражение его внутреннего мира. Такой человек не может функционировать социально.

Следовательно, оба отклонения от нормативного восприятия реальности, когда какая-либо способность относительно атрофируется (созидательная или репродуктивная) представляются не плодотворными формами социальной ориентации человека.1Нормальное человеческое существо в состоянии относиться к внешней среде одновременно и воспринимая её данность, и постигая её, оживив и обогатив её собственной энергией (личностными качествами). Результатом такого взаимодействия противоположных способностей восприятия внешней среды являются не столько материальные вещи, произведения искусства, науки, литературы и пр., сколько сам человек. Речь идёт не о самом факте рождения человека и не о его физическом росте. Речь идёт о том, чтобы дать жизнь интеллектуальным и эмоциональным возможностям, дать жизнь своему «полному Я». Учитывая, что многие факторы внешней среды часто мешают этому процессу, человек умирает прежде, чем успевает полностью раскрыться (т.е. полностью родиться). Для полного раскрытия сущности человеческого Я необходимы и в нём самом, и во внешней среде такие элементы взаимодействия как забота, ответственность, уважение, знание.

Процесс, в ходе которого индивид приобретает те или иные личностные качества, называется социализацией. Он начинается в семье, где происходит социализация детства или первичная социализация. Семья – это «психический посредник» общества. Приспосабливаясь к своей семье, ребёнок обретает социальные качества, которые позже позволяют ему приспособиться к задачам, предстоящим в социальной жизни. Несмотря на то, что люди постоянно рождаются и умирают, социализация даёт возможность обществу воспроизводить самого себя, является условием сохранения и развития социальной культуры.

Кроме первичной, существует вторичная, подготовительная и повторные виды социализации. Вторичная социализация – это последующий процесс, который вводит социализированного индивида в другие секторы общества (школа, профессиональная группа, армия и т.д.) Подготовительная социализация – это принятие индивидом ценностей группы, к которой он хотел бы принадлежать, что облегчает переход от одного этапа жизненного цикла к другому (абитуриент студент, незамужняя замужняя и т.д.). Повторная социализация (ресоциализация) возможна у взрослых людей в случае значительных жизненных изменений. Она возможна в двух формах: 1) в форме усвоения новых ценностей, ролей, навыков в место прежних, недостаточно усвоенных или устаревших (сельский житель городской); 2) в форме отступления от принятых в обществе систем ценностей, норм, ролей (преступления).

Итак, не только общество формирует личность, но и в определённой мере сама природа человека формирует общественные условия его жизни. Социальный процесс можно понять, только исходя из знания подлинной сущности человека, его и физиологических и психических свойств, изучая взаимодействие между природой человека и природой внешних условий его жизни.

«Проблема человеческого существования совершенно уникальна: человек вышел из природы – и всё же пребывает в ней; он отчасти «божество», отчасти – животное, он и бесконечен, и ограничен. Необходимость вновь и вновь разрешать противоречия своего существования, находить всё более высокие формы единства с природой, своими собратьями и самим собой.

Вот источник всех душевных сил, движущих человеком, источник всех его страстей, аффектов и стремлений.1В той мере, в какой человек тоже животное, потребности в утолении голода, жажды, секса и т.д. является обязательными. Но в той мере, в какой он очеловечен, удовлетворения этих инстинктивных потребностей недостаточно не только для его счастья, но даже и для его душевного здоровья; в этой-то уникальности положения человека и заключена Архимедова точка специфически человеческого динамизма; и осмысление человеческой психики должно быть основано на анализе потребностей человека, вытекающих из условий его существования.

Потребности и страсти исходящие из самого существования человека:

- приобщенность (в противовес нарциссизму);

- преодоление и созидательность (в противовес разрушительности);

- ускоренность и братство (в противовес кровосмешению);

- чувство тождественности и индивидуальность (в противоположность стадному конформизму);

- потребность в системе ориентации и потребность в поколении: разум в противовес иррациональности.

После удовлетворения животных потребностей им движут человеческие потребности. В то время как тело подсказывает ему, чем питаться и чего избегать, его совесть должна была бы подсказывать ему, какие потребности следует культивировать и удовлетворять, а какие надо позволить истощиться и зачахнуть. Но голод и аппетит – функции тела, присущие человеку с рождения, тогда как совесть, заложенная в нём потенциально, нуждается в руководстве со стороны людей, а также принципов, развития культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: