Флорентийская Платоновская академия

Созданная в 1459 г. Флорентийская Платоновская академия носит откровенно языческий характер. В ней пытаются создать единое философско-религиозное учение на основе синтеза учений Платона, Аристотеля, Гермеса Трисмегиста и неоплатоников, тем самым учение Христа отходит на второй план. Для ученых академии научная достоверность и мистический опыт сливались воедино.

Целью Академии было не создание еще одного философского учения в длинном ряду предшествующих, но, наоборот, попытка синтеза и построения на основе философских систем прошлого некоего «единого учения», которое могло бы иметь силу «научной истины». Они пытаются заменить этическое учение Христа, что получает подтверждение в работах членов академии.

Глава Академии Марсилио Фичино (1433—1499) в своем обширном исследовании «Платоновская теология о бессмертии душ» не ставил задачей реконструировать мысль Платона в ее исторической конкретности, в ее «плоти и крови». Его интересовал только дух учения Платона, но зато здесь он стремился к предельной научной достоверности, которая может быть достигнута только одним способом — созерцанием (интуитивным переживанием). Поскольку же Фичино не разделял созерцание интеллектуальное и мистическое, то научная достоверность и мистический опыт сливались для него воедино.

Джованни Пико делла Мирандола (1463 — 1494), друг Фичино и второй человек в Академии, несмотря на очень краткую жизнь, успел многое сделать для философии. Пико опубликовал «900 тезисов для зашиты на диспуте в Риме», которые открывались работой «Речь о достоинстве человека». Пико трактовал известный христианский тезис о создании человека Богом по своему образу и подобию в свете идей античной философии. Человек — это центр Вселенной, «микрокосм», поэтому человек выше всех смертных существ и может творить свою собственную природу. Человек свободен, его свобода не ограничивается вмешательством Бога. Бог, создав другие творения, ограничил их строгими законами, которым они, безусловно, подчиняются. Не то с человеком. Бог создал человека свободным и разрешает ему самостоятельно творить свой образ. Человек имеет свободную волю, которая ограничена только «мировым порядком». Если человек преступает «мировой порядок», он теряет свое высокое достоинство. Конечно, воля Бога выше воли человека, но Бог не подавляет человека, его творческих возможностей, предоставляет ему свободу поступков и мыслей в рамках законов природы и общества, т.е. «мирового порядка».

Наиболее прочной опорой для «всеобщего согласия» Пико считал Каббалу, иудейское мистическое учение, дающее, по его мнению, ключи к пониманию символизма обеих книг — книги Природы и книги Откровения. «Это есть первая и истинная Каббала, о которой я первый из латинян сделал ясное упоминание. Именно ее я использую в своих выводах». Только следуя Каббале можно, по мнению Пико, понять истинную божественность Христа, поэтому Каббала не только не противоречит христианству, но составляет его необходимую часть. «Никакое знание не удостоверяет нас в божественности Христа более, нежели Магия и Каббала». Необходимо заметить, что все последующие оккультные теории и сатанизм в своей основе имеют Каббалу.

Помпонацци Пьетро (1462—1525).

Помпонацци выходит за рамки аристотелевской традиции и схоластики как в постановке проблем своей философии, так и в решении классических философских вопросов эпохи средневековья. Он считает, что Аристотель, как любой человек, мог ошибаться, и опыт Аристотеля гораздо важнее, чем его авторитет. «Доказывает опыт, а не Аристотель».

Основные труды Помпонацци: «Трактат о бессмертии души» (1516), «О причинах сверхъестественных явлений или о чародействе» (1520), «О фатуме, свободе воли и предопределении» (1520). Помпонацци принимает идею человека-«микрокосмоса», «малого мира». Человек является особым миром, он может придать себе любые качества и свойства. Это не только свойства добродетели и интеллекта, но и низменные свойства (жестокость, коварство и пр.). Вместе с тем, человеку присуща особая нравственность, несводимая к явлениям в мире животных. Эту нравственность следует изучать. Соблюдать принципы нравственности очень тяжело, почти невозможно для большинства людей. И здесь Помпонацци делает оригинальный вывод, утверждая, что нравственная жизнь больше сочетается с признанием смертности души, чем ее бессмертия. Если бы мы были добродетельны только из страха смерти, перед наказанием в «иной жизни», или из-за награды в «иной жизни», мы бы осквернили саму добродетель. Однако для Помпонацци бессмертие души — неоспоримая истина, но истина веры, а не разума. Отсюда идея о двух истинах в философии Помпонацци. Есть абсолютные истины, истины веры, истины Бога, непознаваемые разумом, и есть истины разума, основанные на данных чувств. Последние, это истины, которые вскрываются в процессе познания человеком реальности.

Душа человека — это главное в человеке, но душа смертна. Если человек умирает, душа этого человека сливается со всеобщим духом — Божеством, становится моментом надиндивидуального разума. Помпонацци подходит к отрицанию основного догмата христианства – бессмертию души

Таким образом, человек уникален как телом, так и душой. Душа и тело человека неразрывно слиты. Следовательно, недопустимо дробление личности на душу и тело. Для Помпонацци существует Бог и божественное Провидение, и Бог ответственен за зло, творящееся в мире. Вместе с тем, в мире существует природная необходимость и Бог не должен ей мешать (он сам и есть эта необходимость). Следовательно, зло существует ради «Блага Вселенной» — считает Помпонацци. Зло — часть гармонии целого, зло носит частный характер, и Бог, получается по мнению Помпонацци, в конечном счете, не ответственен за зло. За хитросплетением слов философ возвращается к языческому принципу отрицания принципиальных противоречий между добром и злом.

Из некоторых мест работ философа следует, что Бог есть безличное начало, являющееся гарантом природного закона. Деятели академии, не выступая против христианства открыто, подтачивали его исподволь, коварно уводя от основополагающих истин, разрушая этические взгляды.

Таким образом, Флоренция, находящаяся в самом центре Италии неподалеку от Ватикана, являющаяся ее культурным центром, становится гнездом возрождения языческой магии, колдовства и суеверий, которые под видом натурфилософии распространяются по всей Европе.

За названием натурфилософия скрываются оккультные науки: астрология, алхимия, магия, которые становятся чрезвычайно популярными. Нам могут возразить, что из алхимии развилась химия, а из астрологии астрономия. Натурфилософы в античности пытались объяснить мир, а натурфилософы Средневековья пытались им повелевать с помощью философского камня, эликсира жизни, сатаны, или заклинаний из Каббалы.

Возникает вопрос, почему ученые более позднего времени давали положительную оценку деятельности натурфилософов? Причина, видимо, кроется в том, что они были материалистами и считали полезным все, что было направлено против христианства.

Жиль де Рец (1404 - 1440)

Стремление извлечь из античной мудрости не Сократа с его стремлением к добродетелям, а Эпикура и Лукреция с их жаждой удовольствий приводит некоторые персонажи той эпохи к ужасающим действиям. Одной из таких противоречивых и отвратительных личностей был Жиль де Рец. Упоминаемый также под именами Жиль де Ре или де Ретц - барон, пэр и маршал Франции, командующий войсками Жанны д, Арк, один из богатейших людей страны вошел в историю как сексуальный маньяк, оккультист и сатанист, получивший в народе прозвище «Синяя борода». Несмотря на то, что большую часть своей жизни Жиль де Рэ провел в седле (в прямом смысле) и на поле боя, он сделался обладателем очень богатой библиотеки, на приобретение книг для которой не жалел денег.

По различным данным он замучил в своем замке в Бретани от 140 до 800 детей. Когда его злодеяния переполнили терпение крестьян, они обратились к властям с жалобой на то, что в его замке пропадают дети. Было возбуждено следствие, которое установило ужасающие факты насилия над детьми.

Во время следствия Жиль де Рец написал королю Карлу VII письмо-исповедь. Он пишет: «Случайно я нашел в библиотеке латинскую книгу, описывающую жизнь и нравы римских цезарей; книга эта принадлежит перу историка и ученого Светония. Она была украшена многими хорошо исполненными рисунками, изображающих грехи этих языческих императоров. Я прочел в ней, что Тиберий, Каракалла и другие цезари забавлялись с детьми, и что им доставляло удовольствие мучить их. Прочтя все это, я пожелал подражать цезарям и в тот же вечер начал этим заниматься, следя по рисункам, бывшим в книге». Де Рец приказывал слугам вспарывать детям внутренности и совершать другие изуверские действия, от которых ребенок умирал медленной смертью, а он в это время совершал с ним сексуальные действия. Далее он сообщает: «Останки же тел сжигались у меня в комнате, за исключением наиболее красивых голов, которые я хранил как реликвии. Я не могу в точности сказать, сколько детей было таким образом убито но думаю не меньше 120 в год. Часто я упрекаю себя и жалею, что шесть лет назад оставил службу Вам, высокочтимый господин, потому что, оставаясь на службе, я не совершил бы столько злодеяний. Но я должен признаться, что был вынужден удалиться в свои владения вследствие непреодолимой страсти и вожделения, которые я почувствовал к дофину, Вашему сыну, - страсти, которая однажды едва не заставила меня убить его, как я потом убивал маленьких детей, подстрекаемый дьяволом». [73]

Во время церковного и светского судебных процессов, которые проходили одновременно в 1440 году, родители 140 детей выдвинули против де Реца обвинения в похищении и убийстве детей. Главным откровением приведенного письма является признание в том, что пример языческих извращенцев, толкнул де Реца на путь изуверства. Барона казнили. Сначала его повесили, затем уже мертвого подержали над разожженным костром, но останки захоронили, все-таки маршал Франции. Необходимо упомянуть и о том, что во время судебного следствия выяснилось стремление Жиля де Реца прибегнуть к услугам сатаны в получении золота. Он устраивал черные мессы, приносил в жертву маленьких детей, но вожделенного золота так и не получил.

Штатные алхимики маршала Франции рассказали о сути проводившихся по его указанию экспериментов. По заявлению одного из слуг, Жиль де Рэ написал собственной кровью текст договора с демоном Бароном, в котором просил для себя три великих дара: всеведения, богатства и могущества. Поскольку демон требовал жертвы, маршал принёс таковую: ею была курица. Но демон не удовлетворил собственную жажду крови обычной курицей и тогда Жиль де Рец казнил ребёнка — мальчика. Маршал отрезал ребёнку левую руку, вынул из глазницы левый глаз, вырезал сердце и в кубке с собственной кровью преподнёс на алтарь Барону.

Весьма неблагоприятными для Жиля де Рец оказались показания священника Жиля де Силля. Он был не только одним из алхимиков маршала, но и его духовником. Во время допроса в суде де Силль признал, что маршал полностью отдавал себе отчёт в противоестественности своих сексуальных наклонностей; во время исповедей Жиль де Рец всегда упоминал о совершенных убийствах детей и каялся в содеянном. Кроме того, маршал понимал богопротивность алхимических манипуляций, в совершении которых также раскаивался. При этом ни убийств детей, ни своих демонологических изысканий Жиль де Рец не прекращал. Такое осознанное упорство маршала в греховных пристрастиях позволяло суду квалифицировать его деяния как упорство в ереси.

Жиль де Рец и Жанна д’Арк воевали вместе во время изгнания англичан из Франции. Их обоих казнят, но если посмотреть, что стоит за их казнью, то между ними лежит непреодолимая пропасть. Еще их объединяет одержимость. Только ее направления противоположны. Жанна одержима идеей спасения независимости родной страны, а барон одержим жаждой утоления своей ненасытной маниакальной изуверской страсти.

Сразу же после смерти народ признал Жанну символом чистоты и непорочности спасительницей родной страны, назвав «Орлеанской Девственницей», а Жиль де Рец превратился в его памяти в «Синюю Бороду» – символ изуверского распутства и необузданной жестокости. Современные деятели антикультуры, поклоняющиеся безнравственности, хотят изменить историческую память и придать Синей Бороде респектабельность. В 1992 году поклонники барона, по-видимому, сторонники однополой любви и сатанизма, устроили повторный судебный процесс по делу де Реца и, конечно же, оправдали его.

Джорда́но Бру́но. Место в истории и посмертная слава

Вот уже свыше четырехсот лет идут споры о том, за что же все-таки сожгли Джордано Бруно (1548 — 1600). Одни доказывают, что идеи Джордано на целые столетия обогнали его время. Другие утверждают, что он не привнес в науку ничего нового. В 15 лет в 1563 он поступил в местный монастырь Святого Доминика. Здесь в 1565 он стал монахом и получил имя Джордано. Вскоре за сомнения относительно пресуществления и непорочного зачатия Девы Марии навлёк на себя подозрения, кроме того, он вынес из кельи иконы и оставил лишь Распятие. Начальству пришлось начать расследование его деятельности. Не дожидаясь результатов, Бруно бежал в Рим, но, посчитав это место недостаточно безопасным, двинулся на север Италии. С этих пор он скитался по Европе.

Париж, Лондон, затем Оксфорд. Но нигде он не задерживался долго и не потому, что его преследовала католическая церковь. Чаще всего причиной постоянных переездов служила его манера вести себя. Вот как он отрекомендовался ректору и профессорам Оксфордского университета: «Я, Филотей (друг Бога) Иордан Бруно Ноланский, доктор наиболее глубокой теологии, профессор чистейшей и безвредной мудрости, известный в главных академиях Европы, признанный и с почетом принятый философ, чужеземец только среди варваров и бесчестных людей, пробудитель спящих душ, смиритель горделивого и лягающегося невежества. Меня ненавидят распространители глупости и любят честные ученые». После одного из диспутов в Оксфорде он назвал оппонентов «созвездием педантов, которые своим невежеством, самонадеянностью и грубостью вывели бы из терпения самого Иова». В 1585 он вынужден был сбежать во Францию, затем в Германию, где ему тоже было вскоре запрещено читать лекции.

Большое влияние на Бруно имели атомистические представления поэмы Лукреция «О природе вещей», идеи Платона, сочинение Николая Кузанского «Об учёном незнании». В своих произведениях Бруно часто обращался к имени Гермеса Трисмегиста. Высказывается мнение, что некоторое чувство превосходства Джордано Бруно над Коперником вызвано его убеждением, что последний, будучи математиком, не понимает своей собственной теории.

Бруно повторил ряд догадок, высказанных задолго до него античными атомистами, эпикурейцами, Николаем Кузанским о том, что звёзды — это далёкие солнца, о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы, о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу. В дошедшем до нас тексте приговора над Бруно указано, что ему инкриминируется восемь еретических положений, но приведено только одно положение, содержание остальных семи не раскрыто. В настоящее время невозможно с исчерпывающей достоверностью установить содержание этих семи положений обвинительного приговора и ответить на вопрос, входили ли туда космологические воззрения Бруно.

Джордано Бруно, строго говоря, вовсе не был ученым. Вот что он пишет в своей книге «О причине. начале и едином»: «Таким образом, Вселенная, кроме того неподвижна». [74] Или вот еще одно его изречение: «Поэтому виду бесчисленных степеней совершенства, в котором разворачивается в телесном виде Божественное бестелесное превосходство, должны быть бесчисленные индивидуумы, каковыми являются эти громадные живые существа (одно из которых Земля, божественная Мать, которая родила и питает нас и примет нас обратно), и для содержания этих бесчисленных миров требуется бесконечное пространство». [74. 169] В духе обращения к оксфордским профессорам звучат его откровения во вступительном письме к книге «О бесконечности вселенной и мирах».: «…Окружение, которое мне не нравится, чернь, которую я ненавижу, толпа, которая не удовлетворяет меня».[74. С. 155]

Инквизиторы преследовали Джордано Бруно как еретика, выступавшего против канонов католической церкви? Они имели на это все основания. В доносе, который поступил в инквизицию, было написано: «Доношу о том, что много раз слышал от Джордано Бруно Ноланца, когда беседовал с ним в своем доме, что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, как и апостолы, и что у него самого хватило бы духа сделать то же самое и даже гораздо больше, чем они. Он рассказывал о своем намерении стать основателем новой секты под названием «Новая философия». Он говорил, что надо отнять доходы у монахов, ибо они позорят мир; что все они ослы; что все наши мнения являются учением ослов».

Ватикан вряд ли испытывал страх по поводу того, что слова Бруно найдут широкий отклик в сердцах людей. Его буквально отовсюду гнали. В Женеве, бывшей центром кальвинизма, Джордано даже на две недели выставили на улице у позорного столба в рубище и железном ошейнике. Лишь после этого ему разрешили покаяться, что он, судя по всему, и сделал, так как благополучно покинул этот негостеприимный город. То же самое повторялось и в других городах, если он заблаговременно не убегал от преследователей.

Его лекции по мнемонике (искусству памяти), которые поначалу пользовались огромной популярностью, стали собирать лишь считанное число слушателей. Дело в том, что Джордано обладал врожденной феноменальной памятью — он дословно запоминал все, что когда-либо видел, слышал или читал. В юности его даже возили в Ватикан и показывали римскому папе. Но в Европе Бруно делал вид, будто развил память с помощью специальных приемов. Долгое время европейцы ловились на эту удочку, исправно оплачивая обучение, но в конце концов уразумели, что к чему. Оставшись без средств к существованию, Бруно был вынужден вернуться на родину, где его уже ждали.

Одно дело, когда по Европе гастролирует, проповедуя невесть что, обычный простолюдин, и совсем другое, если этим занимается монах-доминиканец, к тому же священник. Инквизиция наверняка знала, что в 1579 году некий Филиппо Бруно Ноланц был зачислен студентом знаменитой Женевской академии, а туда принимали лишь тех, кто порвал с католической религией и принял кальвинизм. Джордано совершил преступление, которое, с точки зрения инквизиции, было одним из наиболее тяжких — он стал вероотступником. Но Бруно не сразу потащили на костер, а на протяжении восьми лет пытались увещевать.

На фоне таких личностей как Уиклиф, Гус, Савонарола, борьба которых была наполнена стремлением к подлинному гуманизму и социальной справедливости, идеалы Бруно выглядят весьма сомнительно. Из конъюнктурных соображений его сделали мученика науки и материализма, хотя он не был ни тем, ни другим.

Никколо Макиавелли (1469—1527) — самый известный политический философ Европы, вплоть до сегодняшнего времени. В своей работе «Государь» Макиавелли открыто выступил против христианской этики, обосновав право правителя использовать все средства для защиты своей власти. Религия и мораль, по Макиавелли, — это только инструменты политики. Но жить государство по правилам религии или морали не может. У политики свои законы, поэтому ложь, насилие, жестокость, вероломство, — вполне допустимы в политике. Утверждая аморализм в политике, Макиавелли обосновывает и аморальность самого государства.

Однако не все его современники думали подобным образом. Если Макиавелли теоретик, то Томас Мор (1478—1535) — политический деятель, лорд-канцлер Англии (1529 г.), историк и философ. Томас Мор в работе «Золотая книга столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове «Утопии» (1516). Ставит во главу угла не благо правителя, а народа.

Главная идея нового общества у Мора — это отсутствие частной собственности. Следуя греческому философу Платону, Мор утверждал, что собственность разобщает людей, а общность имущества объединяет их. В идеальном государстве Мора нет социального неравенства, все одинаково трудятся по шесть часов в день, остальное время посвящено семье, учебе, развлечениям и отдыху. В «Утопии» разрешены любые религиозные культы, но запрещен атеизм, так как он ведет к безнравственности. Мор считает, что производить важнее, чем потреблять, и ратует за уравнительный подход везде, даже в сфере быта. Одна и та же одежда, еда, развлечения. Подчеркивается значение духовности, духовных удовольствий. В целом, человек Мора нивелирован и почти полностью управляется государством с колыбели. Государство определяет воспитание детей, брак, религию, досуг и т.д.

Вместе с тем, цель коммунистического общества Утопии — свободное развитие граждан, прежде всего, развитие интеллектуальных и артистических способностей, и совершенствование собственных знаний и умений. Правда, у этих добродетельных граждан есть рабы. Эти рабы — преступники, поставленные обществом на тяжелые работы. Рабы необходимы, считал Мор, и как отрицательный пример для подрастающих поколений. Другая цель общества и человека — счастье. Мор анализирует греческую этику стоицизма, эпикуреизма и считает, что счастье не может быть в аскетизме, в «суровой и недоступной» добродетели. Счастье в удовольствии творчества, познания, удовольствиях здорового тела. Пьянство, разврат, леность отвергаются обществом, а некоторые из них наказуемы как пороки. Выступив против Реформации в Англии, Мор был казнен королем Генрихом VIII. «Утопия», принесла Мору всемирную известность.

Томазо Кампанелла (1568-1639 гг.) был членом ордена доминиканцев. В юности на него оказали большое влияние мистические сочинения каббалы. Кампанелла участвовал в организации, готовившей освобождение народа от испанского ига. Заговор не увенчался успехом. Измена некоторых членов организации привела к аресту всех участников заговора, в том числе и Кампанеллы (1599 г.). Выйдя из тюрьмы, опубликовал ряд сочинений. Наиболее значительное из них "Город Солнца".

Все люди в государстве Солнца верят в астрологию и узнают по движению звёзд своё будущее. В государстве Солнца отсутствует частная собственность. Все члены общества должны не только уважать труд, но и сами участвовать в труде. И мужчины и женщины каждый день должны минимум четыре часа проводить в физической деятельности, остальное время отводится на отдых и просвещение. Все продукты, добытые в этом обществе, распределяются по потребности, поэтому человек не испытывает нужды.

Семейные отношения в будущем государстве Солнца, указывает Кампанелла, построены на началах равноправия между мужчиной и женщиной, а проще говоря моногамная семья им упразднена. Люди в этом идеальном обществе будущего настолько всесторонне физически и умственно развиты, что причины, порождающие ненависть человека к человеку, должны неминуемо исчезнуть. Все будут любить всех, ибо люди будут совершенны, имея неограниченные возможности для образования.

Заключение.

В период Возрождения катастрофически падает авторитет католической церкви, а вместе с ним и значение христианской этики. Церковь своими отступлениями от христианской нравственности развенчала ее и тем самым дала дорогу бурному росту языческого мировоззрения и нравственности. Этому процессу способствует увлечение античной философией, проповедующей языческие взгляды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: