Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Вопрос 1. Геоэкология как междисциплинарное научное направление. Соотношение понятий геоэкология и природопользование




Билет 1

Геоэкология – междисциплинарное научное направление, изучающее экосферу как взаимодействующую систему геосфер в процессе ее интеграции с обществом.

Три корня греч. происхождения связываются воедино в слове «геоэкология»: ГЕО/ЭКО/ЛОГ/ия. В середине находится корень, происходящий от греческого «ойкос», т.е. «дом». Это дом для живых сущ-в разных уровней: видов, их комбинаций, складывающихся в экосистемы, биомов как круп. пространственных биологич. систем, и всей совокупности живого вещ-ва Земли, составляющего биосферу. В данном случае имеются в виду взаимоотн. и взаимосвязи как внутри «дома», так и между «домом» и окр. его миром. Отсюда основа геоэкологии - исследование Земли как системы. Это «дом» и для человеч. общества но в последнее время, человеч-во превратилось в мощную общемир. силу, кот. преобразует его, вплоть до разрушения отдельных его комп-ов. Антроп. возд-я все в большей степени приобретают необратимый, и катастроф. хар-р. Слово “экология” стало преимущественно отражать комплекс взаимоотн. человека и природы. Корень “гео” в слове “геоэкология” охватывает науки о Земле, подчеркивая их единство и взаимозавис-ть. Комбинация “геоэко” напоминает также о зависимости состояния нашего «дома», т.е. Земли, от деят-ти человека. Корень «логос» обозначает науку, или изучение чего-либо.

Геоэкология имеет дело не с Землей в целом, а лишь с относит. тонкой поверхностной оболочкой, где пересекаются геосферы (атм, гидр, лит. и биосф), и где живет и действует человек. Из имеющихся нескольких названий этой комплексной оболочки, термин экосфера наиболее точно отражает ее суть.

Экосфера представляет собой всемирную область интеграции геосфер и общества. Экосфера есть объект геоэкологии. Геоэкология – это междисцип. научное направление, изучающее экосферу как взаимосв. систему геосфер в процессе ее интеграции с обществом.

Геоэкология и природопользование: соотношение понятий.

В настоящее время складываются 2 междисцип. науч. направления, переплетенных друг с другом и пока еще слабо диф-ых. Это геоэкология и природопользование.

Природопользование - это междисцип. научное направление, исследующее общие принципы использования обществом природных ресурсов и геоэкол. «услуг».

Геоэкология и природоп. тесно взаимосвязаны: без понимания процессов (как естеств, так и антроп.) на глобальном уровне невозможно устойчивое использ-е прир. ресурсов, тогда как без понимания проблем исп-ия ресурсов геоэкология оказывается недостаточной. Основное различие между геоэкологией и природоп. в том, что 1-е в большей степени направлено на понимание экосферы, а 2-е больше ориентировано на рацион. использование ее ресурсов. Геоэкология в бол. степени основана на естеств. науках о Земле, а приропол. базируется на эконом. науках.




ГЭ проблемы носят, как правило, системный хар-ер, т.к. они сами – результат взаимод. сложных систем, – как геосфер между собой, так и между геосферами и обществом. Геоэкологические системы - это сложные саморегулируемые и самоорганизующиеся системы. Существуют системы закрытые, когда не происходит обмен веществом, энергией, информацией через их внешние границы, и, наоборот, системы открытые. Естеств. природно-территор. системы (экосистемы, ландшафты) – как правило, закрытые, с высокой степенью сбалансир-ти их компонентов. По мере усиления антропог. воздействия их сбалансированность снижается, а степень открытости увеличивается.

Отличит. особенность экосферы – наличие гомеостазиса, т.е. состояния внутр. динамич. равновесия системы, поддерживаемого регулярным возобновл. ее структур, вещ-энергетич. состава и постоянной функц-ой саморегуляцией ее компонентов. Др. св-ва геоэкол. систем: стабильность (отсутствие или быстрое затухание колебаний в системе), устойчивость (способн. восстановл. прежнего состояния системы после ее возмущения), упругость (способность системы переходить из одного уст. состояния в другое). В более общем случае можно сказать, что геоэкол. системы подчиняются принципу Ле-Шателье: внешнее воздействие, выводящее систему из равновесия, вызывает в ней процессы, стремящиеся ослабить рез-ты этого воздействия. Ползучие изменения - постеп, отн. плавные воздействия на систему или ее часть приводят к столь же постеп. накоплению изменений состояния системы

ГЭ проблемы по большей части междисциплинарны, разделить их практически невозможно, и решение ее может быть только на основе систем. подхода. Они делятся на: 1) глобал.- охватывают всю экосферу в целом, но могут проявляться по-разному в различных районах мира (пр.:разрушение озон. слоя), 2) универсал. - многократно повторяются, в определ. модификациях, складываясь в общемир. проблему (пр.:деградация почв). Стратегии для решения: в1-ом случае - методом междунар. соглашений, выполняемых затем на нац. уровне, а во 2-м – конц-я действия на лок. ур-не. Оч. большая трудность закл. в том, что ПР и процессы сложно или нельзя выразить в денежной форме.

В геоэкологии возникает много задач системного хар-ра, отлич. след. чертами:

1) взаимодействие ест. и обществ. процессов и закономерностей, 2) междисциплин-ть задач, требующая интеграции различных наук, 3) обычно существует не 1 пользователь ресурса или системы, а несколько, причем зачастую с различными интересами, 4) мн. критерии носят кач-ый хар-р и не могут исчисляться в денежном выражении, 5) одновр. встреч. явления, хорошо описываемые колич-но и плохо - кач-но, 6) состояние системы или проблемы не может быть описано одним показателем, и необходимо разработать систему геоэкол. индикаторов.





Дата добавления: 2015-04-17; просмотров: 2493; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10154 - | 7561 - или читать все...

Читайте также:

  1. A)общий; b)альтернативный; c)разделительный; d)специальный (к выделенным словам); e)вопрос к подлежащему
  2. Exercise 1. Переведите следующие предложения на русский язык. Составьте вопросы к подчеркнутым словам
  3. Exercise 8. Дайте краткие и полные положительные и отрицательные ответы на вопросы
  4. FПодсказка. Найди определяемое слово, задай от него вопрос к причастию
  5. I Вопросы (общие для всех)
  6. I. Дайте определения следующих понятий
  7. I. Организационный момент. Логопед предлагает ученикам назвать слова, обозначающие предмет, действие, признак предмета, и к каждому из них поставить вопрос
  8. I. Подготовительный этап. 1. Изучите материал по теме «Туристские формальности», включая вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение
  9. I. Подготовительный этап. 1. Изучите материалы темы «Особенности организации внутреннего туризма», включая вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение
  10. II. Вопросы к экзамену по морфологии современного русского языка
  11. II. Специальный вопрос (Special Question)
  12. III. Дифференциация понятий «слово» — «предложение»


 

35.172.217.40 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.