в Республике Беларусь

Л. 12.1.

1. Стадии законотворческого процесса в Республике Беларусь

2. Правила подготовки законопроектов, юридическая техника

Основные понятия и определения:

Законотворческий процесс, стадии законотворческого процесса, обязательные стадии, возможные стадии, субъекты законодательной инициативы, чтение законопроекта, юридическая техника, стадии разработки законов, правила юридической техники, требования к законопроекту.

1. Наиболее полно содержание всех стадий правотворческого процесса можно проследить на примере процедуры принятия законов. Законотворчество является составной частью правотворчества и в значительной степени обладает всеми признаками, характерными для этого процесса.

Новая редакция Конституции 1994 г., принятая в 1996 г. в связи с введением двухпалатной структуры Парламента значительно усложнила механизм принятия законов РБ. В настоящее время законодательный процесс в РБ включает в себя ряд последовательных стадий, которые могут быть подразделены на обязательные и возможные.

К обязательным стадиям относятся:

· реализация права законодательной инициативы (т.е. внесение законопроекта на рассмотрение Палаты представителей);

· предварительное рассмотрение законопроекта парламентскими комиссиями;

· рассмотрение законопроекта Палатой представителей в первом и втором чтениях;

· принятие Палатой представителей решения по законопроекту;

· рассмотрение и одобрение (отклонение) законопроекта Советом Республики;

· подписание закона Президентом и его обнародование.

Возможными стадиями законодательного процесса выступают:

· преодоление разногласий между ПП и СР в случае отклонения последним законопроекта;

· преодоление Парламентом президентского вето на принятый Парламентом закон или его отдельные части.

2. Юридическая техника – это совокупность правил разработки, оформления, публикации и систематизации нормативных правовых актов.

Условно процесс разработки законопроекта может быть разбит на три последовательных стадии: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная стадия составления законопроекта заключается в выяснении необходимости законодательного регулирования отношений, составляющих предмет предполагаемого законопроекта.

Основная стадия разработки законопроекта заключается в письменном изложении текста законопроекта в соответствии с определенными требованиями.

Можно выделить следующие правила юридической техники (они носят рекомендательный характер, но, тем не менее, являются общепризнанными правилами):

1. Законопроект должен содержать лишь один предмет регулирования, отражаемый, как правило, в наименовании законопроекта.

2. Логическая последовательность изложения текста акта. Вначале требуется изложение норм материального права, затем процессуальных норм; сперва общих, а после – конкретизирующих. Следует избегать ненужных повторений правовых предписаний.

3. Максимальная краткость и компактность изложения нормативного материала. Закон не может предусмотреть все конкретные ситуации, поэтому он не должен носить излишне детализированный характер. В то же время краткость и лаконичность изложения текста не должна приводить к использованию чересчур общих и абстрактных формулировок. Нельзя допускать возможности двойного толкования некоторых статей и норм.

4. Использование специального языка законопроекта, терминов и дефиниций. При разработке законопроекта предпочтительно ориентироваться на тот круг лиц, которые будут использовать данный закон в своей повседневной практике.

Заключительная стадия завершает процесс разработки законопроекта. На данной стадии разработчику необходимо внимательно перепроверить насколько законопроект отвечает всем вышеизложенным требованиям и подготовить все необходимые материалы для внесения законопроекта в Палату Представителей Национального собрания РБ.

Контрольные вопросы к теме 12

1.Какие обязательные стадии выделяют в законотворческом процессе?

2. Перечислите возможные стадии законотворческого процесса.

3. Что называется законодательной инициативой?

4. Кто является субъектами законодательной инициативы в Республике Беларусь?

5. Что такое юридическая техника?

6. Какие правила юридической техники существуют?

Тема 13.

Реализация права

Л. 13.1.

1. Понятие реализации права

2. Формы реализации права

Основные понятия и определения:

Реализация права, формы реализации права, субъекты реализации права, соблюдение запретов, исполнение обязанностей, использование прав, применение права.

1. Нормы права создаются для того, чтобы их предписаниям следовали все субъекты, которым они адресованы, и тем самым воплощались в жизнь. Юридическая норма существует и отвечает своему предназначению лишь тогда, когда она выполняется, т.е. реализуется на практике в поведении людей – в совершении или несовершении ими юридически значимых поступков.

Реализация правовых норм – это осуществление содержащихся в них предписаний в правомерном поведении субъектов права.

2. По различным основаниям выделяют разные формы реализации. По характеру правореализующих действий следует выделить следующие формы реализации права: соблюдение запретов, исполнение обязанностей, использование прав и применение.

Соблюдение – такая форма реализации норм права, которая выражается в строгом выполнении субъектами права запретов, т.е. в воздержании их от совершения тех действий, которые запрещены. Если запрет не нарушается, индивиды и их организации не совершают деяний, запрещенных нормой права, то тем самым они эту норму реализуют. Иными словами, норма права в этом случае может быть реализована путем пассивного поведения.

Посредством соблюдения, таким образом, реализуются запрещающие нормы.

Исполнение – это такая форма реализации, при которой субъекты права обязаны активными действиями выполнять требования правовых норм. Норма права в этом случае может быть реализована только путем активного правомерного поведения.

Посредством исполнения реализуются обязывающие нормы.

Использование (осуществление) – такая форма реализации, которая выражается в осуществлении участниками общественных отношений своих прав, закрепленных в законодательстве.

Использование связано с совершением дозволенных действий, которые могут совершать управомоченные субъекты и которые зависят от их желания и воли. Поэтому в форме использования осуществляются управомочивающие (дозволяющие) нормы.

В юридической литературе вполне обоснованно указывается на то, что имеется значительное различие в осуществлении прав гражданами и использовании правомочий государственными органами и должностными лицами. Аксиоматичен тот факт, что использование или неиспользование субъективных прав гражданами является сугубо добровольным делом. По иному обстоит дело с осуществлением правомочий государственными органами и должностными лицами. Здесь осуществление (использование) является не только правом, но и обязанностью этих органов и должностных лиц.

Перечисленные формы тесно взаимодействуют друг с другом и в юридической литературе определяются как формы непосредственной реализации норм права.

Однако в некоторых ситуациях реализация права без государственного вмешательства невозможна. Так, нельзя получить пенсию, поступить на учебу, работу без разрешения компетентного органа, хотя все условия для возникновения прав и обязанностей субъективно существуют. Поэтому особой формой реализации права в таких случаях является правоприменительная деятельность или применение.

Контрольные вопросы к теме 13

1. Что такое реализация права?

2. Кто является субъектами реализации права?

3. Какие формы реализации права выделяются?

4. В чем выражается соблюдение?

5. Какие нормы реализуются посредством исполнения?

Тема 14.

Правоприменительный процесс:

понятие, стадии

Л. 14.1

1. Применение как особая форма реализации права

2. Стадии правоприменительного процесса

3. Понятие и виды правоприменительных актов

Основные понятия и определения:

Правоприменительный процесс, субъекты правоприменительной деятельности, стадии правоприменительного процесса, правоприменительный акт, виды правоприменительный актов.

1. Потребность в правоприменении возникает, когда для полного осуществления прав и обязанностей субъектов требуется принятие компетентным государственным или по поручению государства негосударственным органом дополнительного решения.

Отличительными признаками правоприменения являются:

1. Правоприменительную деятельность осуществляют только уполномоченные на то государственные органы, должностные лица.

2. Правоприменительная деятельность имеет государственно-властный характер.

3. Правоприменение – это деятельность в отношении конкретных жизненных случаев и в отношении конкретных субъектов права.

4. Результатом применения права является издание акта правоприменительной деятельности.

5. Правоприменительная деятельность четко регламентирована нормативными актами (установлены специальные процедуры правоприменительной деятельности).

Таким образом, применение – это особая форма реализации права, которая осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами, имеет обязательные для субъектов правоотношений правовые последствия и специальную процедуру своего осуществления.

Стадии правоприменительного процесса

Стадии представляют собой взаимосвязанные и последовательно развивающиеся этапы правоприменительной деятельности.

Первая стадия – установление и анализ фактических обстоятельств дела (юридических фактов). По существу данная стадия сводится к определению места, времени, причинной связи между обстоятельствами совершения деяния и наступившими последствиями.

Вторая стадия – установление юридической основы дела, т.е. это выбор и анализ юридической нормы, на основании которой должен рассматриваться данный случай (правовая квалификация).

Этот этап (стадия) включает в себя:

- нахождение нормы, подлежащей применению;

- проверка правильности текста нормы

- проверка подлинности нормы, ее действие в пространстве, во времени и по кругу лиц;

- отраслевую принадлежность нормы;

- системные связи данной нормы с другими.

В процессе установления (отыскания) правовой нормы правоприменитель может столкнуться с пробелами в праве, т.е. отсутствием необходимой нормы. В этом случае в рамках, допускаемых законодательством, он использует приемы аналогии, т.е. способы преодоления указанных пробелов. Особенностям применения аналогии посвящен отдельный вопрос.

Третья стадия – толкование правовой нормы заключается в отыскании ее точного смысла, содержания. Только на основе верно понятого смысла нормы может быть правильно разрешено дело.

Четвертая стадия – принятие решения по делу издание акта правоприменения является, по сути, ключевой стадией. Именно в этой деятельности и проявляется применение как форма реализации права. Все предшествующие стадии нацелены на обеспечение принятия всесторонне обоснованного решения.

Закрепление принятого по делу решения осуществляется в форме специальных юридических актов – актов применения права.

Некоторые авторы включают в эту стадию еще исполнение и контроль за исполнением вынесенных решений.

Но не следует думать, что формы реализации (соблюдение, исполнение, использование, применение) существуют в строгой изоляции друг от друга. Скорее наоборот – они предполагают совместное существование. В частности, при применении права нередко видны моменты и соблюдения, и исполнения, и использования.

3. В правоприменительных актах закрепляются, оформляются решения, принятые в процессе применения права.

Акт применения права – это индивидуально определенное решение компетентного органа или должностного лица, выраженное в официальной форме, по конкретному юридическому делу.

Признаки актов правоприменительной деятельности:

1. Не содержат норму права (издаются на основе уже существующих норм права и служат для их исполнения);

2. Обращены к конкретно указанным лицам, т.е. персонифицированы;

3. Рассчитаны на однократное применение

4. Издаются уполномоченными на то органами;

5. Имеют точно установленную правовую форму;

6. Реализация этих актов обеспечена государственным принуждением.

Виды правоприменительных актов

Правоприменительные акты весьма разнообразны и поэтому могут быть классифицированы по различным основаниям:

* По субъекту принятия различают правоприменительные акты

- органов законодательной власти;

- исполнительной власти;

- судебной власти;

- контрольно-надзорных органов;

- органов местного управления и самоуправления;

- общественных организаций и др.

*По способу принятия:

- принятые коллегиально

- принятые единолично

* По форме акта:

- письменные (приговор, постановление)

- устные (устное замечание участнику дорожного движения за незначительное нарушение правил; удаление свидетелей из зала суда и т.п.)

* По значению:

- основные (приговор) и вспомогательные (определение суда о назначении экспертизы, частные определения).

Контрольные вопросы к теме 14

1. Почему применение права называется особой формой реализации права?

2. Каковы характерные признаки правоприменительной деятельности?

3. Что понимается под стадиями правоприменения? Какие стадии выделяются?

4. В чем отличие правоприменительного и нормативно-правового акта?

5. Какие виды правоприменительных актов выделяют?

Тема 15.

Толкование права

Л. 15.1

1. Понятие толкования

2. Способы толкования

3. Виды толкования правовых норм

3. Пробелы права. Аналогия права, аналогия закона

Основные понятия и определения:

Толкование правовых норм, уяснение, разъяснение, способы толкования, грамматическое толкование, логическое толкование, систематическое толкование, специально-юридическое толкование, виды толкования, официальное толкование, аутентическое толкование, легальное толкование, неофициальное толкование, доктринальное толкование, профессиональное толкование, обыденное толкование, нормативное толкование, казуальное толкование, буквальное толкование, расширительное толкование, ограничительное толкование, пробелы в праве, аналогия закона, аналогия права.

1. Под толкованием зачастую понимается любой познавательный процесс, направленный на объяснение явлений природы или общественных явлений.

Толкование права представляет собой комплексное явление. Его можно представить в виде двух взаимосвязанных процессов. Можно выделить два аспекта толкования:

1. Толкование представляет собой процесс уяснения смысла и содержания юридической нормы и объяснение ее для себя.

2. Толкование представляет собой процесс разъяснения смысла и содержания нормы права и объяснение ее для других. Это деятельность определенных органов и лиц, имеющая самостоятельное значение.

Исходя из этого, можно дать следующее определение толкованию: толкование – это деятельность по уяснению и разъяснению смысла, вложенного в норму права правотворческим органом, для ее правильного применения.

Из этого определения видна и цель толкования, а именно – правильное, точное и единообразное понимание и применение закона, выявление его сути, которую законодатель вложил в словесную формулировку.

Нередко возникает вопрос о причинах необходимости толкования юридических норм. Иногда считают, что оно связано лишь с просчетами, допущенными законодателем в формулировках текстов законов, их неудачностью, неточностью, нечеткостью и т.п. Это не совсем так, хотя и эту причину не следует сбрасывать со счетов. Толкование имеет место на всех стадиях правового регулирования: в ходе правотворчество, систематизации законодательства, при разных формах его реализации.

Существует два подхода к толкованию – статический и динамический. При статическом подходе интерпретатор максимально стремится сохранить стабильность права, а при динамическом – приблизить его к реальной жизни.

2. Под способом толкования понимают совокупность приемов и средств анализа юридических норм. Иными словами – это те средства, которые используются для установления содержания норм права.

Юридическая наука не достигла единства взглядов на количество способов толкования норм права и на их содержание. Среди способов называют языковой, (или грамматический), исторический (или историко-политический), систематический, логический, телеологический (целевой), специально-юридический, функциональный. Отдельные авторы считают, что вышеперечисленные способы по существу, так или иначе, сводятся к трем способам толкования, таким как грамматический, систематический и исторический.

Среди всех существующих способов толкования грамматический прием уяснения правовой нормы является первичным, так как норма права существует только в языковой форме, конструируется в виде грамматических предложений.

Грамматический способ толкования основывается на знании языка, на котором сформулированы нормы права, на использовании правил синтаксиса, морфологии, на выявлении значения отдельных слов и терминов, употребляемых союзов, предлогов, знаков препинания.

При определении значения терминов и слов следует учитывать многозначность слов и выражений. В том числе внимание должна привлечь и форма глаголов и причастий: совершенная или несовершенная. Дело в том, что совершенная форма употребляется, когда законодатель связывает наступление юридических последствий не только с фактом совершения определенных действий, но и с фактом наступления определенного результата.

В тех же случаях, когда законодатель использует несовершенную форму глагола или причастия, юридические последствия не связываются с каким-то обязательно наступившим результатом, в данном случае достаточно самих действий определенного рода.

При грамматическом толковании особенно актуально разграничение соединительных и разделительных союзов (и (или). В зависимости от использованных союзов гипотеза, диспозиция или санкция могут быть простыми, сложными или альтернативными.

Важность знаков препинания можно показать на известном примере: «Казнить (,) нельзя (,) помиловать», где от положения запятой роковым образом меняется смысл решения.

Юридической наукой выработан ряд правил языкового (грамматического) толкования. Вот некоторые из них:

1. Словам и выражениям закона следует придавать то значение, которое они имеют в соответствующем литературном языке, если нет оснований для иной их интерпретации. В международном праве это правило называется «золотым правилом толкования».

2. Если законодатель с помощью легальной дефиниции или иным путем определил значение термина, то именно в этом смысле и следует его употреблять.

3. Значение термина, установленное законодателем для данной отрасли права, нельзя без достаточных оснований распространять на другие отрасли права.

4. Если в законе не определено значение термина, то следует ему придавать тот смысл, в котором он употребляется в юридической науке и практике.

5. Идентичным формулировкам одного и того же закона нельзя придавать разное значение, если это не следует из самого закона.

6. Нельзя придавать без достаточных оснований разным терминам одно значение.

7. Недопустимо толкование, при котором отдельные слова закона трактовались бы как лишние.

8. Значение сложных выражений следует устанавливать в соответствии с синтаксическими правилами языка, на котором сформулирована интерпретируемая норма.

9. При толковании текста закона, изложенного не на языке первоисточника, целесообразно обращаться к тексту первоисточника.

Систематическое толкование предполагает уяснение смысла юридической нормы путем сопоставления ее с другими нормами.

В ходе систематического толкования, прежде всего, определяется место нормы в системе права, в отрасли права, в институте права. Далее устанавливаются нормы, логически связанные с толкуемой (отсылочные и бланкетные). Знания об их содержании используются для уточнения смысла толкуемой нормы.

При систематическом толковании важен учет наиболее типичных, функциональных связей норм права, оказывающих влияние на смысл толкуемой нормы. К числу таких связей относят:

1. Связь толкуемой нормы с нормой, тем или иным способом раскрывающей смысл термина, который использован в толкуемой норме;

2. Связи общих и специальных норм. Специальные нормы ограничивают сферу действия общей нормы, делают изъятие из нее. При наличии специальной нормы общая норма не применяется.

3. Связи отсылочных статей. Из самой отсылочной статьи видно, что норма в ней сформулирована не полностью. Чтобы уяснить норму, содержащуюся в отсылочной статье, необходимо привлечь ту статью, к которой делается отсылка.

4. Связи близких по содержанию одновидовых норм, не находящихся в соотношении общей и специальной нормы. В этом случае используется метод сравнения, сопоставления двух близких по содержанию норм, что позволяет с большей четкостью разграничить их, выявить у каждой из них признаки, по которым они различаются.

Логическое толкование – это толкование, которое основывается на законах и правилах формальной логики.

В результате таких операций общее, абстрактное содержание правовой нормы приобретает более конкретный, развернутый характер, приближенный к конкретным жизненным ситуациям.

При логическом способе толкования применяются различные логические приемы: логическое преобразование, выводы по аналогии, выводы от противного, доведение до абсурда и др.

Исторический (историко-политический) способ изучает правовые нормы в историческом аспекте, исходя из условий и обстоятельств их возникновения.

Историческое толкование – понимание смысла нормы права через анализ породивших эту норму общественных отношений.

При этом интерпретатор опирается на знания о конкретно-исторических условиях, обстановке, причинах и поводах, вызвавших принятие толкуемого акта, для определения целей и задач, которые преследовал законодатель, издавая его.

Специально-юридическое толкование представляет собой уяснение нормы права через анализ специальных юридических терминов и правил законодательной техники.

Этот способ толкования незаменим не только для правильного понимания специальных терминов (траст, аренда, комитент), но и для определения оценочных понятий, например, тяжкие последствия, особо крупный размер.

Некоторые авторы в качестве самостоятельного способа толкования выдвигают телеологическое толкование закона. Оно направлено на установление целей его издания: непосредственных, отдельных, конечных.

В заключении хотелось бы отметить, что толкование в принципе не может опираться на какой-то единственный способ. Для более точного толкования и приближения к истине одного способа всегда недостаточно.

3. Виды толкования правовых норм. Любое лицо или орган имеет возможность разъяснить закон или иной нормативный акт, но юридические последствия такого разъяснения бывают различными. Поэтому одним из критериев классификации толкования.

* Поэтому в зависимости от субъекта выделяют официальное и неофициальное толкование.

Под официальным толкованием понимают разъяснение смысла юридической нормы специально уполномоченным субъектом, имеющее обязательное значение для лиц, применяющих право.

Неофициальное толкование может осуществляться любым субъектом правовых отношений, его результаты не имеют обязательного значения, но могут использоваться в качестве рекомендаций.

Официальное толкование подразделяется в свою очередь на аутентическое (аутентичное, авторское), и легальное (делегированное).

Аутентическое толкование – это официальное разъяснение, исходящее от органа, установившего данную правовую норму.

Аутентическое толкование осуществляется теми же органами, которые издают нормативный правовой акт. Специального разрешения (полномочия) на аутентическое толкование не требуется, оно вытекает из правотворческого полномочия органа.

Легальное толкование представляет собой официальное разъяснение содержания нормы, исходящее от компетентного органа, который сам не принимал толкуемую норму, но в силу предоставленных ему специальных полномочий или отдельного поручения вышестоящих органов правомочен осуществлять эту деятельность.

Наиболее показательными видами легального толкования являются руководящие разъяснения высших судебных органов, даваемые в связи с обобщением судебной практики. В РБ разъяснения такого рода, исходящие, например, от Верховного Суда, даются в форме постановлений Пленума этой высшей судебной инстанции.

Официальное толкование, как аутентическое, так и легальное может быть казуальным или нормативным.

Нормативное толкование предназначается для общего руководства, относится к неограниченному числу случаев и распространяет свое действие на значительный круг субъектов.

Нормативное толкование законов дается обычно в постановлениях Пленумов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда РБ по определенной категории дел. Постановления Пленумов высших судебных инстанций основываются на анализе и оценках правоприменительной практики нижестоящих судов.

Казуальное толкование сводится к толкованию правовой нормы применительно к конкретному случаю, дается компетентным органом по поводу решения конкретного дела. Данное толкование характеризуется однократным использованием и имеет индивидуальное значение. Казуальное толкование применяется там, где определенный орган, применяющий норму права, считает необходимым разъяснить эту норму в связи с рассматриваемым фактом.

Особенностью казуального толкования является то, что оно обязательно только для лиц, в отношении которых оно дается. Казуальное толкование нельзя распространять на другие аналогичные случаи, хотя при решении других дел оно может являться образцом, примером, помогает раскрыть смысл юридической нормы, но не играет роли общего категорического разъяснения.

Разъяснения смысла законов и других нормативных актов могут давать не только определенные компетентные органы, но и общественные организации, научные учреждения, ученые, юристы-практики, и, наконец, обычные граждане.

В связи с этим выделяют и неофициальное толкование. Сила и значение толкования в этом случае зависит от личного авторитета интерпретатора. В рамках неофициального толкования выделяют доктринальное, профессиональное и обыденное толкование.

Доктринальное толкование осуществляется учеными юристами в монографиях, статьях, комментариях к закону и т.д.

Профессиональное толкование исходит от лиц, обладающих юридическими познаниями (судей, адвокатов, юрисконсультов).

Обыденное толкование дается лицами, не обладающими юридическим образованием, т.е. любыми участниками правоотношений в обыденной жизни.

Несмотря на то, что неофициальное толкование не является обязательным при применении норм права, и на него нельзя ссылаться при рассмотрении конкретных дел, но вместе с тем этот вид толкования оказывает большое влияние на формирование правосознания в обществе и на правотворческий процесс.

* Следующим видом толкования является толкование норм права по объему.

По объему толкование может быть буквальным, распространительным и ограниченным.

При буквальном (адекватном) толковании действительный смысл правовой нормы соответствует ее содержанию, выраженному в текстуальной форме. В данном случае для уяснения смысла, вложенного законодателем в норму права, достаточно простого прочтения ее текста.

В некоторых случаях действительное содержание правовой нормы не совпадает с ее текстуальным выражением, словесной формулировкой.

В данном случае речь идет о распространительном или ограничительном толковании.

При распространительном (расширительном) толковании действительный смысл правовой нормы оказывается шире, чем ее текстуальное выражение. Перечень случаев, требующих расширительного толкования, обычно сопровождаются использованием выражений «и другие», «и прочие», «и так далее».

При ограничительном толковании действительный смысл правовой нормы уже ее текстуального выражения. Ограничительное толкование может осуществляться на основе норм Общей части той или иной отрасли права. Речь идет о тех нормах права Общей части, которые содержат в себе общие положения, относящиеся ко всем или большинству норм Особенной части.

Ограничительное или расширительное толкование возможно только, когда есть реальное несоответствие между содержанием правовой нормы и ее текстуальным выражением, когда такое несоответствие можно доказать.

4. При рассмотрении конкретных юридических дел может оказаться, что в законодательстве отсутствуют нормы, которые рассчитаны на регулирование соответствующего отношения. Такая ситуация именуется в теории пробелами в праве.

Причины пробельности законодательства достаточно разнообразны. Чаще всего называют следующие причины появления пробелов в законодательстве:

1. Появление новых общественных отношений и их усложнение;

2. Упущения со стороны законодателя.

Пробел в праве может быть восполнен только созданием новых норм, которые регулировали бы общественные отношения. Таким образом, основное средство устранения пробелов – это правотворчество. Однако возможно разрешение юридического дела в случае пробела в праве и до издания соответствующим правотворческим органом новых правовых норм. В этом случае прибегают к аналогии.

В общей теории права проводится различие между близкими по смыслу, но не совпадающими понятиями: восполнение пробела и преодоление его. Следует уяснить то обстоятельство, что аналогия является только юридическим приемом, позволяющим лишь преодолеть, но не устранить пробел. В данном случае речь идет только о преодолении пробелов в праве.

Принято выделять 2 основных способа преодоления пробелов:

1. Аналогия закона

2. Аналогия права

Аналогия закона – это способ преодоления пробелов в праве путем применения нормы законодательства, регулирующей сходные отношения.

Аналогия права – это способ преодоления пробелов в праве путем принятия решения по конкретному делу на основе общих начал, общих принципов права.

Наиболее часто аналогия закона и права применяется в сфере гражданско-правовых отношений. В частности, в статье 5 Гражданского Кодекса Республики Беларусь записано:

«1. В случаях, когда предусмотренные ст. 1 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы актами законодательства или соглашением сторон, к таким отношениям, поскольку это не противоречит их существу, применяется норма гражданского законодательства, регулирующая сходные отношения (аналогия закона).

2. При невозможности использования в указанных случаях аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из основных начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права).

3. Не допускается применение по аналогии норм, ограничивающих гражданские права и устанавливающих ответственность».

В отличие от гражданского (частного) права, в уголовном и административном праве применение аналогии запрещено.

Контрольные вопросы к теме 15

1. Что понимается под толкованием права?

2. Когда возникает потребность в толковании?

3. Какими способами можно толковать нормы права?

4. Какие виды толкования по субъектам можно выделить?

5. Чем отличается нормативное толкование от казуального?

6. В чем особенности ограничительного и расширительного толкования?

7. Когда применяется аналогия закона и аналогия права?

Тема 16.

Правонарушение: понятие, виды, состав

Л. 16.1.

1. Понятие и признаки правонарушения

2. Виды правонарушений

3. Состав правонарушения

Основные понятия и определения:

Правонарушение, общественная опасность, противоправность, преступления, административные проступки, дисциплинарные проступки, деликты, состав правонарушения, объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, деликтоспособность, вменяемость, субъективная сторона правонарушения, вина, формы вины, умысел, неосторожность.

1. Правонарушение – это противоправное виновное деяние деликтоспособного лица, причиняющее вред другим лицам, обществу в целом и влекущее установленные меры государственного принуждения.

Понятие «правонарушение» стало использоваться в отечественной юридической литературе лишь с конца XIX в. В старых правовых актах обычно употреблялись слова «неправда», «злодеяние», «лихое дело», «воровство», «обида» и т.п.

Правонарушение обладает следующими признаками.

Правонарушение характеризуется общественной опасностью, суть которой состоит в том, что в результате совершения правонарушения причиняется вред интересам личности, общества или государства. Степень общественной опасности определяется значимостью регулируемого правом общественного отношения, размером причиненного ущерба, способом, временем и местом совершения противоправного деяния, а также личностью правонарушителя.

Другим признаком правонарушения является его противоправность, т.е. правонарушение всегда является актом, нарушающим право, его нормы. Кроме того, правонарушение предусматривает наказуемость, которая проявляется в том, что за совершение любого правонарушения должна быть предусмотрена юридическая ответственность. Наконец, правонарушение совершается деликтоспособным субъектом виновно. Виновность определяет психическое отношение человека к совершенному правонарушению.

2. Виды правонарушений.

По степени общественной опасности все правонарушения делятся на преступления и проступки.

Преступлением признается виновное противоправное поведение, нарушающее нормы уголовного права и наносящее ущерб самым существенным общественным отношениям. Это наиболее серьезный вид правонарушений, обладающий самой высокой степенью общественной опасности, поэтому совершение преступления влечет применение мер уголовного наказания. Это позволило нормы уголовного права выделить в специальную отрасль права.

Проступки характеризуются меньшей степенью общественной опасности. В зависимости от сферы общественных отношений, где совершается проступок, от вида нарушенных норм права, от характера нанесенного вреда и применяемых к нарушителю санкций выделяют следующие виды проступков.

Гражданские проступки (деликты) посягают на нормы гражданского права, на имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, а также отношения, урегулированные нормами трудового, семейного и аграрного права. Санкции за их совершение носят, как правило, правовосстановительный характер. Законодательство не содержит исчерпывающего перечня гражданских правоотношений.

Административные проступки наносят вред общественным отношениям в области государственного управления, которые урегулированы нормами административного, финансового, земельного и некоторых других отраслей права. Санкции за их совершение носят карательный характер. Существует исчерпывающий перечень такого вида правонарушений.

Дисциплинарные проступки наносят вред внутреннему порядку деятельности предприятий, учреждений, организаций. Они подрывают служебную, воинскую, производственную дисциплину. Санкции за совершение дисциплинарных проступков носят карательный характер.

3. Состав правонарушения представляет собой юридическую конструкцию, состоящую из совокупности необходимых элементов для каждого правонарушения. К таким элементам относятся объект правонарушения, его объективная сторона, субъект правоотношения и субъективная сторона.

Под объектом правонарушения понимаются общественные отношения, находящиеся под охраной государства.

Объективная сторона характеризует проявление правонарушения во вне. Ее основными элементами являются: деяние в виде действия или бездействия. Так действия представляют собой активное физическое воздействие на людей и предметы материального мира, которые могут совершаться также в письменной (подделка документов) или устной форме (клевета, оскорбление). Бездействие предполагает невыполнение обязанностей, которые должен был, но не выполнил субъект (неоказание врачом помощи); противоправность деяния; общественно вредные последствия деяния.

Между этими элементами объективной стороны правонарушения должна существовать причинная связь.

К факультативным элементам объективной стороны правонарушения относятся время его совершения (ночное, запрещенное), место (пограничная зона, ненадлежащее место), способ (хищение путем кражи или грабежа), признак другого лица (доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения) и др.

Субъектом правонарушения признается достигшее определенного возраста деликтоспособное лицо или организация.

Субъективная сторона включает вину правонарушителя, мотивы, которыми руководствовался правонарушитель, совершая противоправное деяние и цель, которую он пытался достичь своими противоправными деяниями.

Таким образом, субъективная сторона правонарушения характеризуется в первую очередь психическим отношением лица к совершенному деянию, т.е. виной. Существует две формы вины: умысел и неосторожность.

Умысел характеризуется тем, что лицо, совершившее правонарушение, сознавало общественно опасный характер своего действия или бездействия; предвидело его общественно опасные последствия и желало их (прямой умысел) или сознательно допускало наступление этих последствий (косвенный умысел).

Неосторожность характеризуется тем, что лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение (противоправная самонадеянность) либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (противоправная небрежность).

Крайняя необходимость, необходимая оборона, невменяемость являются обстоятельствами, исключающими юридическую ответственность.

Выше отмечалось, что в субъективную сторону правонарушения входят также мотив и цель. И цель, и мотив могут оказывать влияние на квалификацию правонарушения. Следует иметь в виду, что цель правонарушения не всегда совпадает с реальным результатом противоправного деяния

Необходимо иметь в виду, что отсутствие хотя бы одного из элементов состава правонарушения лишает противоправное деяние значения правонарушения.

Контрольные вопросы к теме 16

1. Что понимается под правонарушением?

2. Каковы основные признаки правонарушения?

3. Какие виды правонарушений выделяют?

4. Что представляет собой состав правонарушения? Из каких элементов он состоит?

5. Что понимается под объектом правонарушения?

6. Охарактеризуйте объективную сторону правонарушения.

7. Кто является субъектом правонарушения?

8. Что включает в себя субъективная сторона правонарушения?

9. Что такое вина?

10. Какие формы вины выделяют?

Тема 17.

Юридическая ответственность

Л. 17.1.

1. Понятие и принципы юридической ответственности

2. Виды юридической ответственности

Основные понятия и определения:

Юридическая ответственность, позитивная ответственность, ретроспективная ответственность, основание юридической ответственности, уголовная ответственность, административная ответственность, гражданско-правовая ответственность, дисциплинарная ответственность, дисциплинарная ответственность, принципы юридической ответственности.

1. Термин «ответственность» можно рассматривать как минимум в двух значениях: Как ответственность за уже совершенные негативные действия и как ответственность за совершение каких-либо действий в будущем, как чувство долга.

Такое двоякое понимание ответственности отдельные авторы пробуют перенести в правовую сферу и говорят о так называемой ретроспективной (негативной) ЮО – за уже совершенные в прошлом противоправные действия, (что и будет рассматриваться нами непосредственно); и о позитивной (проспективной) ОЮ, ответственности за будущие действия, понимаемой как осознание своего поведения в правовой сфере, его последствий и социальной значимости, как чувство долга, как обязанность субъектов права действовать в рамках правовых предписаний. Эта ответственность, связанная с активными правомерными действиями, иногда ее понимают как общественное отношение, характеризующее взаимосвязь индивида и общества. Более того, подчеркивают, что без исследования позитивного аспекта юридической ответственности ее изучение будет неполным, эти два аспекта диалектически взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

При характеристике юридической ответственности следует исходить из следующих ее признаков. Юридическая ответственность является одним из видов социальной ответственности, которая наступает за совершенной правонарушение, т.е. она не отделима от правонарушения и выступает его следствием. Она связана с государственным осуждением, т.е. выражается в обязанности правонарушителя претерпеть определенные лишения личного, имущественного или организационного характера. Наконец, юридическая ответственность сопряжена с государственным принуждением, поскольку в ней реализуются санкции охранительных правовых норм.

Принципы юридической ответственности включают в себя:

принцип законности, который состоит в том, что к юридической ответственности граждан и организаций могут привлекать только компетентные органы в строго установленном порядке и на предусмотренных законом основаниях;

принцип справедливости, который проявляется в назначении соразмерного наказания в зависимости от тяжести каждого отдельного правонарушения, в соблюдении принципа “Закон, устанавливающий или усиливающий ответственность, не имеет обратной силы”, в возможности за одно нарушение назначить лишь одно наказание, а также в личном, персональном несении наказания правонарушителем. Реализация этого принципа предполагает учет отягчающих и смягчающих вину обстоятельств;

принцип неотвратимости наказания состоит в том, что за каждое правонарушение должна неминуемо наступать ответственность виновного лица;

целесообразность, индивидуализация наказания, ответственность только за вину, недопустимость удвоения ответственности и другие принципы юридической ответственности позволяют правильно применять охранительные нормы, разрешать дела при пробелах в праве, тем самым обеспечивать эффективность государственно-правового принуждения.

2. В реальной жизни юридическая ответственность всегда точно определена. Наибольшее распространение получило деление видов юридической ответственности по отраслевому принципу.

Уголовная ответственность назначается только за совершение преступлений и устанавливается только законом.

Порядок привлечения к уголовной ответственности регламентируется Уголовным процессуальным кодексом, порядок отбывания наказания – Уголовным исполнительным кодексом. Полномочиями привлечения к уголовной ответственности обладает только суд. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда – важнейший постулат демократической правовой системы. Мерами уголовного наказания являются штраф, лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества, т.е. воздействующие преимущественно на личность виновного. В виде исключительной меры наказания допускается применение смертной казни – расстрела. Презумпция невиновности – принцип, который лежит в основе процессуальной формы уголовной ответственности.

Административная ответственность наступает за совершение административных проступков. Дела об административных правонарушениях рассматриваются, как правило, компетентными органами государственного управления в рамках административной юстиции. К таким органам относятся судьи по административному и исполнительному производству, органы государственного управления (таможенные, внутренних дел, налоговые) и специально созданные для выполнения этих целей (административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних). Меры административного принуждения включают в себя предупреждение, штраф, лишение специального права, исправительные работы, административный арест. Порядок обжалования, как правило, административный, т.е. жалоба рассматривается вышестоящим органом или должностным лицом по отношению к тому органу или должностному лицу, который наложил взыскания.

Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушения договорных обязательств имущественного характера или за причинение имущественного внедоговорного вреда и иные правонарушения. Ее сущность состоит в принуждении лица нести отрицательные имущественные последствия. Полное возмешение вреда – основный принцип гражданско-правовой ответственности. Возмещение убытков в некоторых случаях дополняется штрафными санкциями, например, выплатой неустойки. Возложение этого вида ответственности осуществляется судебными (общим или арбитражным судом) или административными органами. Истцом в этом случае выступает (наряду с государственным органом) и лицо, право которого нарушено.

Дисциплинарная ответственность возникает вследствие совершения дисциплинарных проступков. Специфика их противоправности заключается в том, что в данном случае нарушается не запретительная норма, а позитивиное правило, закрепляющее трудовые обязанности работника. Привлекать к дисциплинарной ответственности может лицо, осуществляющее распорядительно-дисциплинарную власть над конкретным работником. Различают три вида дисциплинарной ответственности: в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, в порядке подчиненности и в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями. Меры дисциплинарной ответственности – замечание, выговор, увольнение и т.д.

Материальная ответственность рабочих и служащих за ущерб, нанесенный предприятию, учреждению, заключается в необходимости возместить ущерб в порядке, установленном законом. Основанием этого вида ответственности является нанесение ущерба во время работы предприятию, с которым работник находится в трудовых отношениях. размер. Размер возмещаемого ущерба определяется в процентах к заработной плате(1/3, 2/3 месячного заработка).

Контрольные вопросы к теме 17

1. В каких значениях можно рассматривать понятие юридической ответственности?

2. Какими признаками характеризуется юридическая ответственность?

3. Какие принципы юридической ответственности определяют?

4. Какие виды юридической ответственности выделяют?

5. Какие меры уголовной ответственности применяются?

6. Какие органы имеют право привлекать к административной ответственности?

7. В чем особенность дисциплинарной ответственности?

8. Что является основанием привлечения лица к материальной ответственности?

Тема 18.

Законность и правопорядок

Л. 18.1.

1. Понятие законности

2. Принципы, требования и гарантии законности

3. Понятие правового порядка

4. Соотношение законности и правопорядка

Основные понятия и определения:

Законность, субъекты законности, принципы законности, единство законности, всеобщность законности, законность и целесообразность, реальность законности, гарантии законности, правопорядок, общественный порядок, элементы правопорядка.

1. Понятие законности применяется для характеристики юридических явлений и процессов, всей правовой системы с точки зрения реального практического осуществления права, выраженного в законах и основанных на них подзаконных актах.

Законность – явление многоплановое. Поэтому распространены многочисленные определения, раскрывающие тот или иной аспект законности, ту или иную ее связь с социальными процессами.

Под законностью понимают строгое, точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов всеми органами государства, должностными лицами, учреждениями, общественными организациями и гражданами.

Следует иметь в виду, что понятие законности долгое время разрабатывалось в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Законность ранее называлась не иначе, как «социалистическая законность», а ее принципы – ленинскими принципами социалистической законности, поскольку содержание каждого принципа было подтверждено цитатами из работ В.И. Ленина.

В настоящее время под законностью все чаще понимают идею, требование и систему реального выражения права в законах, в подзаконном правотворчестве государства.

Законодательство должно адекватно воплощать правовые принципы (справедливость), общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека и др.

Главное в содержании законности в данном случае заключается не только в полноте, беспробельности, непротиворечивости и т.д., как это подчеркивается в юридической литературе, но и в оценке его с точки зрения адекватного отражения и обеспечения неотъемлемых прав и свобод человека.

2. Принципы законности – это основополагающие, исходные положения, лежащие в основе реализации правовых предписаний и выражающиеся в важнейших требованиях к поведению субъектов правоотношений.

В качестве основных принципов законности можно выделить прежде всего единство законности, всеобщность законности, недопустимость противопоставления законности и целесообразности, реальность (или неотвратимость реализации законности, некоторые выделяют также и верховенство закона.

1. Принцип единства законности означает, что на всей территории государства, несмотря на большое разнообразие действующих в стране законов и подзаконных актов, несмотря на возможные (иногда существенные) местные особенности, должно быть одинаковое, единообразное понимание нормативных предписаний.

2. Всеобщность законности предполагает обязательность требования неукоснительного подчинения правовым нормам всех субъектов права – граждан, их организаций, государственных органов, должностных лиц.

Всеобщность законности находит свое отражение в равенстве всех субъектов права перед законом.

3. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Недопустимо приносить законность в жертву целесообразности или справедливости. Правоприменительные органы не могут действовать незаконно, но, по их мнению, целесообразно или справедливо. Наибольшие отклонения от законности происходят под предлогом того, что реализация, применение того или иного нормативного акта с чьей-то точки зрения нецелесообразно в силу его несправедливости, неэффективности, устарелости и т.п.

Целесообразность может вступить в противоречие с законностью при несовершенствах нормативных актов: их устарелости, ошибках в праве и прочем. Именно здесь возникает спор, чему отдать предпочтение.

4. Реальность (или неотвратимость реализации) законности– это достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деятельности и неотвратимости ответственности за любое их нарушение.

5. Одним из принципов законности называют и верховенство закона. Этот принцип предполагает соответствие законам, как актам, принимаемым высшим представительным органом государства и обладающим высшей юридической силой, всех подзаконных нормативно-правовых актов, всех правоприменительных актов.

Гарантии законности

Гарантии законности – это система условий и средств, обеспечивающих процесс реализации законности.

В юридической литературе гарантии законности подразделяются на две группы – общие и специальные.

К первой группе (общим гарантиям) относят объективные и субъективные условия, обеспечивающие законность. Это экономические, политические, идеологические, социальные (общественные) и нравственно-духовные, или культурные.

Ко второй группе (специальным гарантиям) относят организационные и собственно юридические способы и средства ее обеспечения (правовые, психологические и управленческие гарантии).

К экономическим гарантиям относятся многообразие форм собственности и соответствующих им видов организации производства, развитие хозяйственных комплексов, устойчивая финансовая система, рост материального благосостояния населения. Все эти факторы положительно влияют на состояние законности.

Иногда отдельно от экономических гарантий законности рассматривают ее социальные гарантии. При этом имеется в виду поддержание определенного уровня жизни населения, преодоление безработицы и т.п. Но все эти условия связаны с экономическими гарантиями и могут рассматриваться как их разновидность.

К политическим гарантиям относятся эффективное и как говорят сильное правовое государство, плюралистическая демократия, широкое и активное участие народа в управлении государством.

В последнее время все большую актуальность приобретают идеологические гарантии. Поскольку состояние общественности в обществе во многом определяется уровнем правовой культуры населения, общественного правосознания, то нельзя ни в коей мере игнорировать идеологический фактор в ее обеспечении. В этом отношении, безусловно, первостепенное значение имеет организация правового информирования населения, доступность каждому нормативных правовых актов.тов.

Важно подчеркнуть, что действенность соответствующих гарантий достигается только в их взаимосвязи, в их единстве, системе.

3. Термин «правовой порядок» (или «правопорядок») применяется для характеристики состояния организованности, упорядоченности общественных отношений, реализации законности и т.п.

Правовой порядок – это составляющая общественного порядка. Причем общественный порядок следует понимать не как простую совокупность общественных отношений, а как их определенное качество, определенное состояние системы общественных отношений.

Общественный порядок – это форма упрочнения нужных обществу отношений, которые поддерживаются как стабильные, отвечающие интересам всего общества.

Т.о., можно дать следующее определение правовому порядку:

Правопорядок – часть общественного порядка, это система общественных отношений, урегулированных нормами права, выраженная в правомерном поведении участников отношений.

Правопорядок – это комплексное образование, отдельные части (элементы) которого придают ему юридическую форму. Поэтому можно отметить, что элементами правопорядка являются:

1. Совокупность норм права – основа правопорядка

2. Правомерное поведение субъектов правоотношения – содержание правопорядка

3. Участники правоотношений, наделенные юридическими правами и обязанностями – субъекты правопорядка.

4. Исходя из определения правопорядка, можно сказать, что он является результатом законности. Правопорядок – это по существу реализованная законность. Это итог правового регулирования, его реализованная цель. И если основой правопорядка является право, то условием его достижения выступает законность. Правопорядок – не просто совокупность правовых отношений (хотя и в таком понимании просматривается организованность и правильность этих отношений), но и определенное качество этих правовых отношений, имея в виду их внутреннее единство и согласованность. Правопорядок – это тот юридический результат, к которому стремится государственная власть и все субъекты права, используя разнообразные пути и приемы.

В правовой сфере трудно найти явление более взаимосвязанные, чем законности и правопорядок. Это привело к тому, что долгое время различие между ними не проводилось, и они употреблялись как равнозначные понятия. Хотелось бы подчеркнуть, что при анализе и описании законности и правопорядка очень важно учитывать те социальные связи и отношения, в которых они исследуются. Взятые сами по себе они ничего не значат.

И законность, и правопорядок формируются на одних принципах, они взаимосвязаны с государственной властью, у них одинаковое содержание и интересы. Они связаны с правами, свободами и обязанностями, ответственностью субъектов права.

Контрольные вопросы к теме 18

1. Что такое законность?

2. Каковы принципы законности?

3. Что понимают под гарантиями законности?

4. Какие виды гарантий законности выделяют?

5. Что понимается под правовым порядком?

6. Назовите элементы правового порядка.

7. Каково соотношение законности и правопорядка?

Тема 19

Правосознание и правовая культура

Л.19.1.

1. Понятие, структура и функции правосознания

2. Виды правосознания

4. Понятие и уровни правовой культуры

Основные понятия и определения:

Правосознание, структура правового сознания, правовая идеология, правовая психология, функции правосознания, познавательная функция, оценочная функция, регулятивная функция, индивидуальное правосознание, групповое правосознание, общественное правосознание, обыденное правосознание, профессиональное правосознание, научное правосознание, правовая культура.

1. Правосознание входит в систему общественного сознания и является одной из его форм.

Общественное сознание – это способность индивида адекватно реагировать на складывающиеся в обществе отношения и происходящие процессы.

Каждый человек обладает правосознанием независимо от того, знает он об этом или не знает и как относится к нему

Правосознание – это одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность взглядов, идей, чувств, эмоций людей в отношении всей государственно-правовой действительности.

Структура правосознания включает в себя 2 элемента: правовую идеологию и правовую психологию.

Следует иметь в виду, что такое структурирование носит условный характер и используется в целях познания правосознания. В реальной же жизни правосознание выступает как целостное явление.

Правовая идеология – это представления, взгляды, понятия, убеждения, теории, концепции о правовой действительности.

Идеологические элементы представляют собой по преимуществу систематизированное знание о конкретных правовых явлениях, их осмысление на достаточно высоком, научном уровне.

Правовая психология – это чувства, эмоции, настроения людей по отношению к правовой действительности.

Правовая психология возникает под непосредственным воздействием повседневной жизни. Причем реакция на различные правовые явления вырабатываются у человека не только под влиянием особенностей его индивидуального сознания и условий жизни, но и в результате его взаимодействия с людьми.

Правовую идеологию и правовую психологию достаточно трудно четко отделить друг от друга, поскольку они переплетаются и взаимопроникают друг в друга. Обе эти сферы правосознания тесно связаны и взаимодействуют между собой. И эмоциональные, чувственные элементы правосознания имеют огромное значение для развития правовой идеологии: они могут или содействовать, или тормозить распространение тех или иных юридических идей.

Итак, правосознание представляет собой своеобразный фильтр, через который пропускаются все факторы, влияющие на право и правовое поведение.

Основные функции правосознания – познавательная, оценочная и регулятивная. Все другие практически охватываются ими, например, прогностическая (моделирования) или информативная.

Познавательная функция связана с отражением в сознании человека правовой действительности. В результате мыслительной деятельности индивиды познают реальную правовую жизнь, приобретают правовые знания и т.д.

Знания всегда вызывают у человека определенное отношение, то есть оцениваются. Поэтому следующая функция – оценочная.

Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.

Регулятивная функция определяет мотивацию лица совершать правомерные деяния (страх, порядочность, честность).

В результате деятельности правового сознания у лица формируется правовая установка, правовая ориентация. Регулятивная функция осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций. Результатом этой регуляции является поведенческая реакция в виде правомерного или противоправного поведения.

2. Различают отдельные виды правосознания. Классификация обычно проводится по двум основаниям – по субъектам и по уровням правосознания.

В зависимости от субъектов (носителей) правосознания выделяют индивидуальное, групповое и общественное правосознание.

Индивидуальное правосознание – это представления, взгляды, эмоции отдельного человека, индивида. Оно неповторимо, однако можно говорить о том, что у определенных категорий граждан (молодежи, студентов, пенсионеров, педагогов, судей и т.д.) есть сходные черты правового сознания.

Поэтому выделяют и исследуют групповое правосознание, особенности представлений о праве определенной социальной группы.

Различают отдельные виды правосознания. Классификация обычно проводится по двум основаниям – по субъектам и по уровням правосознания.

В зависимости от субъектов (носителей) правосознания выделяют индивидуальное, групповое и общественное правосознание.

Индивидуальное правосознание – это представления, взгляды, эмоции отдельного человека, индивида. Оно неповторимо, однако можно говорить о том, что у определенных категорий граждан (молодежи, студентов, пенсионеров, педагогов, судей и т.д.) есть сходные черты правового сознания.

Поэтому выделяют и исследуют групповое правосознание, особенности представлений о праве определенной социальной группы.

В зависимости от уровня, от глубины знания правовых норм различают обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное правосознание.

Обыденное (или эмпирическое) правосознание складывается под влиянием непосредственных жизненных обстоятельств, стихийно, на основе конкретных условий жизни человека, его жизненного опыта, повседневных факторов. Наибольшую роль в обыденном правосознании играют психологические элементы, т.е. чувства, эмоции, переживания.

Обыденное правосознание является более распространенным, поскольку основная масса населения не имеет специальной юридической подготовки.

Научное (теоретическое) правосознание в отличие от обыденного формируется на основе глубоких исследований правовой действительности, широких обобщений. Оно представляет собой теоретическое осмысление права и правовых явлений. Именно научное правосознание является непосредственным источником правотворчества, служит совершенствованию юридической практики. Содержание научного правосознания составляют в основном правовая идеология, система теоретических правовых знаний.

Профессиональное правосознание представляет собой специализированное правосознание юристов (судей, прокурор, адвокатов, юрисконсультов и т.д.). Его особенность состоит в доскональном знании правовы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: