Взаимоотношения государственной и муниципальной власти, разграничение полномочий

Муниципальное управление активно взаимодействует с государствен­ным управлением по вопросам, сочетающим триединый интерес: государст­ва в целом, его отдельного региона (субъекта федерации) и конкретного ме­стного сообщества.

Механизм взаимодействия государственных и муниципальных ор­ганов - система отношений органов власти в процессе совместного решения вопросов, представляющих общий интерес, без передачи друг другу полно­мочий.

Детальность органов гос. власти и органов мсу строится на принципах взаимодействия:

• законности,

• добровольности;

• учета совместных интересов и взаимной ответственности;

• сохранения независимости муниципальной власти.

Взаимодействие органов государственного и муниципального управле­ния при решении вопросов, имеющих взаимный интерес, а также принимае­мые при этом правовые акты должны основываться на соблюдении требова­ний федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и исключать возможность произвольных действий их участников.

При заключении договоров и соглашений о совместной деятельности и иных форм взаимодействия должна быть соблюдена добровольность. Не до­пускается включение в сферу договорных отношений тех муниципальных образований, которые не изъявили желания участвовать в совместном реше­нии задач и функций.

В договорах и соглашениях, определяющих взаимные права и обязанно­сти государственных и муниципальных органов, должны быть учтены закон­ные интересы и права каждого из участников, а также юридическая ответст­венность сторон за неисполнение обязательств. Акты о совместном решении вопросов органами государственной власти и органами местного самоуправ­ления не могут ограничивать гарантированную Конституцией РФ и феде­ральными законами самостоятельность местного самоуправления и нарушать уставы и положения муниципальных образований.

Основными формами взаимоотношений государственных и муници­пальных органов власти, осуществляемых без взаимной передачи полномо­чий друг другу, являются договоры и соглашения, а также совместное созда­ние государственно-муниципальных организаций, выполняющих общие за­дачи и функции.

Договорная форма взаимоотношений является основной и применяет­ся во всех случаях, когда условия взаимодействия требуют детального оп­ределения прав, обязанностей и ответственности договаривающихся сто­рон, а также если они связаны с расходованием финансовых средств, обусловливающих обязательное утверждение договора законодательным орга­ном государственной власти и представительным органом местного само­управления.

Соглашения заключаются между главами государственных и муници­пальных органов исполнительной власти по вопросам, касающимся компе­тенции органов исполнительной власти и не требующим дополнительных финансовых ресурсов помимо запланированных бюджетных и внебюджет­ных ассигнований финансового года на проводимые мероприятия.

Для организации постоянного взаимодействия и решения отдельных вопросов, а также для разработки условий заключаемых договоров и со­глашений органы государственной власти и органы местного самоуправле­ния создают совместные координационные, консультативные, совещатель­ные и иные постоянно или временно действующие рабочие группы, реше­ния которых носят рекомендательный характер. Рабочие органы готовят проекты правовых актов и проверяют условия, обязательные для включе­ния в договоры и соглашения, вырабатывают согласительные процедуры решения вопросов, готовят предложения по совершенствованию механизма взаимодействия органов государственной и муниципальной власти по во­просам, имеющим взаимный интерес.

Взаимодействие органов государственной и муниципальной власти по вопросам, представляющим взаимный интерес или имеющим значение для населения субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований, определяется такими направлениями, как:

- разработка и реализация долгосрочных программ и планов социально-экономического развития территорий;

-выполнение задач и функций, отнесенных федеральным законода­тельством к совместному ведению государственных (региональных) и муни­ципальных органов;

-решение отдельных вопросов, когда взаимная передача полномочий невозможна или не состоялась по различным причинам;

- координация усилий для выполнения задач, имеющих большое значе­ние для населения субъекта федерации и муниципальных образований (ук­репление общественного порядка, социальная помощь, занятость населения, здравоохранение, охрана природы, реформирование экономики, выравнива­ние социально-экономического положения и др.);

- обеспечение внутреннего разделения труда и специализации муници­пальных образований, налаживание кооперации между субъектами хозяйст­вования;

- создание условий для структурной перестройки муниципального хо­зяйства;

- формирование нормативно-правовой базы для решения вопросов ме­стного самоуправления и его реформирования в новых условиях;

- создание совместных государственно-муниципальных организаций.

Указанные направления взаимодействия государственных и муници­пальных органов власти должны обеспечивать развитие территории как еди­ного социально-экономического комплекса.

Механизм взаимодействия государственных и муниципальных органов власти включает следующие элементы:

1) научно-методическое и проектно-планировочное обеспечение, опре­деляющее место каждого муниципального образования в перспективном со­циально-экономическом развитии территории;

2) правовое обеспечение;

3) финансово-хозяйственный механизм, включающий инвентаризацию материально-финансовых ресурсов территории, контроль за их рациональ­ным использованием, формирование регионального фонда поддержки муни­ципальных образований;

4) формирование муниципальной собственности (разграничение собст­венности на территории муниципальных образований, передача земли, объ­ектов общегородского и общехозяйственного значения);

5) организация непрерывной системы обучения муниципальных слу­жащих.

Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта осуществляется в следующих основных организацион­ных формах:

во-первых, главными взаимодействующими структу­рами являются сами органы государственной власти и местного самоуправления;

во-вторых, для решения разовых совместных вопросов создаются совместные временные группы и комиссии;

в-третьих, для решения вопросов требующих по­стоянного взаимодействия создаются постоянные рабочие группы и комиссии;

в-четвертых, по вопросам, касающимся всех муниципальных образований данного региона, возможна совместная работа через ассоциации муниципальных обра­зований, для чего им придается необходимый ста­тус.

На некоторых территориях субъектов во взаимоотношениях органов государственной власти и местного самоуправления имеются две крайности, либо они существуют как бы параллельно, автономно, доводя эту автономность до абсурда, либо местное самоуправление подменяют государственным местным управлением, а это не лучшим образом влияет на существующую социально-экономическую ситуацию в регионе.

Содержание и характер полномочий региональной власти позволяет на их основе определить основные направления взаимо­действия органов государственной власти субъектов Российской Феде­рации и органов местного самоуправления:

1) правовое регулирование организации и деятельности местного самоуправления и контроль исполнения соответствующего законодательства;

2) разработка и при­нятие региональных программ развития местного самоуправления,

3) совершенствование разграничения компетенции госу­дарственных органов и органов местного самоуправления,

4) обеспече­ние финансово-экономической основы местного самоуправления,

5) содействие сохранению и развитию исторических и иных местных традиций,

6) защита прав граждан на осуществление местного самоуп­равления.

Сегодня взаимодействие региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления строится на основе других принципов:

· законности,

· сочетания интересов населения субъекта и соответствующего муни­ципального образования, учета исторических и местных традиций,

· самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий,

· взаимного согласия органов государственной власти и органов местного самоуправления при выработке совмес­тного решения;

· обеспеченности финансовыми и материальными ресурсами при реализации вопросов, требующих совместного решения,

· добровольности заключения договоров и соглашений;

· взаимной ответственности,

· гласности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: