Государственный контроль органов МСУ

Ответственность органов МСУ перед государством.

Органы и должностные лица МСУ несут ответственность за нарушение Конституции РФ, законов, за осуществление отдельных государственных полномочий перед государством.

Государственные органы должны осуществлять государственный контроль за деятельностью органов МСУ, за законностью и целесообразностью их действий.

Государственный контроль за выполнением функций органов МСУ, за деятельностью должностных лиц МСУ осуществляют:

-федеральные территориальные органы государственной власти;

-органы государственной власти субъекта РФ.

А) Государственный контроль реализуется как контроль за соблюдением законодательства РФ.

На органы государственной власти РФ и субъектов РФ возложены обязанности правового регулирования организации и деятельности органов МСУ и установления ответственности органов и должностных лиц МСУ за нарушения законов,- то есть, контроль осуществляется прежде всего в правовой сфере.

Контролируется принятие органами и должностными лицами органов МСУ нормативных правовых актов, их соответствие Конституции РФ, законам и подзаконным нормативным правовым актам органов государственной власти РФ и субъектов РФ. Проверяется законность решений и действий органов МСУ. В случае обнаружения противоречий законодательству РФ, нормативные правовые акты органов МСУ подлежат изменениям или отмене.

Б) Помимо нормотворческой деятельности, контролируется фактическое выполнение статей Конституции РФ, федеральных законов, Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ, законов субъектов РФ, постановлений главы исполнительной власти субъекта РФ и др. нормативно-правовых актов органами МСУ и должностными лицами.

Одним из основных направлений контрольной деятельности государственной службы является финансовый контроль за деятельностью органов МСУ. Финансовая база деятельности муниципальной службы складывается не только из местных доходов, но и из поступлений из государственного бюджета. Необходимость тщательного и объективного контроля за состояние финансовой базы деятельности муниципальной службы, как за источниками поступления доходов, так и за расходованием средств, требует дальнейшего развития контрольной финансовой системы, глубокой правовой проработки технологий финансового аудита органов МСУ.

Согласно полномочиям, закрепленным в федеральных законах, органы государственной власти РФ и субъектов РФ обязаны направлять и контролировать социально- экономическое развитие муниципальных образований посредством принятия программ развития МСУ, установления минимальных социальных стандартов.

Федеральные и региональные программы развития, минимальные социальные стандарты реализуются через практическую деятельность органов МСУ.

В настоящее время государственные органы ищут эффективные механизмы контроля за социально – экономической деятельностью органов МСУ. В ряде субъектов РФ разработана система социально- экономических показателей, по ним отслеживают деятельность глав администраций.

Государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств — осуществляется органами государственной власти.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны в соответствии с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий. В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государ-ственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления; указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.

Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

По вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы испол нительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

Признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям, предусмотренным Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий. Органы местной самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления — полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями установлен Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации — законами субъектов Российской Федераций.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:

• вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;

• перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;

• способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;

• перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

• порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

• порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;

• условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

Конституция Российской Федерации определяет предметы ведения местного самоуправления и устанавливает в статье 130, что «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения...». Далее в статье 130 Ч 132.1 называет Конституция Российской Федерации наиболее важные из них — управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка. Согласно статье 132.2 Конституция Российской Федерации отмечает, что к предметам ведения местного самоуправления могут быть отнесены вопросы,связанные с осуществлением отдельных полномочий, которыми могут федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации наделяться органы местного самоуправления.

На основании статей 14, 15, 16 Федерального закона 2003 года органы местного самоуправления могут решать и иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции Федеральными законами и законами субъектов Федерации, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, представляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).

К предметам ведения позволительно отнести вопросы организации органов и должностных лиц местного самоуправления, которые закрепляются указанным Законом (ст. 35, 36, 43 и тд.) данные предметы ведения получают нормативно-правовое регулирование в уставах муниципальных образований, правовых актах выборных, представительных и исполнительных органов местного самоуправления, актах глав муниципальных образований и иных должностных лиц, назначенных представительным органом местного самоуправления или главой муниципального образования.

Перечисленные вопросы, отнесенные к ведению муниципальных образований, в своей совокупности представляют предметы ведения местного самоуправления.

Фадеев В. И. дает следующее определение предметам местного самоуправления:

Предметы ведения местного самоуправления — это круг определяемых Конституцией Российской Федерации, Федеральными Законами, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований вопросов, обусловленных осуществлением местного самоуправления, его задачами и целями, местом и ролью в осуществлении власти народа, решение по которым принимается населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления самостоятельно.

На взгляд автора данной работы это определение более полно отражает сущность предметов ведения местного самоуправления, так как другие юристы, как Кудинов О. А.. и в учебном пособии под редакцией Дмитриева Ю. А. не охватывают своими трактовками весь круг вопросов, составляющих предметы ведения местного самоуправления, а так же весь набор законов и нормативно-правовых актов, образующих правовой фундамент местного самоуправления. В современных условиях основное содержание предметов ведения местного самоуправления составляют вопросы местного значения. Федеральный Закон 2003 года определяет, что вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Закон № 131-ФЗ определяет перечень вопросов местного значения для муниципальных образований каждого вида:

а) для городских и сельских поселений;

б) для муниципальных районов;

в) для городских округов.

Законы субъектов Федерации закрепляют перечень вопросов местного значения для внутригородских муниципальных образований городов федерального значения с учетом соответствующих положений Федерального закона и исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Федеральный Закон 2003 года закрепляет следующие вопросы местного значения, отнесенные к ведению муниципальных образований:

1. вопросы формирования, утверждения, исполнения местного бюджета и контроль за его исполнением, установления, изменения и отмены местных налогов и сборов, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

2. вопросы жилищно-коммунального хозяйства, строительства, транспорта, связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

3. вопросы образования, культуры, здравоохранения, отдыха и спорта;

4. вопросы организации благоустройства и озеленения территории, содержания мест захоронения, охраны окружающей среды;

5. вопросы охраны общественного порядка, гражданской обороны, обеспечения безопасности населения, опеки и попечительства;

6. вопросы формирования и содержания муниципальных архивов.

Закон 2003 года отнес к ведению муниципального района особый вопрос — выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района.

Перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в закон 2003 года.

Закон 2003 года установил переходный период до 1 января 2009 года. В переходный период порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений определяется законом субъекта Федерации в соответствии с Законом 2003 года. Законы субъектов Федерации в переходный период могут предусматривать решение вопросов местного значения вновь образованных поселений органами местного самоуправления муниципальных районов. 28 июня 2007 года в Московском областном центре «Нахабино» прошла научно-практическая конференция «Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований — правовая и экономическая основа. Практика взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований». Основная тема конференции — проблемы переходного периода реформы местного самоуправления.

В Подмосковье муниципальные образования решают пока 18 вопросов местного значения. Закон 2003 года предусматривает для городских и сельских поселений 27 вопросов местного значения, для муниципальных районов — 24, для городских округов — 32. К началу 2009 года все муниципальные образования должны решать все вопросы местного значения, «положенные» по Закону 2003 года.

В переходный период уже выявлен ряд проблем в правовом регулировании предметов ведения местного самоуправления, вопросов местного значения:

1. в экономической сфере — имеют место проблемы правового регулирования вопросов формирования и разграничения муниципального имущества;

2. в сфере земельных отношений — правовой порядок разграничения государственной собственности на землю представляет собой достаточно сложную процедуру и оформление права собственности муниципальных образований на земельные участки требует значительных затрат;

3. в жилищно-коммунальной сфере — несоответствие полномочий органов местного самоуправления, предоставляемым отраслевым жилищным законодательством и Федеральным законом;

4. при реализации особенностей отдельных видов муниципальных образований законодательством не обеспечены условия для развития социальной и научно-производственной инфраструктуры наукоградов и закрытых административно-территориальных образований в целях создания национальной инновационной системы, обеспечения конкурентоспособности страны и национальной безопасности.

Учитывая перечисленные проблемы в правовом регулировании предметов ведения местного самоуправления, участники научно-практической конференции посчитали нужным рекомендовать:

1. Принять федеральный закон, устанавливающий особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества с учетом сложившейся практики.

2. Внести изменения в Федеральный Закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о расширении перечня имущества, которое находится в муниципальной собственности, в целях приведения его в соответствие с перечнем вопросов местного значения муниципальных образований.

3. Обеспечить до 30 сентября 2007 года принятие законов Московской области о разграничении имущества между муниципальными районами и вновь образованными поселениями, входящими в их состав.

4. Обеспечить принятие до 30 сентября 2007 года законов Московской области о передаче дополнительных вопросов местного значения вновь образованным поселениям, входящим в состав муниципальных районов Московской области.

5. Разработать и внести изменения в федеральные законы, уточняющие особенности организации местного самоуправления в наукоградах и их статусе, в первую очередь в части установления полномочий органов местного самоуправления наукоградов по созданию условий для развития инновационной деятельности.

Переходный период характеризуется мониторингом законодательства и правоприменительной практики по правовому ведению предметов ведения местного самоуправления, что позволит в дальнейшем добиться эффективной работы органов местного самоуправления.

Наряду с вопросами местного значения в ведении муниципальных образований могут находиться вопросы, связанные с реализацией органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. В соответствии с частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Это обусловлено:

· во-первых, тем, что органы местного самоуправления входят в качестве составного элемента в общую систему публичной власти в государстве, что предполагает их тесное взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти при решении вопросов местного значения;

· во-вторых, в силу наибольшей приближенности к населению, органы местного самоуправления могут осуществлять отдельные государственные полномочия с большей эффективностью, нежели государственные органы.

Федеральный Закон 2003 года в статье 19 определяет, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Федерации, по вопросам, не отнесенным указанным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Закон 2003 года определяет порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями федеральными законами и законами субъектов Федерации их содержание по форме передачи, устанавливают порядок представления субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Закон 2003 года определяет требования к осуществлению органами местного самоуправления отдельных государственных функций и устанавливает формы государственного контроля при этом.

На основании анализа законов субъектов Федерации, можно придти к выводу, что достаточно часто передаются органам местного самоуправления государственные полномочия субъекта Российской Федерации в области:

· ведения записи актов гражданского состояния;

· совершения нотариальных действий;

· ведения воинского учета;

· участия в организации гражданской обороны;

· регулирования предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· управления жилищным фондом;

· использования лесов и других.

Законы субъектов Федерации должны соответствовать Закону 2003 года о порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.

В указанных законах субъектов Федерации должны найти отражение следующие основные положения:

Во-первых, принцип целесообразности, социально-экономической обоснованности, учета интересов муниципального образования при передаче соответствующих полномочий;

Во-вторых, в соответствующем законе должен быть предусмотрен пошаговый порядок мер, принимаемых при осуществлении рассматриваемой процедуры;

В-третьих, должен быть четко определен перечень материальных средств, необходимых для обеспечения реализации органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в полном объеме;

В-четвертых, в соответствующем законе должны присутствовать нормативы, на основании которых будет определяться объем финансовых средств, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок исчисления этих нормативов;

В-пятых, должен быть предусмотрен порядок прекращения исполнения соответствующих государственных полномочий.

В ведении местного самоуправления могут находиться и иные вопросы, о чем уже подробно говорилось на странице 7. Наконец, в круг предметов ведения местного самоуправления входят вопросы, связанные с формированием и организацией рабы органов и должностных лиц местного самоуправления.

Закон 2003 года определяет полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления по изданию муниципальных правовых актов. Так, в соответствии со статьей 43 Федерального закона глава муниципального образования издает постановления по вопросам местного значения и по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, и издает распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.

В переходный период выявлены проблемы в правовом регулировании вопросов, связанных с формированием и организацией работы органов и должностных лиц местного самоуправления, так как Федеральным законом 2003 года в недостаточном объеме регламентированы статус и гарантии депутата и выборного должностного лица местного самоуправления, а у субъектов Российской Федерации отсутствует право законодательно регулировать указанные вопросы.

Упомянутая научно-практическая конференция в Московском областном центре «Нахабино» предлагает предоставить органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по урегулированию статуса депутата, выборного должностного лица местного самоуправления.

В соответствии с рекомендациями Конференции Московская областная дума приняла законы о разграничении имущества между муниципальными районами и вновь образованными поселениями, входящими в их состав, и о передаче дополнительных вопросов местного значения вновь образованным поселениям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: