Подзаконными нормативными правовыми актами об административной реформе выделена функция оказания федеральными органами исполнительной власти государственных yc^y. Первоначально данная функция была возложена на федеральные агентства, а впоследствии, как уже сказано, включена также в состав функций некоторых других федеральных органов исполнительной власти.
Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. Указа Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649) под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами (п. 2 «д»). Из этого следует: а) перечень сфер, в которых могут указываться государственные услуги, является открытым; б) круг и содержание государственных услуг в указанных сферах не определены, а следовательно, могут быть истолкованы применяющими Указ по своему усмотрению, в том числе и не в соответствии с его целями;
в) иные сферы, в которых может предусматриваться оказание государственных услуг, могут устанавливаться федеральными законами. Значит, данная категория должна быть отражена в федеральных законах, предусматривающих государственные услуги, в регулируемых ими сферах. В более общей трактовке, используя терминологию данного Указа, государственной может быть признана услуга, если она квалифицируется именно как государственная услуга, а не услуга вообще, в нормативных правовых актах органов, уполномоченных ее устанавливать;
г) Указ имеет ограниченную сферу действия, ибо адресован лишь федеральным органам исполнительной власти и подведомственным им организациям. В нем нет ответа на вопрос о том, допускается ли оказание государственных услуг органами исполнительной власти субъектов РФ, публичных услуг органами местного самоуправления? Если да, то на каких правовых основаниях?
Что касается трактовки сути государственных услуг как особой разновидности услуг, то ее содержание в нормативных правовых актах пока не раскрыто. На этот счет имеются неоднозначные суждения. Поскольку государственные, а более широко, публичные услуги обладают бьющим в глаза коррупционным потенциалом, то на первый план выступает необходимость уяснения, какие решения и действия государственных органов в отношении граждан и их объединений не могут быть признаны государственными услугами. Исходным надо признать постулат: государственная власть не может быть государственной услугой.
Принципиально не верным, искажающим сущность государственной власти, признавать государственными услугами управленческие решения и действия государственных органов, которые они обязаны совершать в обеспечение реализации гражданами и юридическими лицами предоставленных им прав и возложенных на них обязанностей[57]. Конституционные гарантии прав граждан никак не сопрягаются с предоставлением им государственных услуг, ибо обеспечение конституционных прав граждан — важнейшая задача государства в лице уполномоченных органов, которая не трансформируется в государственную услугу.
Подмена «задачи» «государственной услугой» концептуально обосновывает и юридически ослабляет гарантии прав граждан. Из этого следует, например, что государственное образовательное учреждение, в рамках которого граждане реализуют гарантированное конституцией право на общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование, осуществляет образовательную деятельность, решает государственную задачу, не являющуюся услугой в государственно-правовом смысле. Аналогично решается вопрос в случаях оказания бесплатной медицинской помощи, государственного пенсионного обеспечения. Было бы извращением сути признать государственной услугой выплату пенсии гражданину, ставшему инвалидом в результат участия в боевых действиях по защите интересов общества и государства. Напротив, выполнение соответствующих видов деятельности не государственными учреждениями и иными образования, не противоречащие нормативным правовым актам, могут признаваться их услугами.
В принципе словосочетание «государственные услуги» представляется неудачным. Реалиям соответствовало бы понятие «услуги государственных органов, не связанные с осуществлением государственно-властных полномочий» (условно — услуги государственных органов). Имеются в виду услуги, которые по своей юридической природе не могут быть квалифицированы как государственные, например, предоставление специализированными подразделениями этих органов определенной информации, экспертных заключений и иных услуг, в том числе платных. Такие услуги не должны быть результатом осуществления данным органом государственно-управленческой деятельности.
ГЛАВА 7 Органы местного самоуправления
В системе местного самоуправления важная роль принадлежит его органам. Они представляют собой конкретные организационно-правовые формы, призванные обеспечивать реализацию гражданами своих прав на местное самоуправление, реально участвовать в его осуществлении. Наряду с решением собственных вопросов, отнесенных к их ведению, они обязаны содействовать эффективному использованию населением разнообразных форм непосредственного осуществления им местного самоуправления.
Поэтому правовые основы местного самоуправления в целом имеют непосредственное отношение к организации и функционированию его органов.
В настоящее время общие основы правового положения органов местного самоуправления определяются изданным в соответствии с Конституцией РФ ФЗ от 16 сентября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления».
Концепция правового регулирования местного самоуправления заключается в возможности многообразия организационных форм и правового положения его органов.
По правовым основаниям образования надо различать два их вида: а) органы, образование которых предусмотрено указанным законом, а именно: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования. По общему правилу, наличие таких органов в муниципальном образовании является обязательным. Случаи, когда таких органов, за исключением контрольного органа, может не быть в муниципальном образовании, предусмотрены законом. Наименования органов данной группы устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций;
б) иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В уставе муниципального образования должны определяться порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы их организации и деятельности.
Кроме представительного органа, имеющего значительную исключительную компетенцию, важными субъектами местного самоуправления являются глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования. В процессе формирования деятельности данных субъектов возникают многие общественные отношения, регулируемые административным правом.
Глава муниципального образования — его высшее должностное лицо, избираемое на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. Правовое положение главы муниципального образования в известной степени зависит: а) от способа его избрания. При избрании на муниципальных выборах он либо входит в состав представительного органа с правом решающего голоса и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию. При избрании представительным органом он становится его председателем; б) от способа формирования представительного органа. Когда такой орган муниципального района состоит из глав входящих в него поселений и избранных в его состав депутатов поселений, глава становится лишь председателем представительного органа; в) от численности поселения. В поселениях с численностью менее 1000 человек глава администрации независимо от способа его избрания одновременно может быть, в порядке исключения, председателем представительного органа поселения и главой местной администрации. В других случаях глава не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации.
Глава наделяется уставом муниципального образования в соответствии со ст. 36 Закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.
Местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования. Местной администрацией руководит ее глава на принципах единоначалия. Ее главой является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту по результатам конкурса на ее замещение. Контракт заключается главой муниципального образования.
Общие положения, касающиеся порядка определения условий контракта и проведения конкурса, сформулированы в упомянутом Законе.
Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению ее главы. В нее (структуру) могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
Местная администрация обладает полномочиями двоякого рода: а) наделяемыми уставом по решению вопросов местного значения; б) для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
Контрольными органами муниципального образования могут быть контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др. Они образуются для контроля исполнения местного бюджета, соблюдения порядка его подготовки и рассмотрения, отчета его исполнения; соблюдения порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Контрольный орган формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
Кроме того, правовое положение органов местного управления в самом общем виде характеризуется также тем, что:
а) органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, взаимодействуют с ними на основе законов;
б) их общее правовое положение, принципы организации, основные виды организационных форм, важнейшие полномочия по решению вопросов местного значения установлены законом;
в) перечень вопросов местного значения муниципального образования, по решению которых соответствующие органы обладают собственными полномочиями, также определен законом;
г) органы местного самоуправления полномочия, установленные ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», осуществляют самостоятельно. Подчиненность органа (должностного лица) местного самоуправления одного муниципального образования органу (должностному лицу) другого муниципального образования не допускается;
д) органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями, но только федеральными законами и законами субъектов РФ. Такие полномочия осуществляются органами местного самоуправления районов и городских округов. Иное может быть установлено федеральным законом или законом субъекта РФ. Контроль за осуществлением указанных полномочий, а также использованием предоставленных на эти цели материальных и финансовых ресурсов возложен на органы государственной власти.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти в пределах их компетенции вправе издавать обязательные для исполнения правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением;
е) деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления подконтрольна и поднадзорна органам прокуратуры и другим уполномоченным федеральным законом органам;
ж) отдельные полномочия органов местного самоуправления могут временно исполняться органами государственной власти субъектов РФ. Возможные случаи, а также порядок исполнения определены ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ст. 75).
От органов местного самоуправления надо отличать органы территориального общественного управления, под которыми понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий указанных органов устанавливаются в уставе территориального общественного управления.
ГЛАВА 8 Государственные служащие