Введение. Думайте о юристах что хотите, но только хорошее

Думайте о юристах что хотите, но только хорошее.

Переход России к новой системе социально-экономических отношений закономерно привел к тому, что профессия "юрист" из категории престижных переместилась в разряд самых престижных. Наряду с положительными аспектами данного явления, очевиден его минус. Ажиотаж, возникший вокруг этой специальности, стал очередным доказательством перехода количественных изменений в качественные, но только в сторону потери качества. На первом занятии со студентами 5 курса по дисциплине "Этические основы процессуальной деятельности" проводя "мозговой штурм", выясняя цели, которые они преследовали, поступая на юридический факультет, традиционно выясняется, что, как правило, на юриста идут учиться не по призванию, не из интереса к профессии и т.д., а по совершенно другим соображениям - материальной выгоды, желания сделать карьеру, получить доступ к власти, по воле родителей и т.д. Стоит ли удивляться, что выявляется очевидная недооценка гражданской значимости своей профессии у лиц, которые уже менее чем через год получат диплом и будут заниматься правоприменительной деятельностью.

Это приводит к тому, что в профессиональную среду юристов попадают "случайные люди", которые по различным параметрам, в том числе по морально - этическим качествам, не соответствуют предъявляемым к ним обществом требованиям. В народе давно бытует выражение:

"Юристы - это дипломированные негодяи".

Указанная проблема очевидна и самим юристам. Так, Первый Всероссийский конгресс адвокатов, состоявшийся в 1999г., в одной из своих резолюции признал: "на волне эволюции российской адвокатуры в среду адвокатов проникает много случайных, недостойных по своим профессиональным и нравственным качествам людей...".[1] Сами юристы шутят на эту тему, утверждая, что

"99 процентов непорядочных юристов создают остальным

дурную репутацию".

Как следствие осознания указанной проблемы были приняты корпоративные этические кодексы: Кодекс лиц рядового и начальствующего состава органов МВД (утв. Приказом Министра внутренних дел России № 501 от 19.11.93), Кодекс чести судьи (21.10. 1993г.), а затем и Кодекс судейской этики, Кодекс профессиональной этики адвоката (31.01.2003г.).

В последнее время наблюдается очевидный, и вполне закономерный всплеск научных и ученых работ, посвященных этой проблематике.

Вместе с тем, трудно назвать работу, посвященную именно проведению практических занятий со студентами по данной отрасли знаний.

Вместе с тем, учебное пособие такого рода в настоящее время особенно актуально, ибо преподавание именно этой дисциплины имеет свою специфику, обусловленную особенностями предмета, предопределяющими ее особое положение в системе дисциплин юридического цикла.

Среди особенностей предмета хотелось бы выделить следующие:

"Мораль - не перечень поступков и не сборник правил, которыми можно пользоваться, как аптекарскими или кулинарными рецептами"

Джон Дьюи.

В отличие от большинства дисциплин, изучаемых студентами юридического факультета, здесь нет такой базы, как система нормативных актов, и, тем более, единого кодифицированного источника. Здесь не системы "готовых" знаний. Задача педагога - помочь студентам научиться распознавать нравственные проблемы, видеть различные варианты разрешения нравственных коллизий в будущей профессиональной деятельности и выбирать наиболее оптимальные из них.

"Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно" А. Шопенгауэр.

Задача преподавателя - не поддаться искушению идти по более легкому пути- пути морализаторства. Нужно помнить: научить морали нельзя. Бессмысленна задача осуществить нравственное воспитание взрослой аудитории за то немногое количество аудиторных часов, которые отведены данному спецкурсу. Морали можно только научиться. До тех пор, пока студент сам не переживет хотя бы искусственно смоделированные ситуации, для него полученные знания останутся чужими, пустой, ненужной информацией, теряющейся после сдачи зачета, экзамена. Вот почему основная задача педагога, преподающего данную учебную дисциплину - заставить аудиторию думать, пропускать через себя проблемные ситуации, осуществлять самостоятельную работу. Преподавание судебной этики, скорее всего, предполагает формирование нравственного сознания личности.

 
 


"Мораль была бы пустой наукой, если бы она не могла показать, что его

величайший интерес заключается в том, чтобы быть добродетельным."

П. Гольбах.

Задача педагога - замотивировать студенческую аудиторию, показать значимость норм профессиональной этики в профессиональной деятельности юриста, которые, как показывает опыт автора, изначально воспринимаются студентами как второстепенные и необязательные.

Учитывая специфику предмета, автор постарался сделать настоящее пособие максимально доступным, познавательным и увлекательным.

В практикуме читатель найдет много поучительных афоризмов, остроумные народные притчи, легенды, поговорки и пословицы разных времен и народов, современные шутки о юристах, интересные высказывания политических деятелей, ученых и практиков, выдержки из художественных произведений, которые позволяют задуматься над проблематикой курса.

При этом автор не стремился к тому, чтобы в пособии доминировало какое-то одно представление, а, наоборот, старался продемонстрировать разные, порой даже диаметрально противоположные взгляды, предлагал к обсуждению иногда, на первый взгляд, абсолютно абсурдные идеи, соглашаясь с тем, что

 
 


"Чем бесспорнее изречение, тем больше опасность, что оно

станет общим местом".

Л. Вовенарг.

Используя существующие известные шутки о юристах для постановки проблемных вопросов, предлагая их к обсуждению, автор исходил из известного постулата, согласно которому

 
 


"Главная проблема шуток про юристов состоит в том, что юристам они

кажутся не смешными, а все остальные не считают их шутками."

При написании работы автор опирался на свой опыт преподавания данной дисциплины, использовал публикации художественного и публицистического характера, а также данные, полученные в результате проведенного им исследования дисциплинарной практики Палаты адвокатов Самарской области, в ходе которого программированному исследованию было подвергнуто около 800 дисциплинарных производств в отношении адвокатов.

Значительную роль в формировании проблематики учебного пособия сыграл анализ научных трудов С.Ария, О.Я. Баева, М.О. Баева, А.В. Воробьева, М.С. Строговича, А.Д. Бойкова, М.Ю. Барщевского, Я.С. Киселева, Е.А. Красниковой, А.С. Кобликова А.Л. Цыпкина и других.

При выработке сюжетов к некоторым задачам были использованы материалы из ранее опубликованной учебной и учебно-методической литературы, о чем по тексту делается соответствующее указание. Список использованной при написании учебной и учебно-методической литературы представлен в Приложении 2.1

Автор надеется, что настоящее пособие будет полезно не только для студентов и преподавателей вузов, но и для практикующих юристов, а также всем тем, кому не безразличны правоприменительные реалии.

Надеемся, что в данном пособии каждый сможет найти для себя то, что даст пищу для ума и работу для души.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: