"Жизнь никогда не бывает справедливой. Для большинства из нас так оно, пожалуй, и лучше".
(О. Уайльд).
№7***
Определите, о какой категории справедливости идет речь в приведенных выражениях.
Укажите, при возможности, какие концепции справедливости в них представлены. (С общей характеристикой существующих категорий и концепций справедливости можно ознакомиться в Приложении 1.4.).:
"От каждого -по способностям, каждому - по потребностям" (Сен-Симон, Э. Кабе).
"Око за око, зуб за зуб" (принцип талиона).
"Равенство-начало справедливости" (Сенека);
"Кому много дано, с того много и взыщется" (Библия).
"Кто не работает, тот не ест".
"Суд - это имитация справедливости путем юридической процедуры". (В. Котов);
"Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому свое" (Цицерон);
"Мерилом справедливости не может быть большинство голосов" (Ф. Шиллер);
"Равенство всех - это вопиющая несправедливость, так как при этом величайшим людям приходится становиться слишком малыми" (Ф. Ницше);
|
|
"Давать каждому свое - это значило бы желать справедливости и достигать хаоса" (Ф. Ницше);
"Оплати за обиду справедливостью, оплати за доброту добротой" (Конфуций).
"Справедливость - это твердое и постоянное желание каждому воздавать по заслугам" (Юстиниан).
"Несправедливость, причиненная одному лицу, часто бывает полезна всему обществу" (Юниус).
№8***
Персидская легенда гласит:
"Деревенский кузнец убил человека, и кадий приговорил его к смертной казни. Жители деревни толпой пришли к кадию и заявили:
- Кузнец у нас один. Если ты его казнишь, кто же будет подковывать наших мулов и ослов? Пусть казнят вместо него бакалейщика, он нам не так нужен.
Кадий подумал и ответил:
- Зачем же убивать бакалейщика? Он тоже один. Давайте, казним одного из служителей бани - ведь их там двое."
Какой смысл заключен в этой легенде? Какая категория справедливости обсуждалась? Какой концепцией справедливости руководствовались в данном случае? (Категории и концепции справедливости представлены в Приложении 1.4.).
№9***
В интерпретации К. Мелихана существует три вида справедливости.
1. Большой и маленький получают поровну. Обоснование: большой один и маленький один.
2. Большой получает больше маленького. Обоснование: большому и надо больше.
3. Большой получает меньше маленького. Обоснование: у большого и так все большое.
Примечание. Обоснование (а вместе с тем и понятие справедливости) меняется в зависимости от того, кто распределяет - большой или маленький.
Какое свойство категории "справедливость" подчеркивается в данном утверждении. О какой категории справедливости в нем говорится? (Категории и концепции справедливости представлены в Приложении 1.4.).
***