Практический раздел

Планы проведения семинарских и практических занятий по дисциплине

«Стратегическое управление».

Семинар 1. Введение в стратегический менеджмент. Предпосылки возникновения и этапы развития стратегического управления.

Вопросы:

1. Понятие стратегического управления.

2. Исторические предпосылки возникновения стратегического менеджмента.

3. Этапы развития стратегического менеджмента.

4. Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности.

Практическое задание: заполнить таблицу «Основные отличия стратегического управления от оперативного» [см.: Практикум для студентов]

Реферативные доклады:

· Стратегические бизнес-единицы (хозяйственные подразделения) и стратегические зоны хозяйствования корпоративных структур.

Семинар 2. Современный подход к развитию организации. Развитие и использование электронного бизнеса

Вопросы:

1. Понятие организации. Эволюция управленческой мысли и организации

2. Стратегический аспект в управлении развитием организацией.

3. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент.

4. Предпосылки стратегического управления в Республике Беларусь.

Реферативные доклады:

· Жесткие корпоративные структуры, реализующие стратегическое управление.

· Мягкие корпоративные структуры, реализующие стратегическое управление.

Семинар 3. Варианты стратегического состояния (стратегический куб).

Вопросы:

1. Политический вектор модели стратегического состояния компании

2. Экономический вектор модели стратегического состояния компании

3. Организационный вектор модели стратегического состояния компании

Практическое задание: «Выбор варианта стратегического состояния компании» [см.: Практикум для студентов]

Семинар 4. Диагностика внутренней и внешней среды организации

Вопросы:

1. Характеристика внешней и внутренней среды

2. Методы анализа состояния компании

Практическое задание № 1. Проведите стратегический PEST - анализ для конкретного предприятия, с учетом специфики его деятельности. [см.: Методич.указания для студентов]

Практическое задание № 2. Проведите стратегический SNW - анализ для конкретного предприятия, с учетом специфики его деятельности [см.: Методич.указания для студентов]

Реферативные доклады:

· Алгоритм проведения комплексного ситуационного анализа внутренней и внешней среды компании методом PEST-анализа.

Семинар 5. Методы комплексного анализа среды организации

Вопросы:

1. Этапы SWOD – анализа

2. Вертикальные цепочки ценностей

Реферативные доклады:

· SWOT-анализ – как первичный инструмент стратегического анализа. Особенности проведения.

· технология SWOT-анализа. Основные компоненты SWOT-анализа. Факторы, учитываемые при проведении SWOT-анализа.

Семинар 6. Этапы и способ установления целей. Миссия компании

Вопросы:

1. Значение миссии, и ее определение

2. Миссия и цели предприятия.

3. Процесс создания миссии.

4. Мини - стратегия: стратегические цели, стратегические целевые приоритеты.

Практическое задание № 1. Сформулируйте и разработайте миссию для конкретного предприятия [см.: Практикум для студентов]

Практическое задание № 2 «Стратегические цели компании» [см.: Практикум для студентов]

Реферативные доклады:

· Управление по целям. Основные составляющие управления по целям.

Семинар 7. В ыбор стратегии

Вопросы:

1. Факторы, учитываемые при выборе стратегии.

2. Этапы формирования стратегии

3. Анализ портфеля организации.

Практическое задание. С формулируйте мини – стратегию для конкретно выбранного объекта исследования. [см.: Практикум для студентов]

Семинар 8. Базисные (эталонные стратегии)

Вопросы:

1. Стратегии концентрированного роста.

2. Стратегии интегрированного роста.

3. Стратегии диверсифицированного роста

4. Стратегии сокращения.

Практическое задание № 1. Определение типов стратегии используемых компаниями на конкретных примерах[см.: Практикум для студентов]

Практическое задание № 2. Определение стратегии в соответствии с её целевым назначением [см.: Практикум для студентов]

Семинар 9. Стратегии организационных уровней.

Вопросы:

1. Корпоративная стратегия.

2. Деловая стратегия

3. Функциональная стратегия

4. Операционная стратегия

5. Особенности реализации стратегии.

Практическое задание «Пирамида стратегий» [см.: Практикум для студентов]

Реферативные доклады:

· Технология выстраивания стратегической пирамиды.

· Основные составляющие корпоративной стратегии. Направления корпоративной стратегии.

· Значение функциональной стратегии для организации.

· Основные направления разработки деловой стратегии организации.

· Характеристика деловой стратегии, дающей прочное конкурентное преимущество.

Семинар 10. Стратегические изменения в организации.

Вопросы:

1. Типы проведения изменений

2. Сопротивление системы стратегическим изменениям

3. Управление сопротивление

4. Стили проведения изменений

Реферативные доклады:

· Индивидуальное и групповое сопротивление стратегическим измененим

· Специфика основных стилей руководства, применяемых при реализации стратегии.

Семинар 11. Стратегический контроль.

Вопросы:

1. Этапы стратегического контроля

2. Характеристики эффективного контроля. Стратегический контроль.

Семинар 12. Анализ позиций в конкуренции

Вопросы:

1. Модель БКГ

2. Модель «Дженерал Электрик – МикКинзи»

Практическое задание №1. Использование модели BCG на примере конкретного предприятия. [см.: Практикум для студентов]

Практическое задание № 2. Составление матрицы GE/McKinsey, для конкретного предприятия [см.: Методич.указания для студентов]

Реферативные доклады:

· Цели и этапы проведения портфельного анализа.

· Матрица Бостонской консультационной группы. Модифицированная матрица БКГ.

Семинар 13. Анализ позиций в конкуренции

Вопросы:

1. Методика Ансофф

2. Матрица баланса жизненных циклов

Практическое задание. Методы определения оптимального набора стратегических зон хозяйствования [см.: Практикум для студентов]

Реферативные доклады:

· Матричная техника анализа. Матрица Ансоффа и трехмерная схема Абеля.

Семинар 14. Стратегический анализ конкурентов

Вопросы:

1.Оценка конкурентных преимуществ.

2.Защита конкурентных преимуществ

Реферативные доклады:

· Стратегии корпоративных организаций и образований как результат развития концентрации, централизации и структуризации бизнеса и эволюции корпоративных структур.

· Стратегические конкурентные компетенции компании.

Семинар 15. Базовые конкурентные стратегии (БКС) в отрасли

Вопросы:

1. БКС как инструмент стратегии.

2. БКС по конкретным продуктам.

3. Генерические стратегии М.Портера (1985).

4. Ценностная цепочка М. Портера и система стоимости.

Практическое задание. Определение базовой конкурентной стратегии определенного предприятия на рынке. [см.: Практикум для студентов]

Семинар 16. Конкурентоспособность фирмы

Вопросы:

1. Оценка конкурентоспособности

2. Конкурентные стратегии в малом бизнесе

Реферативные доклады:

· Виолентные (силовые) стратегии доминирования на обширных рынках крупных фирм («слонов»).

· Патиентные (нишевые) стратегии доминирования различных компаний с узкой специализацией («лис»).

· Коммутантные (приспособленческие) стратегии мелких фирм («серых мышей»), направленные на производство неспециализированной часто меняющейся продукции.

· Эксплерентные (пионерные) стратегии быстро растущих малых и средних фирм («ласточек»), осваивающих новую продукцию.

Семинар 17. Стратегические решения

Вопросы:

1. Методы принятия стратегических решений

2. Формы принятия решений по целям и стратегиям.

Практическое задание. Методы принятия управленческих решений в условиях неопределенности, определенности и риска [см.: Практикум для студентов]

Реферативные доклады:

· Информационные технологии и программно-компьютерные средств разработки стратегических решений

· Бенчмаркинг – как инструмент принятия стратегических решений

Семинар 18. Бизнес-план в стратегическом управлении предприятием.

Вопросы:

1. Структура и содержание бизнес план

2. Рекомендации по составлению бизнес-плана.

3. Оценка стратегически рисков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: