Привязка и нивелирование трассы

В процессе нивелирования необходимо получить отметки всех пикетных точек, начала, середины и конца кривой, плюсовых точек и точек поперечных профилей. В программу практики построение поперечных профилей не входит. Нивелирный ход привязывается к двум реперам или пунктам сетей сгущения. Если трасса опирается только на один репер, то её нивелируют двойным ходом – в прямом и обратном направлении, или двумя нивелирами, один вслед другому. Привязка к реперам выполняется без разбивки пикетажа.

По программе учебной практики, привязка нивелирного хода должна быть выполнена к одному или двум пунктам учебного геодезического полигона, отметки которых имеются в каталоге координат и высот (Приложение Б).

Нивелирование технической точности выполняется способом из середины, с расстоянием от нивелира до рейки от 50 до 150 метров.

При нивелировании трассы, как связующим точкам, предпочтение отдаётся пикетам, а плюсовые точки, как правило, промежуточные. При большом уклоне, как связующие, можно использовать и плюсовые точки. На крутых склонах допустимо использовать для связующих точек иксовые точки (с неизвестным расстоянием до них). Таких точек на трассе может быть несколько. Они нумеруются буквой «Х» с порядковым номером, например: «Х2», или «Х7».

На станции вначале нивелируются связующие точки, и только после выполнения контроля (превышение, полученное по чёрной стороне рейки, не должно отличаться от превышения, полученного по красной стороне рейки, более чем на 5 мм), приступают к нивелированию промежуточных точек. Отсчёты на которые, допустимо считывать только по чёрной стороне рейки. Пример нивелирования на станции с промежуточной точкой представлен на рисунке 3.

Полученные результаты заносятся в журнал нивелирования трассы (таблица 1). По мере заполнения полевого журнала выполняется постраничный контроль. Постраничный контроль необходимо выполнять только для связующих точек. Отсчёты на промежуточные точки в нём не используются.

Рисунок 8.3 - Схема нивелирования на станции с промежуточной точкой

Контроль состоит в следующем. Подсчитывается сумма отсчётов по чёрной и красной сторонам задней рейки (Σазад.), затем, подсчитывается сумма отсчётов по чёрной и красной сторонам передней рейки (Σвпер.) и определяется первое превышение:

(8)

Подсчитывается сумма положительных превышений вычисленных по чёрной и красной сторонам рейки Σ(+)hвыч., затем сумма отрицательных превышений вычисленных по чёрной и красной сторонам рейки Σ(-)hвыч. и определяется второе превышение:


Таблица 1 – Журнал нивелирования трассы

№ стан- ции № точки Отсчёт по рейке, мм Превышение, мм Среднее превышен., мм Исправ. превыш. мм Отметка ГП, м Отметка точки, м
задний передний промеж. + - + -
  Реп.3 ПК0               +1   -318   50.000 49.682
  ПК0 +32 +80 ПК1           +1     +2124 52.614 52.616 52.615 49.682 49.766 51.769 51.806
  ПК1 ПК2 +25 ПК3             +2   -849 53.018 53.019 53.018 51.806 51.960 51.897 50.957
  ПК3 ПК4 +38           +2     +1719 53.695 53.696 53.696 50.957 52.570 52.676
                       
Постраничный контроль Σ   34 716   29 376   -   7 680   2 340   3 840   1 170      


Продолжение таблицы 1 – Журнал нивелирования трассы

№ станц. № точки Отсчёт по рейке, мм Превышение, мм Среднее превышен., мм Исправ. превыш. мм Отметка ГП, м Отметка точки, м
задний передний промеж. + - + -
  +38 ПК5 +25           +1     +2605 55.662 55.662 55.662 52.676 55.101 55.281
  +25 ПК6           +1     +2447   55.281 57.728
  ПК6 Х             +1   -2619   55.728 55.109
  Х ПК7 +35             +1   -2529 55.511 55.513 55.512 55.109 52.862 52.580
  +35 Реп.12             +1   -218   52.580 52.362
Постраничный контроль Σ   39 178     -   10 100     5 050   5 369      

Продолжение таблицы 1 – Журнал нивелирования трассы

№ станц. № точки Отсчёт по рейке, мм Превышение, мм Среднее превышен., мм Исправ. превыш. мм Отметка ГП, м Отметка точки, м
задний передний промеж. + - + -
                       
                       
                       
Контроль по ходу Σ   73 894   69 192   -   17 780   13 078   8 890   6 539      

Невязка хода

Допустимая невязка


(9)

Подсчитывается сумма положительных средних превышений Σ(+)hср., затем сумма отрицательных средних превышений Σ(-)hср. и определяется третье превышение:

(10)

Полученные на странице превышения постраничного контроля h1, h2, h3 не должны отличаться более чем на 1 миллиметр.

Затем выполняется контроль по ходу. Аналогично постраничному контролю.

После окончания нивелирования трассы вычисляют невязку:

для замкнутого хода:

(11)

для разомкнутого хода:

(12)

где, Σhср. - сумма средних превышений в нивелирном ходе, м;

Нкон. – отметка конечного репера, м;

Ннач. - отметка начального репера, м.

Допустимая невязка считается по формуле:

(13)

где, fhдоп. – допустимая невязка, мм;

L – длина нивелирного хода, км.

При проложении хода в условиях сложного рельефа, когда число станций на один километр хода более 25, допустимая невязка считается по формуле:

(14)

где, n – число станций в ходе.

В камеральных условиях выполняется обработка полученных полевых материалов и построение требуемых чертежей.

Обязательным условием выполнения полевых работ является соблюдение требований техники безопасности и ораны труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: